logo search
Политек-ГУУ вся книга

2. Государственный бюджет: пути формирования и использования

Государственный бюджет - это подробная смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам рас­ходования средств.

В настоящее время государственный бюджет является важнейшим параметром экономического развития, так как через его каналы пере­распределяется значительная часть валового внутреннего продукта (ВВП). Общей тенденцией является постоянное участие государства в экономиче­ских процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Направление и объёмы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются принципами государствен­ного вмешательства в экономику текущими и долгосрочными планами со­циально-экономического развития.

385

Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: со­держание вооружённых сил и аппарата государственного управления, фи­нансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохране­ние, просвещение, наука и т.д.), финансирование народного хозяйства. Со­отношение между этими статьями определяется положением страны в ми­ровой системе, социально-экономической структурой общества, историче­скими традициями и даже тем, какая партия находится у власти.

Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Сюда же зачисляются взносы в фонд социального страхования, а также процентные платежи, связанные с рас­ширением государственных ссудных операций. От 75 до 90% всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов на­селения, остальные 10-25% приходятся на обложение имущества и капита­ла.

Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам не­которых стран Запада удавалось посредством изменения уровня государ­ственных расходов и налогообложения регулировать объём совокупного спроса в экономике, являющийся важнейшим макроэкономическим пара­метром, а отсюда - величину потребительских и инвестиционных расхо­дов.

Бюджетная политика может быть экспансивной и рестриктивной. Экспансивная политика (от лат. «expancio» - расширение, влияние) выра­жается в увеличении государственных расходов и снижении уровня нало­гообложения и используется для преодоления экономических кризисов, ускорения экономического развития. Рестриктивная (от лат. «restrictio» -ограничение) - одна из форм монополистического объединения, имеющая целью соглашение об ограничении производства или экспорта.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на одну тонну нефти). Пропорциональные - ставки, которые действуют в одинако­вом процентном отношении к объекту налога без учета величины. Про­грессивные - средняя ставка налога повышается по мере роста дохода. Рег­рессивные - средняя ставка налога понижается по мере' роста дохода.

По платежеспособности налоги классифицируются на прямые и кос­венные.

Прямые налоги взимаются с субъекта налога (подоходный налог с граждан, подоходный налог с предприятий, налоги в фонд социального страхования) и прямо пропорционально платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Эти налоги взимаются через надбавку к цене. К косвенным налогам отно­сятся: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.

Для определения подоходного налога необходимо различать: вало­вой доход, вычеты, облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. К вычетам относятся раз­личные налоговые льготы - необлагаемый минимум дохода, скидка с дохо-386

да лиц, имеющих на иждивении 3-х и более детей (в России), для инвали­дов, льготы предприятиям и другим организациям в виде ускоренной амортизации и т.д. Отсюда можно сделать вывод о том, что облагаемый доход представляет собой разницу между валовым доходом и вычетами

Важное значение при подоходном налогообложении имеет ставка налога. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоре­тически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом (см. график 1).

График 1

Шкала налогообложения должна быть откорректирована на практике 'и основываться на национальных, .психологических и культурных факто­рах.

Различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятия. Подоходный налог с населения является в большинстве стран прогрессивным. Подоходным налогом облагается балансовая при­быль предприятий. Ставки налогообложения устанавливаются по прогрес­сивной шкале законодательным путем. Налог с оборота - вид косвенного налога, который твердо фиксируется в цене товара и поступает в бюджет по мере реализации этих товаров.

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичен налогу с оборота, но распространяется на избранные товары (широкого спроса, но не являю­щиеся жизненно необходимыми). Например, сигареты, спиртные напитки, косметика, театральные билеты и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпу­скной ценой и издержками производства, таким образом, в исчислении продажной цены товара исключается так называемый «двойной счет». До­бавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рек­ламу, транспорт.

Важным вопросом в теории налогообложения является вопрос о том, кто, в конечном счете, платит налоги и как может осуществляться перерас­пределение налогового бремени. Так, например, налог на прибыль может

387

быть частично перенесен на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через заниженные цены и т.п.

В США на федеральном уровне основными видами налогов являют­ся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и налог на заработную плату. Более 90% всех доходов федерального прави­тельства приходятся на эти три налога. На уровне штата наиболее важную роль играет налог на продажи, а налог на добавленную стоимость в США не применяется. На местном уровне важным является налог на имущество, на долю которого приходятся 3/4 всех местных налогов. Более 80% нало­говых поступлений США приходится на долю перечисленных выше пяти налогов.

Главное различие между российской и американской налоговыми системами состоит в том, что в России основные налоги являются рас­пределительными, тогда как в США такое понятие отсутствует. Распреде­ляемых налогов нет и во взаимоотношениях между правительством штата и местными органами власти. Правительство каждого штата передает не­которые полномочия по налогообложению на места.

С принятием Закона РФ «О местном самоуправлении» в России так же необходимо осуществлять разграничение полномочий между субъекта­ми федерации в области бюджетно-налогового федерализма.

Развитие рынка в любой стране требует единой налоговой системы. Ее отсутствие может привести к разрушению единого рыночного про­странства, неналоговым и бюджетным ассиметриям (т.е. получению ка­ким-то субъектом федерации налоговых преимуществ), зонам бегства ка­питалов, «налоговым войнам» территорий друг с другом и с центром.

Налоговый кодекс РФ вводит жесткую конкуренцию налогового фе­дерализма. Он носит, во-первых, «сквозной», «вертикальный» характер, т.е. охватывает всю технологию налоговых процессов между бюджетами всех уровней. Во-вторых, он является документом прямого действия на всей территории России. В-третьих, кодекс может быть реализован лишь усилиями всей системы органов налоговой службы. В Налоговом кодексе РФ твердо установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и он является единственным для любого субъекта федерации.