Необходимость государственного регулирования
Рынок, как было показано в предыдущих главах раздела «Микроэкономика», представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ (см. выше), минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий (см. ниже)
Согласно теореме Коуза, если трансакционные издержки равны нулю или пренебрежимо малы, то вне зависимости от первоначальной (исходной) спецификации прав собственности их окончательное распределение Парето - эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизировать внешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условия теоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необходимым становится вмешательство государства. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.
Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.
Последний из перечисленных способов ограничения государством отрицательных экстерналий стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.
Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на этом своеобразном рынке. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью перестают сбрасывать отходы, то могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса. На практике, например, в США, уже несколько лет действует рынок квот на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате загрязнение атмосферы удалось снизить на 40%.
Такая практика зачастую подвергается критике из-за невозможности точного измерения издержек от загрязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане. Возникают также споры вокруг экономической политики, основанной на признании прав на внешние эффекты. В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов (контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства. И, тем не менее, формирование государством рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации.
Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ - косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.
Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом.
Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.
Пресечение асимметричной информации
Мы уже говорили о понятии асимметричности информации и о ее негативных последствиях. Нам известно и такое явление, как неблагоприятный отбор. Те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством Уваров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
Защита конкуренции
Монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества. Подробнее об антимонопольном законодательстве см. гл. 7.
Сглаживание макроэкономических колебаний
Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем (раздел «Макроэкономика»). Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.
Политика поддержания доходов
Это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Помимо компенсации фиаско рынка, государство выполняет и такую важнейшую задачу, как правовое обеспечение функционирования рыночного механизма. Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско. Но каков механизм принятия решений правительством? Как выявляются общественные предпочтения и осуществляется коллективный выбор? На эти вопросы отвечает теория общественного выбора.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию. Базовые экономические понятия
- Введение в историю экономической мысли.
- Предмет экономической теории
- Метод экономической теории
- Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
- Производство и экономика
- Производство, распределение, обмен и потребление
- Экономические агенты и экономический кругооборот
- Роль государства в экономике. Провалы рынка
- Товар и деньги
- Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия.
- Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение
- Основные элементы рыночного механизма
- Цена, спрос и предложение.
- Взаимодействие спроса и предложения
- Государственное вмешательство в рыночное ценообразование
- Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике
- Два подхода к измерению полезности: кардинализм и ординализм
- Реакция потребителя на изменение дохода и цены товара. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление".
- Эффект дохода и эффект замены
- Тема 4. Теория издержек. Максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков
- Издержки производства в коротком периоде и их виды. Понятие прибыли
- Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
- Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
- Тема 5. Типы рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция
- Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики
- Фирма в условиях совершенной конкуренции в коротком и длительном периодах
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Чистая монополия.
- Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи
- Потери от несовершенной конкуренции. Источники монопольной власти
- Естественная монополия
- Монопсония
- Антимонопольное законодательство
- Олигополия
- Заключенный х
- Монополистическая конкуренция
- Тема 6. Теория производства
- Рынки факторов производства: труд, капитал, земля, предпринимательство
- Производственная функция
- Производственная функция Кобба-Дугласа
- Изокванта, изокоста. Предельная норма технологического замещения.
- Теория предельной производительности факторов. Изокоста. Оптимум фирмы
- Правило минимизации издержек и условие максимизации прибыли
- Тема 7. Основы теории рынка ресурсов
- Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов
- Тема 8. Рынок труда
- Особенности рынка труда. Номинальная и реальная заработная плата.
- Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда.
- Дифференциация ставок заработной платы. Удерживающая заработная плата и экономическая рента.
- Несовершенная конкуренция на рынке труда
- Тема 9. Рынок земли
- Особенности предложения земли. Земельная рента.
- Равновесие на рынке услуг земли.
- Дифференциальная земельная рента
- Цена земли как капитального актива
- Тема 10. Рынки капитала
- Понятие капитала в экономической теории
- Спрос и предложение на рынке услуг капитала.
- Спрос и предложение на рынке заемных средств (ссудного капитала). Реальная и денежная теории процента
- Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Фактор риска в процентных ставках
- Дисконтирование и принятие инвестиционных решений
- Рынок капитальных активов (капитальных благ длительного пользования)
- Межвременное бюджетное ограничение. Кредитор или заемщик?
- Рынок ценных бумаг и его участники.
- Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска
- Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации
- Риск и способы его снижения. Страхование
- Спекуляция в рыночном хозяйстве
- Тема 12. Общественные блага (товары и услуги общественного пользования)
- Общественные блага
- Необходимость государственного регулирования
- Тема 13. Теория внешних эффектов
- Трансакционные издержки
- Права собственности
- Организационно-правовые формы предприятий
- Тема 14. Теория общественного выбора
- Теория общественного выбора
- Тема 15. Общее равновесие, экономическая эффективность и благосостояние
- Общественное благосостояние и эффективность