logo
Политек-ГУУ вся книга

1. Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школы

При определенных условиях, как уже говорилось, продукт производ­ства превращается в товар, приобретает товарную форму. Произошло это задолго до капиталистического способа производства, но именно при этом способе товарная форма продуктов становится господствующей. Что же такое товар и чем он отличается от блага?

Прежде чем говорить об отличиях, отметим сходство, которое со­стоит в полезности, способности товара, как и всякого другого блага, удовлетворять потребности человека. Однако во-первых, товар - не даро­вое, а экономическое благо, т.е. является продуктом человеческого труда, во-вторых, предназначен для удовлетворения не собственных потребно­стей (как в натуральном хозяйстве), а потребностей других людей. Это значит, что товар обладает общественной полезностью. В-третьих, в по­требление товар поступает только через куплю-продажу, путем эквива­лентного (равноценного) обмена на другой товар (либо деньги).

Таким образом, товар есть экономическое благо, предназначенное для обмена, для продажи на рынке. Товар имеет два свойства, двоякую ценность. Во-первых, это потребительная ценность, которая состоит в способности удовлетворять те или иные человеческие потребности. Во-вторых, это - меновая ценность, состоящая в способности товара в опре­деленных количественных пропорциях обмениваться на другие товары (либо деньги).

Оба эти свойства товара видны каждому наблюдателю, лежат бук­вально на поверхности, не требуя особых доказательств, и отмечались фи­лософами еще с древнейших времен. Так, Ксенофонт писал:

«Для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он продает ее, она - ценность, а владение ею - не ценность, потому что она совершенно бесполезна».1

Аристотель, говоря о таком двояком употреблении, все же считал, что использование вещей по назначению (например, сандалии обувать на ноги) является естественным употреблением, а использование их для об­мена - неестественным употреблением, отклонением от нормы. Будучи приверженцем натурального хозяйства, Аристотель и здесь остается вер-ным себе. Для товарной же формы организации хозяйства обмен, купля-продажа являются не отклонением, а самой нормой. Обменивая товары не­посредственно друг на друга (Т-Т) или посредством денег (Т-Д-Т), люди так или иначе оценивают и сравнивают их. Как гениально подчеркнул 120

Аристотель, «обмен невозможен без равенства, а равенство - без соизме­римости».

Но в чем товары равны друг другу и с помощью чего возможна со­измеримость?

Загадочность товарной формы продуктов производства происходит не из их полезности, не из потребительной ценности, а из меновой. Ведь меновые пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга или на деньги (цена), очень подвижны, изменчивы во времени и пространстве. Что же влияет на эти пропорции и можно ли говорить о какой-либо еди­ной, глубинной основе цен?

Поиски ответа на эти вопросы занимали лучшие умы человечества с древнейших времен. Были выявлены различные причины, вызывающие рост или падение цен1, но самым трудным оказался вопрос о единой, глу­бинной их основе, делающей все товары сравнимыми и соизмеримыми. Впервые вопрос о равенстве и соизмеримости товаров был поставлен Пла­тоном. Он заметил, что несмотря на внешнее разнообразие и различие то­варных тел, в процессе обмена происходит их уравновешивание и соизме­рение. По его мнению, товары становятся соизмеримыми только посредст­вом денег.

Предложил свой ответ на этот вопрос и Аристотель, считавший, что дело не в самих товарах (в них нет ничего такого, что позволяет их приравни­вать друг к другу), а в товаровладельцах.

«Все, что подвергается обмену, - подчеркивал он, - должно быть как-то сравнимо ...Итак, нужно чтобы все измерялось чем-то одним... расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапож­ника относился к продукту земледельца как земледелец относится к са­пожнику».2

Что же такого общего есть в товаровладельцах, позволяющего при­равнивать друг к другу и их самих и их товары? Этим общим, по его мне­нию, является потребность в том, чего нет у каждого из них. Так, если потребность сапожника в зерне будет втрое превышать потребность хле­бороба в башмаках, то за меру хлеба отдается три пары башмаков (т.е. ме­новая порция будет 1:3)3.

Вслед за Платоном критерий соизмеримости товаров Аристотель ви­дит в деньгах, которые он считал продуктом соглашения, договора между людьми в интересах обмена.

На оценку (цену) материального блага, по мнению Аристотеля, влияет его редкость: «благо, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии»; с другой же стороны, признавалось, что обладание золотом было большим благом, так как «доставалось с

121

большим трудом», и вообще «более трудное важнее более редкого». Под­ходя к анализу экономических явлений с позиции этики и справедливости, Он считал, что при помощи государства надо обеспечить справедливый обмен, под которым понималась необходимость возмещения ущерба, на­носимого продавцу потерей проданной вещи. Эквивалентность обмена -необходимое и важное условие существования общества.

Однако говоря о «справедливой цене», Аристотель понимал под ней не только ту, что обеспечивает эквивалентность обмена, но и ту, через ко­торое общественное богатство распределяется сообразно социальному ста­тусу граждан. Это двоякое понимание "справедливой цены" характерно и для средневековых философов - богословов, которые унаследовали ее не только от греческих философов, но и от римских юристов.

Известно, что в римском праве содержится такой термин как «ис­тинная цена», под которым подразумевалась цена, типичная для данного периода времени, цена, по которой куплю-продажу совершало большинст­во участников обмена, и в силу этого называвшаяся также «общепринятой оценкой». Эта «истинная цена», по существу, представлявшая собой сред­нюю цену, получила дальнейшее развитие у средневековых канонистов, разрабатывавших учение о «справедливой цене». В этот период общест­венного развития шла острая идейная борьба за понимание справедливой цены: разные классы и сословия феодального общества давали ей разное толкование, а ученые богословы придавали ей к тому же религиозный и этический смысл.

Горожане-ремесленники под справедливой ценой понимали ту, ко­торая равна издержкам производства, т.е. трудовым затратам, и справедли­вым обменом считали эквивалентный обмен. Напротив, канонисты - бого­словы (прежде всего - Ф. Аквинский), защищая интересы феодалов, ут­верждали, что справедливыми ценами являются те, которые учитывают социальное положение участников обмена, гарантируя им приличествую­щее их рангу существование. Таким образом, справедливая цена есть со­словная цена и, следовательно, допускает неэквивалентный обмен.

Ф. Аквинский ставил справедливую цену какой-либо вещи в зависи­мости от степени пользы, извлекаемой из нее: «цена вещи рассматривается не по ее природе, а по степени ее употребления». По его мнению, «спра­ведливая цена не может быть точно определена и потому различная оценка данной вещи "умеренная прибавка или уменьшение ... не уничтожает ра­венства справедливости».

Ф.Аквинский видел равенство в обмене в равенстве пользы, извле­каемой из обмениваемых вещей. На справедливую цену, по его мнению, влияют не только трудовые затраты, но и спрос-предложение; решающее значение он все же придавал степени полезности вещи.

Подведем некоторый итог научных исследований в докапиталисти­ческую эпоху развития общества. И у античных и у средневековых авторов мы находим широкое употребление терминов: «ценность», «цена» и их толкование. Термина «стоимость» никто из них не употреблял. 122

Ценность вещей, их оценка людьми выводилась прежде всего из их полезности, степени их употребления. Не отрицалось влияние на ценность редкости вещи, а также затрат труда на ее производство и транспортиров­ку. Подчеркивалась многими двоякая ценность блага - для потребления и для обмена. При использовании вещи для обмена определялась цена как денежный эквивалент ее ценности, как наиболее распространенная и при­знанная форма выражения этой ценности. Инструментом соизмерения и приравнивания товаров признавались деньги. Уже в те времена четко вы­членяются и анализируются некоторые факторы ценообразования, меха­низм колебания цен и его влияние на перераспределение труда между от­раслями и социальное положение участников обмена.

Интересен также этический подход к экономическим явлениям, как во времена античности, так и в эпоху средневековья. Ведь именно с этих позиций осуждается торговля (прежде всего - крупная), спекуляция и осо­бенно - ростовщичество. Поиски на протяжении многих веков «справед­ливой цены», острая борьба вокруг идеи «истинной», «справедливой» це­ны отражают по сути борьбу натуральной и товарной форм организации хозяйства, борьбу ценностных систем.