7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
По мере развития рыночных отношений роль маркетинга в экономике и управлении предприятием возрастает. Это объясняется тем, что происходит переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», т.е. главным на рынке становится не производитель-продавец, а потребитель-покупатель, именно его запросы определяют количество и качество продукции, которая будет реализована на рынке. Маркетинг, изучая потребности рынка и продвигая на рынок произведенную продукцию, призван приспособить средства производства к требованиям рынка. Таким образом маркетинг определяет не только сбытовую сферу предприятия, но и выступает в качестве стратегического маркетинга.
Стратегия маркетинга — это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения, которые формируются с помощью выбора стратегических направлений развития и стратегических зон хозяйствования — сегментов рынка.
Маркетинговая стратегия может включать несколько функциональных блоков, в том числе:
анализ рынков и рыночных возможностей;
сегментирование, отбор целевых рынков и позиционирование;
ценовую стратегию и политику;
товарную стратегию.
До внедрения маркетинговой стратегии предприятию необходимо выявить своих целевых потребителей и определить, под воздействием чего они делают свой выбор. Выделяют четыре группы факторов, оказывающих влияние на поведение покупателя при выборе товара: это факторы культурного уровня, социального, личного и психологического порядка. Задача исследователя рынка состоит в том, чтобы понять различных участников процесса покупки и разобраться в факторах влияния на покупательское поведение. Это позволяет разработать эффективную стратегию маркетинга для своего целевого рынка.
Разработка маркетинговой стратегии включает в себя следующие этапы:
-всестороннее изучение состояния и динамики потребительского спроса на товар (услугу);
-максимальное приспособление производства к требованиям рынка;
-воздействие на потребительский спрос различными средствами (реклама);
-организация доставки товаров в необходимом количестве, соответствующего качества, в нужное потребителю Место и время;
-своевременный выпуск на рынок новой высококачественной продукции.
Осуществление этих этапов позволит добиться в перспективе расширения продаж и завоевания рынка, что является основой устойчивого развития предприятия в современных условиях.
Выделяют несколько направлений маркетинговой стратегии:
массового маркетинга — когда предприятие принимает решение о массовом производстве одного товара, его массовом распространении и пытается привлечь к нему внимание покупателей всех возможных групп;
товарно-дифференцированного маркетинга — когда предприятие планирует производить два и более товаров с , разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке с целью предложить рынку большее видовое разнообразие товара по сравнению с конкурентами;
целевого маркетинга — когда производитель стремится разграничить различные группы потребителей, составляющих рынок, и разработать соответствующие товары и комплексы маркетинга для каждого целевого рынка.
В промышленно развитых странах в настоящее время наблюдается переход от массового и товарно-дифференцированного маркетинга к целевому. Это в большей мере помогает выявлять рыночные возможности и создавать товары, наиболее полно удовлетворяющие потребности отдельных целевых рынков. Основные мероприятия целевого маркетинга включают в себя сегментирование рынка, отбор выбранных сегментов и позиционирование товара на рынке.
Сегментирование рынка — это разделение его на однородные части с целью ориентации предприятия на потребности конкретных групп покупателей и выработка для них специфической сбытовой политики. Критериями отнесения потребителей к однородным группам выступают доходы, образование, состав семьи, пол, возраст, семейное положение и т.д. Позиционирование товара — определение его места среди товаров-аналогов с целью четкого представления его позиций в конкурентной борьбе. Для анализа позиционирования товаров есть ряд компьютерных программ, при помощи которых можно изучать множество факторов, но, как показала практика, потребители оценивают не более семи свойств продукции.
Товарная стратегия, являясь составной частью хозяйственной и маркетинговой стратегии, представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшению упаковки товара, разработке его брэнда.
Ориентация на реальные требования и пожелания потребителей — основной принцип разработки как маркетинговой, так и товарной стратегии.
Продвижение товаров на рынке является одним из элементов товарной стратегии. Оно включает:
-стимулирование сбыта — это многообразные средства кратковременного воздействия на покупателя или продавца (купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку), призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал предприятия;
-реклама — это использование продавцом платных средств распространения информации для доведения сведений о товарах и услугах. Рекламодатели должны четко определить цели своей рекламы;
-пропаганда — бесплатное получение редакционного места и времени. Эта стратегия обладает огромными потенциальными возможностями, но используется недостаточно часто;
-личная продажа осуществляется коммивояжерами и используется многими предприятиями несмотря на высокую стоимость. Некоторые предприятия отводят им ведущую роль в своих товарных стратегиях.
Прогнозирование сбыта продукции может осуществляться несколькими методами, наибольшее распространение среди которых получили:
экспертный — заключение группы экспертов (руководителей служб и отделов предприятия);
обобщенный метод — суммирование мнений торговых агентов предприятия и руководителей сбытовых отделов;
метод, основанный на базе прошлого объема реализации продукции;
метод, построенный на базе корреляционного анализа (зависимость между наиболее значимыми факторами, влияющими на сбыт продукции);
метод, основанный на базе показателя «доля рынка»;
метод пробного маркетинга;
метод анализа ассортимента выпускаемых товаров.
Под ассортиментом понимается группа товаров, тесно связанных между собой схожестью функционирования. Каждый товарный ассортимент требует особой стратегии, поэтому в большинстве предприятий работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. В течение времени происходит обновление и насыщение товарного ассортимента новыми товарами, что дает возможность предприятию получить дополнительную прибыль, удовлетворяя возникшую потребность.
Когда предприятие выпускает несколько ассортиментных групп товаров, то речь идет о товарной номенклатуре, которая представляет собой совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых покупателям продавцом. Количество ассортиментных групп свидетельствует о широте товарной номенклатуры. Предприятие может увеличить объем продаж, расширив товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп.
Выбор предприятием канала распространения является элементом товарной политики. Традиционная цепочка распространения товара: производитель — оптовик — розничный торговец — потребитель. Но могут быть и другие возможности распространения товара в зависимости от выбранной политики реализации, свойств самого товара, а также дополнительных требований, связанных с порядком продажи, хранения и обслуживания данного товара.
Направления организации товарной политики включают:
организацию товарной стратегии:
определение цели производственно-сбытовой программы;
исследование товарного рынка;
оценка ресурсной базы;
расчет темпов обновления продукции;
формирование ассортимента и номенклатуры продукции:
определение состава продукции по видам, типам, сортам, маркам, артикулам;
систематизация продукции по группам, подгруппам и позициям в натуральном выражении;
освоение выпуска новой продукции:
расчет предварительного экономического эффекта;
оценка жизнедеятельности новой продукции; составление спецификации исходя из требований потребителя;
организация освоения выпуска новой продукции.
Таким образом, товарная политика — многомерная, сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использования марочных названий, упаковки, сервисных услуг, каналах распределения товара.
- Васильева н. А., Матеуш т. А., Миронов м. Г.
- Содержание
- Часть I
- Тема 1. Структура национальной экономики
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- Тема 1. Структура национальной экономики
- 1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
- 1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
- 1.3. Совершенствование структуры экономики России
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- 2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
- 2.2. Типы предприятий
- 2.3. Структура предприятия
- 2.4. Организация производственного процесса на предприятии
- 2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- Тема 3. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
- 3.2. Виды и формы предпринимательства
- 3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
- 3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
- Тема 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
- 4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- Тема 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
- Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия
- 6.1. Рынок труда
- 6.2. Состав и структура персонала предприятия
- 6.3. Управление персоналом предприятия
- 6.4. Организация и нормирование труда
- 6.5. Оплата труда персонала
- Тема 7. Стратегия развития предприятия
- 7.1. Сущность стратегии предприятия
- 7.2. Экономическая и функциональные стратегии
- 7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
- 7.4. Ценовая политика на различных рынках
- Тема 8. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 8.1. Понятие и показатели качества продукции
- 8.2. Стандарты и системы качества
- 8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
- Тема 9. Планирование деятельности на предприятии
- 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
- 9.2. Производственная программа и мощность
- 9.3. Подготовка нового производства
- 9.4. Бизнес-план предприятия
- Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Смета и калькуляция затрат
- 10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
- 10.4. Направления снижения издержек производства
- Тема 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
- 11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
- 11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
- 11.3. Финансовое состояние предприятия
- 12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 12.3. Природоохранная деятельность предприятия