logo
Политек-ГУУ вся книга

2. Социально-экономические последствия инфляции и антиин­фляционная политика

Воздействие инфляции на производство противоречиво. Низкая и от­носительно стабильная инфляция, которую можно предвидеть и держать под контролем, как правило, не создает существенных затруднений. Более того, в небольших масштабах она может вызывать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок расширению производства. С другой стороны, при значительном развитии инфляция начинает пагубно сказываться на произ-

337

одстве, финансах, кредите и денежном обращении, ведет к подрыву ры-Н0чных механизмов хозяйствования в целом, создает угрозу дестабилиза­ции всей социально-политической обстановки в обществе. Дж.М.Кейнс в свое время заметил, что «не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращения».1

Инфляционные процессы подрывают стимулы роста экономики, по­вышения ее эффективности на базе научно-технического прогресса: вне­дрение в производство новой техники обходится все дороже, и становится выгодно сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает ре­сурсы амортизационных фондов и поэтому на замену изношенного обору­дования не хватает средств. Ослабляется мотивация к высокопроизводи­тельному труду, поскольку происходит обесценение не только сбереже­ний, но и текущих доходов, которые не могут угнаться за ростом цен. Но­минальный рост доходов в значительной степени носит инфляционный ха­рактер и не связан с затратами и результатами труда. Неравномерное по­вышение заработной платы по отраслям и предприятиям, применение раз­личного рода компенсационных выплат и т.п. - все это деформирует структуру доходов и также подрывает стимулы к труду.

В связи с тем, что цены на разные товары и в разных регионах страны, как правило, растут неравномерно, объем производства, рентабельность и занятость по предприятиям, отраслям и регионам изменяются столь же не­равномерно. Это отражается на экономической эффективности, направле­нии и масштабах инвестиционной деятельности, приводит к возникнове­нию диспропорций в сфере производства. Сильная инфляция побуждает также к перемещению капитала, причем значительной его части, из сферы производства в сферу обращения для чисто спекулятивных операций.

Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределен­ными перспективы развития, резко усиливает риск, связанный с новыми инвестициями. Растущая неуверенность, отсутствие необходимой досто­верности в прогнозах динамики цен становятся причинами отказа от дол­госрочных проектов. Одновременно становится невыгодным предоставле­ние требующегося для их осуществления долгосрочного кредита: долги будут возвращены обесценившимися деньгами. В таких условиях неиз­бежна тенденция к росту ссудного процента, направленная на компенса­цию обесценения денег. Но при сильной инфляции рост процента, увели­чивая затраты и тормозя развитие производства, становится еще одним фактором дальнейшего роста цен, т.е. усиления инфляции.

Хорошим средством защиты сбережений от потерь считается поме­щение денег в акции. В условиях благоприятной конъюнктуры, а также номинального роста прибыли за счет инфляционного увеличения цен на продукцию акционер может рассчитывать на выплату высоких дивидендов и повышение курса акций. Однако этот процесс далеко не однозначный, и 338

многое здесь зависит от состояния производства и темпов обесценения де нег. Если эти темпы велики, ни один из видов ценных бумаг не може служить действительно надежным средством спасения от активно насту, паюшей инфляции: ни величина дивиденда, ни прирост курса ценных бу­маг не поспевают за ростом цен. Поэтому вполне естественно, что в дан­ной ситуации более привлекательными становятся вложения в недвижи­мость и другие устойчивые материальные ценности.

Важнейший аспект последствий инфляции состоит в перераспределе­нии национального дохода. Оно происходит по различным направлениям из которых можно выделить следующие. Первое - между разными сфера­ми производства и регионами в связи с неравномерным ростом цен. Второе - между государством и населением, поскольку чрезмерную эмиссию де­нег государство использует в качестве источника своих дополнительных доходов. Выпуская не обеспеченные товаром бумажные деньги, оно под­вергает население скрытому налогообложению (так называемый «эмисси­онный налог»).1 Но поскольку эти дополнительные доходы также подвер­гаются обесценению, они могут увеличиваться лишь до определенного предела. Третье направление перераспределения национального дохода -между классами и слоями населения - находит выражение в углублении дифференциации доходов как в номинальном, так и в реальном выраже­нии. Этот процесс некоторых людей обогащает, но многих делает бедны­ми.:

Все слои общества опасаются последствий инфляции, но больше все­го она затрагивает интересы тех, кто получает доходы в более или менее постоянных размерах: пенсии, стипендии, фиксированный процент по ценным бумагам. Кроме того, известно, что заработная плата рабочих и служащих, даже если регулярно повышается, как правило, не поспевает за ростом цен.

В целом справедливо считать, что негативное воздействие инфляции сказывается прежде всего на беднейших слоях населения. Именно у наи­менее состоятельных людей преобладающую роль в активах играют на­личные денежные средства, накопления, аккумулированные в страховых полисах, пенсионных фондах, кредитных учреждениях. У таких людей меньше всего возможностей помещать текущие доходы в те активы, ры­ночные цены которых быстро растут. В то же время у осуществляющих монополистическую практику хозяйствования, занимающихся спекуля­тивной деятельностью в условиях инфляции, возможности увеличивать

339

t

свои реальные доходы даже расширяются. Результатом всех этих процес­сов является обострение социальных противоречий в обществе, которое часто достигает значительной глубины со всеми вытекающими отсюда по­следствиями (забастовки, народные волнения, смена правительств, госу­дарственные перевороты).

Довольно существенны внешнеэкономические последствия инфляции. Дело в том, что «внутреннее» обесценение денег приводит к тому, что они обесцениваются и по отношению к иностранной валюте - через разницу в покупательной способности валют. При этом важное значение имеет обычно существующий разрыв между «внутренним» обесценением и «внешним», т.е. падением валютного курса. Если внутреннее обесценение опережает снижение курса к иностранной валюте, то при прочих равных условиях стимулируется импорт из-за границы. Если же внешнее обесце­нение обгоняет внутреннее, то возникает так называемый валютный дем­пинг, т.е. возможность значительного увеличения экспорта по низким це­нам. Источником снижения цен служит курсовая разница, которая возни­кает при обмене выручки в иностранной валюте на обесцененную нацио­нальную.

Таким образом, социально-экономические последствия инфляции многообразны и различны по глубине. Особое, поистине разрушительное влияние на экономику оказывает гиперинфляция. Связанное с нею разви­тие событий может выглядеть следующим образом. Сильный рост цен, пе­рейдя определенные границы, неизбежно начинает увеличивать государст­венные расходы и одновременно обесценивать такие источники доходов, как налоги, займы и т.п., а также доходы от самой эмиссии. Финансовая система в целом приходит в упадок. Интенсивное развитие инфляции вы­зывает недоверие к деньгам и потому возникает массовое стремление пре­вратить их в реальные ценности, начинается "бегство от денег".

Значительно повышается скорость их обращения, что опять-таки ве­дет к их ускоренному обесценению. В результате темп роста цен начинает опережать темпы роста денежной массы. Государство утрачивает контроль над денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, а де­нежная система приходит в полное расстройство и упадок, что, в частно­сти, находит проявление во внедрении в оборот различных суррогатов де­нег, локальных денежных единиц, в вытеснении национальной денежной единицы твердой иностранной валютой.

Распад денежной системы в свою очередь становится источником де­градации всего народного хозяйства. Падает производство, нарушаются Нормальные хозяйственные связи, происходит их натурализация. Возника­ет и усиливается стремление к экономическому обособлению различных Регионов страны. Политическая нестабильность, которая обычно сопрово­ждает гиперинфляцию, проявляется в отсутствии доверия к правительству, что в свою очередь еще более усиливает недоверие к деньгам.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиин­фляционной политики. Он включает в себя широкий набор денежно- 340

кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и про-граммы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных ре-форм.

С целью сокращения платежеспособного спроса правительство выну­ждено уменьшать расходы государственного бюджета, увеличивать налоги и продажу государственных ценных бумаг. Одним из самых распростра­ненных инструментов кредитной политики является учетная ставка про­цента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального бан­ка и, соответственно, сокращая ресурсы прочих банков, ограничивает их операции. Для усиления политики «дорогих денег» используется также изменение лимитов переучета векселей.

Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровожда­ются операциями центрального банка на открытом рынке. Имеется в ви­ду продажа государственных ценных бумаг, которая влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы. Центральный банк может также продавать иностранную валюту коммерческим банкам с целью, с одной стороны, сокращения их кредитных способностей, а с другой - стимулиро­вания этих банков к инвестициям за границей.

В то же время повышение уровня процента ограничено тем, что имеет следствием сокращение инвестиционной деятельности и производства. Кроме того, высокие процентные ставки могут привлечь из-за границы значительные валютные средства и послужить тем самым толчком для развития импортируемой инфляции.

Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. Важно, чтобы эти нормы дифференцировать в зависимости от сроков привлечения бан­ками вкладов. Увеличение обязательных резервов непосредственно ведет к соответствующему сокращению ликвидности банковской системы и огра­ничению кредитных операций. Если высокие нормы устанавливаются для вкладов в иностранной валюте, это служит средством борьбы с импортом инфляции.

Ограничению воздействия внешнеэкономических факторов обесцене­ния денег способствуют различные меры по уравновешиванию платежного баланса, стабилизации валютного курса. Противодействует инфляции по­вышение курса валюты, которое, при прочих равных условиях, может вы­звать тенденцию к снижению импортных цен и через соответствующее уменьшение издержек привести к торможению инфляционных процессов внутри страны. Впрочем, довольно часто бывает так, что эти мероприятия сталкиваются с внутриэкономической необходимостью направить госу­дарственное воздействие в противоположном направлении. Возникает конфликт между различными целями экономической политики, подчас на­столько серьезный, что правительству приходится жертвовать какой-либо из них.

341

Особую сложность для экономической политики представляет стаг­фляция. Дело в том, что в связи с нею известные методы стабилизации приводят к взаимоисключению, образующему порочный круг. Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказыва­ются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать разви­тие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регу­лирования и в том, и в другом случае одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях (получается, что одновременно нужно и повышать, и понижать налоги, учетную ставку процента, обяза­тельные минимальные резервы, продажу или покупку государственных ценных бумаг и т.д.). В результате вырваться из состояния стагфляции, применяя чисто рыночные методы регулирования, крайне сложно.

Совмещение роста цен с падением производства имеет общие корни: во многом и то, и другое обусловлено монополизацией экономики. Поэто­му борьба с монополизмом (имеющая, стоит заметить, первостепенное значение для России) должна рассматриваться как одно из важнейших на­правлений антиинфляционной политики. Причем на успех в такой борьбе невозможно рассчитывать, прибегая лишь к денежно-кредитным и финан­совым методам регулирования. Здесь требуется широкий спектр мер, за­трагивающих непосредственно и сферу производства. В их разработке и, главное, реализации велика роль государства, касающаяся и чисто админи­стративных решений, которые должны опираться на эффективное антимо­нопольное законодательство.

С середины 70-х годов в странах Запада начала активно использовать­ся политика, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров прироста денежной массы или таргетирования. Та­кая политика предполагает, что в качестве ключевого момента в деле ста­билизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Возмож­ность же достижения положительных результатов такого регулирования связывается прежде всего с воздействием центрального банка на «денеж­ную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке). Банковские депозиты трактуются при этом как производные от «денежной базы», поскольку ее компоненты служат средством их обеспечения. Получается, что централь­ный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиять на

размеры денежной массы.

Определенный резон в таком роде логики есть, хотя, конечно, способ­ность банка управлять количеством денег в обращении не следует преуве­личивать. Непосредственный контроль возможен лишь за эмиссией банк­нот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги; в то же время их выпуск под частные коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находить­ся лишь под косвенным воздействием. Тем не менее значительные регули-342

рующие потенции центрального банка несомненны. Другой вопрос, что последствия такого регулирования могут быть неоднозначны. Так, сокра-щение темпов роста денежной массы может и не привести к снижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно в усло­виях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций и объемов производства. Важно уяснить, что денежные отношения нельзя рассматривать в отрыве от других сфер экономики, а денежную политику -от всего комплекса мер по регулированию народного хозяйства в целом.

С самого начала характер и способы таргетирования отличались зна­чительным разнообразием. Иногда установление целей носило во многом формальный характер, выступало в роли обычных прогнозов. В то же вре­мя в ряде стран оно сыграло более серьезную роль. При этом сами целевые ориентиры фиксировались по-разному - либо твердой контрольной циф­рой допускаемого роста по одному или сразу по нескольким денежным аг­регатам на предстоящий период (как правило, на год), либо «вилкой» («ко­ридором»), показывающей верхний и нижний пределы колебаний.

Установление целевых ориентиров и наблюдений за реальной дина­микой денежной массы позволяет своевременно принимать решения о не­обходимых регулирующих мероприятиях. Тем самым они выполняют важную функцию индикатора, указывающего на то, какие следует провес­ти изменения в экономической политике. Кроме того, определение ориен­тиров может оказать существенное влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и тем самым способствовать снижению инфля­ции. Естественно, в этом случае первоочередное значение имеет степень доверия в отношении установленных целей и способностей центрального банка их придерживаться.

Следует обратить внимание на то, что в своей политике центральные банки вовсе не пытались автоматически следовать всем рецептам, предпо­лагаемым монетаристами. На первом месте стояло стремление сохранить возможность маневрирования, необходимую гибкость, которая бы позво­ляла учитывать разнообразные процессы, протекающие в экономике. И ес­ли, к примеру, представители монетаристской теории активно выступали против традиционных способов регулирования (бюджетной политики и управления государственным долгом, изменения налоговых и процентных ставок), то на практике таргетирование с ними часто сочеталось. Практи­ческая регулирующая деятельность по сути дела отбросила односторонно­сти монетаристских концепций - абсолютизацию роли денежного обраще­ния, его обособление от других сфер хозяйства, рекомендации поддержи­вать постоянный темп роста денежной массы невзирая на ситуацию в эко­номике и т.п. Такой подход оказался более реалистичным и в ряде случаев способствовал снижению темпов инфляции, стимулировал экономическое развитие.

Опыт использования целевых ориентиров прироста денежной массы может иметь важное значение для разработки и осуществления антиин­фляционных мероприятий и в нашей стране. Однако в современных р°с'

343

сийских условиях применить таргетирование западного образца в готовом виде невозможно, поскольку в качестве объективных предпосылок оно предполагает определенный уровень макроэкономической сбалансирован­ности, экономический рост и стабильность спроса на деньги. В отсутствие таких предпосылок эффективность данного способа регулирования падает, вызывая крайне нежелательные для общества последствия (дефицит денег, распространение денежных суррогатов, рост неплатежей и т.п.).

При всем этом определенные меры Центрального банка России по ус­тановлению количественных ограничений темпов роста денежной массы, несомненно, необходимы. Но в условиях неопределенности изменений в состоянии экономики, финансовой и кредитной системы речь может идти не о выдвижении действительно перспективной цели, играющей роль ори­ентира, а, реально говоря, лишь о попытке текущего лимитирования роста денежной массы.

В заключение можно сделать обобщенный вывод: расстройство де­нежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям и практически нет государства, которое бы в той или иной степени в тот или иной период своей истории не сталкива­лось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контроли­руемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незна­чительные ее темпы - это эффект поддержания сбалансированного и ус­тойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения. 344