logo search
Эк теория Новиковой учебник

6.1. Эластичность спроса по цене

  • Эластичность — это мера реакции одной переменной на изменение другой. Если переменная X изменяется под воздей­ствием изменения переменной У, то эластичность X по У равна процентному изменению X относительно процентного измене­ния У. Важным моментом является измерение именно отно­сительного изменения переменных, так как нельзя срав­нить абсолютные изменения показателей, выраженные в несо­поставимых единицах. Если X измеряется в рублях, а У в тон­нах, то изменение X на 1 тыс. руб. относительно изменения У на 10 т мало о чем скажет. Этот пример можно представить и как изменение X на 1 тыс. руб. относительно изменения У на 10 тыс. кг. Выражение изменений переменных в процентах (или долях) позволяет сопоставить эти изменения. Общая фор­мула эластичности (Е):

  • Ах I х

  • Е = ~^у^ = (Ах/Ау)-(у/х), (6.1)

  • где Ах, Ау — изменения показателей х и у; х, у — средние значения по­казателей.

  • Понятие эластичности применяют для характеристики функ­ций спроса и предложения. В таком случае результативным (за­висимым) показателем является спрос (или предложение), а факторным (влияющим) — тот показатель, по отношению к которому мы измеряем эластичность. Чаще всего использует­ся показатель эластичности спроса по цене.

  • Эластичность спроса по цене — это относительное измене­ние величины спроса на товар, деленное на относительное изме­нение цены данного товара. Она показывает, как количествен­но (на сколько процентов, или на какую долю) изменится вели­чина спроса на товар, если цена товара изменится на один про­цент (одну долю).

  • Встает вопрос: как рассчитать процентные изменения пока­зателей? Существует несколько методов, например, деление аб­солютного изменения величины спроса на его значение в ка­кой-то одной точке (начальной или конечной). Если, скажем,

    1. (Д,-А)/Д2 2-Рг)/Р2 '

    1. или

    1. Е

    величина спроса была равна 10 ед. товара, а стала 8 ед., то про­центное изменение можно вычислить как (10 - 8) / 10 = 0,2 (или 20 %), или как (10 - 8) / 8 = 0,25 (или 25 %). Не столь важ­но, с каким из значений соотносить изменения, главное, чтобы для обоих показателей (величины спроса и цены) применялся один способ (или оба показателя соотносились с начальным либо конечным значением). Недостаток данного метода — в за­висимости результата расчетов от того, соотносится изменение показателя с его начальным или конечным значением. Форму­ла расчета коэффициента эластичности спроса по цене в соот­ветствии с описанным методом будет такова:

    1. (6.2)

  • ЛД/ДЩ-Д)/д АР/Р (Р.-Р^/Р,

  • где Е0/Р — коэффициент эластичности спроса по цене; Д£) — относи­тельное изменение величины спроса; АР — относительное изменение цены; Р Р2 — начальное и конечное значения цены товара; Ц Б2 начальное и конечное значения величины спроса.

  • Для того чтобы устранить влияние выбора начального или конечного значений показателей спроса и цены на значение ко­эффициента эластичности спроса по цене, можно применить формулу средней точки, которая предполагает определение арифметического среднего от начального и конечного значе­ний. Для вышеприведенного примера: (10 - 8) / [(10 + 8) / 2] = = 0,2(2) (или приблизительно 22 %). Коэффициент эластично­сти спроса по. цене с использованием формулы средней точки будет иметь вид:

  • _(д-Д)/КД + А)/2]_(А-А)/(А + А) ,63*

  • °'р 21)/[(Р1 + Р2)/2] Я1)/(Р1 + Р^ Воспользуемся гипотетическим примером зависимости спроса от цены на рынке шоколада из предыдущей главы и рассчитаем ценовую эластичность спроса по цене (табл. 6.1 и рис. 6.1).

  • Эластичность спроса по формуле (6.3) на отрезке между пер­вым и вторым наблюдениями за рынком шоколада будет равна:

  • (5-1)/(1 + 5) Е°'р ~ (32 - 40) / (32 + 40) " ~6*

  • 10 20 30 О

  • Рис. 6.1. Кривая зависимости спроса на шоколад от цены

  • Обращает внимание, что значение коэффициента эластично­сти спроса по цене отрицательное. Это закономерно, если вспом­нить об обратной зависимости между величиной спроса и ценой (отсюда отрицательный наклон кривой спроса на рис. 6.1). Так как для всех нормальных товаров выполняется закон спроса, зна­чение коэффициента эластичности спроса по цене для них всег­да будет отрицательным. От знака «минус» для удобства обыч­но абстрагируются, беря значение коэффициента по модулю.

  • Полученное выше значение коэффициента эластичности, равное |б|, интерпретируется следующим образом: при измене­нии цены на 1 % величина спроса изменится на 6 %, т.е. в отно­сительно большей степени, чем цена.

  • Значение коэффициента ценовой эластичности спроса по модулю может изменяться от нуля до бесконечности. В анали­тических целях удобно выделить три группы значений этого коэффициента: от нуля до единицы, равное единице и большее единицы.

  • Когда коэффициент эластичности принимает значения от нуля до единицы 0/Ре (0;1)), говорят о неэластичном спросе по цене на товар. В этой ситуации величина спроса изменяется в меньшей степени, чем уровень цены, т.е. спрос слабее реаги­рует на цену. В крайнем случае, когда Е0/р = 0, мы имеем дело с совершенно неэластичным спросом по цене на товар. При этом величина спроса вовсе не изменяется при изменении цены. Примерами товаров с неэластичным спросом являются основ­ные продукты питания. Если хлеб подорожает в два раза, по­требители не станут покупать его в два раза реже, и наоборот, если хлеб подешевеет в два раза, они не будут есть его в два раза больше. А вот вода в пустыне будет покупаться за любые день­ги, которые имеются в распоряжении страждущего, и это пример совершенно неэластичного спроса.

  • Когда коэффициент эластичности принимает значение, рав­ное единице, говорят о спросе с единичной эластичностью. В этом случае величина спроса изменяется строго пропорцио­нально цене товара.

  • Наконец, если коэффициент эластичности принимает значе­ния больше единицы (Ец/р е (1;°о)), наблюдается эластичный спрос по цене. Величина спроса изменяется в большей степени, чем уровень цены, т.е. спрос сильнее реагирует на цену. В край­нем случае, когда коэффициент эластичности стремится к бес­конечности, говорят о совершенно эластичном спросе по цене. Даже минимальный рост цены на товар грозит падением вели­чины спроса до нуля, а минимальное снижение цены — беско­нечно большим ростом величины спроса. Пример рынков с эла­стичным спросом следует искать среди рынков товаров широ­кого потребления, не принадлежащих к предметам первой не­обходимости, и товаров длительного пользования.

  • На рис. 6.2 приведены графики совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.

  • О,

  • О

  • Рис. 6.2. Графики совершенно эластичного (02) и совершенно неэластичного (О^ спроса

  • Продолжим анализ рынка шоколада (см. рис. 6.1). Рассчи­таем коэффициент эластичности спроса по цене на отрезке, где цена снижается с 19 до 14 ден. ед., а величина спроса растет с 15 до 20 ед.:

  • _ (20-15)/(20 + 15) Е°1Р= (14-19)/(14+ 19) "°'94-

  • Как видно, на данном отрезке кривой спроса эластичность немного меньше единицы, т.е. величина спроса увеличивается медленнее, чем уменьшается уровень цены.

  • Рассчитаем теперь эластичность на крайнем правом отрезке кривой, где цена снижается с 7 до 5 ден. ед., а величина спроса растет с 30 до 35 ед. товара:

  • (35-30)/(35+30)

  • = -0,46.

  • (5-7)/(5 + 7)

  • На данном отрезке спрос является неэластичным: при изме­нении цены на 1 % его величина изменяется менее чем на 0,5 % . Таким образом, чем правее мы перемещаемся по кривой спроса, тем менее эластичной она становится. При этом не следует отож­дествлять наклон кривой спроса с его эластичностью, поскольку наклон кривой описывает лишь те части уравнения, которые по­казывают изменение показателей цены и количества (АХ), АР), а в формуле присутствуют и другие сомножители — £) и Р. В це­лом же на графике функции спроса имеются участки с коэффи­циентом эластичности больше единицы, меньше единицы и еди­ничной эластичности. На верхнем левом участке кривой коэф­фициент эластичности по модулю больше единицы, на правом нижнем участке — меньше единицы, а посередине кривой спро­са будет участок с единичной эластичностью (рис. 6.3).

  • Конечно, геометрически точка с единичной эластичностью находится посередине кривой спроса только на графиках функ­ций, выраженных прямыми линиями. Для нелинейных функций наклон кривой постоянно изменяется, поэтому для определения эластичности геометрическим способом правила несколько дру­гие. На рис. 6.4 изображен криволинейный график функции спроса. Чтобы определить эластичность спроса в точке X, необ­ходимо провести касательную к кривой в данной точке, далее из­мерить отрезки касательной ХВ и ХА и разделить ХВ на ХА (или СВ на ОС). Понятно, что в каждой точке кривой касательная бу­дет иметь разный наклон и получатся разной длины отрезки.

    1. Для того чтобы геометрически определить эластичность спроса в какой-либо точке на графике, представленном прямой линией, необходимо сопоставить длины отрезков прямой от ин­тересующей нас точки (например, точки X на рис. 6.3) до пере­сечения с осями координат. Продлим пунктирными линиями график спроса до точек его пересечения с осями количества и цены (точки В и А). Эластичность спроса в точке X можно рас­считать, разделив длину отрезка ХВ на длину отрезка ХА. Вто­рой вариант вычисления эластичности в точке X — это соотно­шение длины отрезков ВС и ОС.

    2. Для функции спроса, выраженной кривой, эластичность мо­жет быть и постоянной в каждой точке. Такое свойство присуще степенным функциям типа Б = а ■ Р~ь, при этом кривая спроса имеет гиперболическую форму и эластичность кривой в каждой точке равна Ъ.

    3. Необходимо различать понятия дуговой эластичности и точечной эластичности. Расчеты, основанные на форму­ле (6.3), связаны с расчетом дуговой эластичности, когда опре­деляется значение коэффициента эластичности на отрезке (ду­ге) кривой спроса. Это относительно простой с точки зрения ма­тематических вычислений метод. Однако, поскольку на протя­жении отрезка эластичность спроса меняется, рассчитывается лишь средняя величина по всему отрезку, в то время как в каж­дой отдельной точке кривой спроса эластичность функции раз­ная. Для определения точечной эластичности используется формула, аналогичная формуле (6.1):

    4. а\В I В

    5. Ео = -^ = «^В/йР)(Р/В), (64)

    6. где с1Р — бесконечно малое приращение величины цены товара; с1В приращение величины спроса; йВ/йР — первая производная функции зависимости величины спроса от цены; В, Р — соответственно значе­ния величины спроса и цены в данной точке.

    7. Таким образом, чтобы рассчитать точечную эластичность спроса, необходимо вывести математическую функцию зависи­мости величины спроса от цены, взять производную данной функции, вычислить ее параметры в конкретной точке и умно­жить на соотношение цены и величины спроса в данной точке.

    8. Приведем гипотетический пример расчета точечной эласти­чности. Предположим, что функция зависимости величины спроса от цены выглядит как Б = 200 / Р (т.е. функция нели­нейная) и график имеет вид гиперболы (рис. 6.5). Допустим, не­обходимо рассчитать эластичность спроса в точке X, в которой цена товара равна 10 ден. ед., а величина спроса соответственно равна 200 / 10 = 20 ед. Возьмем первую производную величины спроса по цене д,В / д,Р = (200 / Р) = -200 / Р2. При Р = 10 имеем сШ / йР = -2. Подставляем значение в формулу (6.4): Е0/Р = -2 ■ 10 / 20 = -1. Функция спроса в данной точке имеет единичную эластичность.

    9. 50 100 150 200 О

    10. Рис. 6.5. График функции спроса и расчет точечного коэффициента эластичности спроса по цене

    11. Для расчета коэффициента точечной эластичности можно применить описанный выше геометрический метод, т.е. про­вести касательную к точке X и разделить длину отрезка каса­тельной ниже точки X на длину отрезка касательной выше точ-киХ(см. рис. 6.5). Отрезки равны, что и подтверждает алгебраи­ческий расчет.

    12. Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса. Прежде всего, на ценовую эластичность спроса влияет наличие товаров-заменителей. Очевидно, что чем легче заменить дан­ный товар каким-либо другим, удовлетворяющим ту же (или сходную) потребность человека, тем более чутко будет реагиро­вать потребитель на изменение цены товара. Зачем платить больше за дорожающий товар, если можно купить более деше­вый аналог? Спрос на воду менее эластичен, так как не просто найти заменитель воды; спрос на автомобили какой-либо марки более эластичен, так как их можно заменить автомобилями кон­курирующих фирм. Обычно чем острее конкуренция между про­давцами на рынке товара, тем эластичнее спрос на данный товар.

    13. Доля затрат на приобретение данного товара в общем объеме расходов потребителя — еще один фактор эластичности спроса. Чем большую долю в общих расходах занимают затра­ты на данный товар, тем стремительнее реакция потребителя на изменение цены товара. Спрос на шариковые ручки менее элас­тичен, так как ручки дешевы и их удорожание даже в несколь­ко раз существенно не скажется на бюджете потребителя; спрос на автомобили более эластичен из-за их дороговизны.

    14. Временной фактор также оказывает влияние на эластич­ность спроса. Чем больше времени есть у потребителя, чтобы приспособиться к новой цене товара, тем большая ценовая элас­тичность спроса наблюдается. Спрос более эластичен в длитель­ном периоде и менее эластичен в коротком.

    15. 6.2. Перекрестная эластичность спроса по цене

    16. Спрос на товар изменяется под воздействием изменения цен на рынках товаров-субститутов и товаров-комплементов. Коли­чественно данная зависимость характеризуется коэффициен­том перекрестной эластичности спроса по цене, который пока­зывает, как изменится величина спроса на данный товар при из­менении цены другого товара. Формула расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса на товар А в зависимости от изменения цены на товар В выглядит следующим образом:

    17. АРА/ РА

    18. Е°^'= АРВВ' (6,5)

    19. или (с использованием метода средней точки)

    20. АгА)/(РА1+РА2)

    21. °аЛ (Рв2-Рв1)/(Рв1+РвУ (6-6)

    22. Расчет коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене позволяет ответить, на сколько процентов изменится ве­личина спроса на товар А, если цена товара В изменится на один процент. Расчет коэффициента перекрестной эластичности име­ет смысл прежде всего для товаров-субститутов и товаров-ком­

    1. плементов, так как для слабо взаимосвязанных товаров значе­ние коэффициента будет близким к нулю.

    2. Вспомним пример с рынком шоколада. Допустим, мы прове­ли наблюдения также за рынком халвы (товар-субститут шоко­лада) и рынком кофе (товар-комплемент шоколада). Цены на халву и кофе изменялись, в результате изменялся объем спроса на шоколад (предположим все прочие факторы неизменными). Результаты гипотетических наблюдений приведены в табл. 6.2.

    3. ка остаются неизменными, а цена на кофе снижается со 100 до 90 ден. ед.:

    4. (11-10)/(11+ 10) Е°»'р- = (90 - 100) / (90 +100) ~°'9'

    5. Таким образом, при снижении цены кофе на 1 % величина спроса на шоколад увеличивается на 0,9 %, т.е. спрос на шоко­лад является неэластичным относительно цены кофе.

    6. Итак, если коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В положительный, мы имеем дело с взаимозаменяе­мыми товарами, а когда этот коэффициент отрицательный, то­вары А и В являются взаимодополняющими. Товары называ­ют независимыми, если повышение цены одного товара не вли­яет на величину спроса на другой, т.е. когда коэффициент пере­крестной эластичности равен нулю.

    7. Эти положения верны только при небольших изменениях цен. Если ценовые изменения велики, то изменится спрос на оба товара под воздействием эффекта дохода. В этом случае то­вары могут ошибочно определяться как комплементы.