logo
Политек-ГУУ вся книга

2. Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв между прагматическими и нравственными аспектами экономической деятельности

В современной научной литературе всё чаще высказывается мысль о том, что следует различать два типа, две разновидности человеческой ци­вилизации в истории человечества: биогенную и техногенную, причем первая предшествовала второй.1 По мнению некоторых учёных, биогенная цивилизация должна рассматриваться как единственно возможный для человечества способ продолжить свою социальную и физическую эволю­цию.

Тем не менее, современная цивилизация остаётся техногенной по своей природе. Это означает, что существование человечества зиждется на основе развития общественного производства, науки и техники, их посто­янного взаимодействия с окружающей природной средой, биосферой и Космосом. В то же время техногенная цивилизация не научилась ещё 420

управлять техносферой безопасным для себя образом. Вследствие этого она оказалась её невольницей, заложницей ею же вызванных обстоя-,-тельств.

Материальной основой жизни человечества служит производство конечного продукта из сырья и энергии, доставляемых природой. Само же производство неэффективно без общественного разделения труда, его кооперации, обмена экономическими результатами и продуктами труда. Важнейшей чертой общественной кооперации труда является уровень производительности труда. На определенном этапе развития общества уровень и темпы роста производительности труда оказываются обуслов­ленными качеством управления частичными видами деятельности и про­цессами, происходящими в техносфере, а также нравственной культурой всех участников экономической жизнедеятельности.

Профессиональная специализация труда служит условием соци­ального расслоения общества, его структурной организации. Труд управ­ленческий и исполнительский в сфере материального производства и об­работки информации качественно разнородны. В результате значитель­ная часть общества оказывается в зависимости от произвола узкого круга управленцев и стоящих над ними лиц и организаций, владеющих условия­ми производства, а значит, и существования людей. Анализ глобального экономического развития показывает, что происходит постепенная кон­центрация управления производительными силами. При этом процесс кон­центрации и централизации общественного производства - явление объек­тивное, а управление им субъективно. Это глубокое противоречие в совре­менных условиях проявляется как всё более усиливающийся разрыв меж­ду прагматическим и морально-этическим (нравственным) аспектами экономической жизнедеятельности человечества, как глобальный кри­зис управления. Согласно существующим оценкам, «нравственная эволю­ция слишком отстала от научно-технической, и это отставание стало смер­тельно опасным для судеб человечества»1.

В настоящее время, когда серьезно ослаблены международные пози­ции России в мире, начинают развиваться новые опасные глобальные тенденции: стремление к установлению понимаемого по-своему мирового порядка, к навязыванию всему миру, включая нашу страну, западной мо­дели управления и развития и определённых правил поведения. Геополи­тические интересы России по существу учитываются сейчас лишь в той мере, в какой наше государство сохраняет свою роль державы с пока ещё мощным, вторым по значению после США ракетно-ядерным потенциалом.

Однако пора понять, что мир состоит из цивилизаций, которые при внешнем сходстве материальной жизни утверждают свой особый ответ на главные вопросы человеческого бытия. Пора провозгласить идею «един­ства мира как гармонии многообразия» в противоположность широко применяемой в целях идеологического давления концепции единого мира

421

на основе так называемых «общечеловеческих ценностей». Лишь при этих условиях можно рассчитывать на то, что человечество сумеет постепенно выкарабкиваться из угрожающего его существованию глобального кризи­са управления.