2. Основные направления экономической политики государства
1) Государство устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, определяет права собственности, статус предприятий и т.п.
2) Государство организует денежное обращение, облегчающее обмен товаров и услуг.
3) Принимает меры по защите механизма рыночной конкуренции: регулирование монопольных цен, антимонопольное законодательство.
4) Производит «общественные» и «квазиобщественные» товары и услуги («навязанные» государственные услуги).
5) Осуществляет структурную политику и политику стимулирования экономического роста.
6) Осуществляет контроль за уровнем инфляции и занятости, принимает меры по смягчению колебаний экономического цикла.
7) Проводит социальную политику выравнивания доходов.
Государство выполняет экономические функции, имея огромный арсенал средств воздействия на экономическую систему, начиная от прямого насилия и кончая финансовыми, экономическими рычагами. Разумеется, степень государственного вмешательства в экономику, набор средств, используемых при этом, зависят от очень многих причин: периода истории, состояния экономики, социальной системы, этатистских традиций в обществе, политической ситуации, степени развития государственного сектора.
Мировая практика показала, что системы и формы государственного регулирования довольно многообразны, в каждой стране имеются особенности. К числу наиболее важных методов государственного регулирования можно отнести административные меры, финансовую политику, денежную политику, социальную политику, внешнеэкономическое регулирование.
Административные меры базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрещения, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в экономически развитых странах используются в незначительных масштабах. Фиксация цен и доходов или установление пределов их повышения применяются в рыночной экономике в исключительных случаях в качестве чрезвычайной меры. В качестве примера можно привести президентский исполнительный указ Никсона, устанавливающий контроль над зарплатой и ценами в 1971 г. как антиинфляционной меры. Самыми крупномасштабными административными государственными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Наиболее часто административные меры применяются как меры по охране окружающей среды. Среди мер прямого административного государственного регулирования можно прежде всего выделить: 1) выдачу и проверку лицензий на любой вид деятельности, сопровождающийся загрязнением окружающей среды; 2) выдачу лицензий на размещение новых
354 IV.
производств; 3) установление стандартов и нормативов (предельных и текущих) на выбросы загрязняющих веществ; 4) установление соглашений между местными органами власти и предпринимателями; 5) введение санкций за нарушение нормативов, правил и законов со стороны органов управления и частных лиц, пострадавших от загрязнения.
В Японии, например, применяемые в природоохранной практике экологические нормативы по степени жесткости подразделяются на два типа. Первый - целевые и желательные стандарты и нормы. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ). Они определяются на основе критерия безопасности для человека и природы. Второй тип - применяемые в практике экологического контроля текущие нормативы, которые принимаются на определенный срок на основе расчета необходимых затрат и предусматривают поэтапное сокращение масштабов загрязнения.
Недостаток прямого регулирования эколого-экономических отношений заключается в ограничении свободы выбора экономических субъектов. Опыт показывает, что эффективность административных мер недостаточно высока, часто резко снижается со временем, когда утихает общественный интерес к тем или иным проблемам. Часто недостаточными оказываются ресурсы, выделяемые для регулирования, издержки обеспечения превышают финансовые возможности органов власти на местных и национальных уровнях.
Финансовая политика представляет систему государственного регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%).
Каждая страна имеет свои особенности в структуре государственного бюджета, например, США, Россия и Китай имеют большой удельный вес военных расходов, это объясняется историческими факторами. Особенности государственного бюджета России - высокий удельный вес затрат на обслуживание государственного долга (14%), а также крайне низкие, по сравнению с другими странами, затраты на социально-культурные нужды: социальные нужды (3%), образование (4%), здравоохранение (1,7%) в 1996 финансовом году.
Расходы государственного бюджета осуществляют функции политического, социального и экономического регулирования. Затраты на социальные услуги выполняют функции выравнивания доходов, смягчения социальной напряженности. Расходы на вооружение, финансирование внешней политики, административно-управленческие расходы направлены на укрепление внутри- и внешнеполитической стабильности в стране. Отметим, что деление расходов по признаку выполнения политической, социальной или экономической функции государственного регулирования весьма условно, так как любая статья государственных расходов способствует выполнению каждой из этих функций.
355
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры совокупного спроса, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. Особенно активную роль в регулировании совокупного спроса играют государственные закупки, а также трансфертные платежи населению и предприятиям. В США и Великобритании государство как потребитель обеспечивает до 20% ВНП. С целью сглаживания экономического цикла государство увеличивает объем государственных закупок и трансфертных платежей в период кризиса и депрессии и сокращает их в периоды подъема во избежание перегрева экономики.
Налоги - второй важнейший инструмент финансовой политики. А. Смит в свое время сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе: 1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно под покровительством и защитой государства. 2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3) Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его. 4) Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения. На основе этих принципов налогообложения к настоящему времени сложились две концепции налогообложения.
Согласно первой концепции налогообложения, физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, согласно второй - они уплачивают налоги в прямой зависимости от размера непосредственно полученного дохода.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономическими потребностями государства, в' зависимости от требований, целей, которые ставит перед собой правительство, при этом используются обе концепции налогообложения.
Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого зара-ббтка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. На таких принципах строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов более низкий. Примерами косвенных налогов являются акцизные сборы, налоги с продажи, налог на добав-356
ленную стоимость. С прямыми налогами на доходы и наследство связано пропорциональное и прогрессивное налогообложение.
Налоговая система выполняет в основном три функции: 1) обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); 2) социальная функция (перераспределение доходов); 3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Различные виды налогообложения (прогрессивное, пропорциональное, регрессивное) вызывают различные социальные последствия. Налоги на прибыль корпораций и на личные доходы физических лиц, которые рассчитываются по прогрессивной шкале, более всего соответствуют принципу социальной справедливости. Самые несправедливые - косвенные налоги, которые перекладываются на потребителей в одинаковой степени вне зависимости от того, насколько высоки их доходы.
В целях смягчения социального неравенства государство представляет отдельным группам населения различные налоговые льготы. Чаще всего эти льготы носят и социальный и регулирующий характер. Например, льготы фермерам, скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, стимулируют спрос, способствуют росту занятости; некоторые льготы при всей своей явной социальной направленности - такие, как налоговые льготы многодетным семьям, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию, также способствуют расширению совокупного спроса.
Регулирующая функция налогов связана с установлением и изменением системы налогообложения, определением налоговых ставок, их дифференциацией; предоставлением налоговых льгот предпринимателям.
Понижение налогов в целом ведет к усилению стимулов в экономической деятельности, увеличению совокупного спроса, повышению уровня занятости. Эти меры используются в период низкой конъюнктуры, напротив, повышение налогов используется для борьбы с «перегревом» экономики.
Государство, кроме общего, часто применяет селективное налоговое стимулирование, выборочно снижая налоговые ставки и даже отменяя налоги для предприятий, следующих целям государственной экономической политики. Широко распространены скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на НИОКР, создание рабочих мест, охрану окружающей среды.
Результатом налоговой политики в развитых странах, направленной на стимулирование капиталовложений; стало то, что преобладающий формой обеспечения инвестиционных потребностей является самофинансирование (более 50%). Одним из самых эффективных направлений подобной политики можно назвать ускоренное амортизационное списание основного капитала.
Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи-
357
более распространенные методы финансирования дефицита государственного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использование бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к неконтролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроизводится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту внутреннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается неравномерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процентной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поколение.
Большие размеры внешнего долга представляют существенную проблему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.
Проблемы дефицита государственного бюджета отражаются в существующих концепциях бюджетной политики.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако недостатком подобного подхода к бюджетной политике является то, что такое состояние бюджета снижает эффективность финансовой политики, имеющей антициклическую, стабилизированную направленность. В период низкой конъюнктуры экономики налоговые поступления автоматически снижаются. Стремясь сбалансировать бюджет, государство повышает ставки налогов, либо уменьшает государственные расходы, что еще больше сокращает совокупный спрос, усугубляя тем самым экономическую ситуацию.
Вторая концепция предполагает сбалансирование государственного бюджета в ходе экономического цикла за счет использования положительного сальдо для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Недостаток этой концепции заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле неодинаковы по продолжительности и глубине, поэтому дефицит не всегда может быть полностью покрыт положительным сальдо, что оставляет проблему циклического спада открытой.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. Главной целью государственной финансовой политики в этом случае является достижение макроэкономической стабильности, сбалансированность бюджета при этом является второстепенной проблемой. Действительно, ряд европейских стран живет не один год с уровнем дефицита в 4-5% к ВНП. В 1993 году дефицит бюджета составил в Германии 8%, во Франции 4,5%. Однако считается, что приближение дефицита бюд-358
жета к 10% ВНП и 33% к сумме расходов полагают опасным, поскольку .это двигает экономику к гиперинфляции. Страна, придерживающаяся данной концепции, должна иметь поэтому наличие четкой программы фи. нансовых мероприятий в рамках ее денежного потенциала: осуществлять -постоянный контроль за развитием бюджетного дефицита; выделять бюджетные средства лишь на меры, приносящие значительный эффект.
Денежная политика прежде всего связана с регулированием кредитно-денежного обращения, которое осуществляет центральный банк страны. Это - регулирование денежной эмиссии; «операции на открытом рынке»; изменение минимальной (обязательной) резервной нормы; изменение учетной ставки процента.
Операции на открытых рынках. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью. Насколько действенным может быть этот метод, покажет один пример. В США в 1988 г. федеральные резервные банки имели на 233 млрд. долл. государственных облигаций, продажа которых могла бы понизить резервы коммерческих банков с 40 млрд. долл. до нуля.
Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Об эффективности подобного метода даёт представление величина денежного мультипликатора m=l / R, где т - обозначает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы R. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.
Политика дешевых денег проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной
359
нормы, понижения учетной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег проводится Центробанком прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта^ гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Кроме мер по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в страну, применяется также селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала. Государство регулирует процессы миграции рабочей силы, а также участвует в международных экономических организациях типа МВФ, МБРР и других интеграционных межгосударственных объединениях типа Европейского сообщества, ЕОУС, АСЕАН. Кроме специальных государственных мер, направленных на регулирование внешней торговли, денежная и финансовая политика также оказывает влияние на величину чистого экспорта (размер сальдо внешнеторгового баланса). В частности, политика «дешевых денег», приводящая к уменьшению процентной ставки, своим следствием, как правило, имеет обесценение национальной валюты, что способствует внешнеэкономической экспансии.
- Раздел 1. Введение в политическую экономию 3
- 2. Функции политической экономии
- Глава 2. Метод политической экономии
- Глава 3. Основные этапы и направления развития экономической теории
- 1. Меркантилизм
- 2. Физиократы
- 3. Английская классическая политическая экономия
- 4. Марксистская политическая экономия
- 5. Маржинализм
- 6. Развитие политической экономии в XIX веке
- 7. Неоклассическая школа и её значение в развитии экономической теории
- 1. Разработка теории экономического роста на основе постулатов Дж.Б.Кларка и производственной функции Кобба-Дугласа.
- 2. Создание монетаристской теории функционирования рынка.
- 3. Разработка теории предложения (сэплай сайд экономике).
- 8. Кейнсианство и его разновидности
- 9. Неолиберализм
- 10. Институционализм
- 11. Экономическая мысль в России и бывшем ссср
- Глава 4. Общественное производство
- 1. Факторы и структура общественного производства
- Глава 5. Собственность: понятие, типы, формы
- Глава 6. Типы экономических систем и формы общественного хозяйства
- 1. Экономическая система и ее структура
- 2. Типы экономических систем
- 3. Формы общественного хозяйства
- Раздел 2. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства Глава 7. Теория стоимости (ценности)
- 1. Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школы
- 2. Основные этапы формирования трудовой теории стоимости (у. Пегги, а. Смит, д. Рикардо)
- 3. Трудовая теория стоимости к. Маркса
- 4. Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- 5. Теория предельной полезности (к. Менгер, ф. Визер, б. Бём-Баверк). Эволюция теории предельной полезности и её современные трактовки
- Глава 8. Теория денег
- 1. Возникновение денег и история их развития
- 2. Сущность и функции денег
- 3. Взаимосвязь количества денег с уровнем цен и объемом производства
- Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
- 1. Сущность рынка. Его виды и условия возникновения
- 2. Теоретические основы спроса и предложения
- 3. Равновесие рынка и способы его достижения
- Глава 10. Монополия и конкуренция
- 1. Теории монополии
- 2. Модели несовершенной конкуренции
- Раздел 3. Факторы производства. Доходы и их источники Глава 11.Теория капитала
- 1.Зарождение знаний о капитале
- 2. Капитал в трактовке классической школы Капитал и богатство народов а.Смита.
- 3. Капитал как система социально-экономических отношений в теории Маркса
- 4. Маржинализм и развитие теории капитала
- 5. Неоклассическая школа о капитале
- Глава 12. Прибыль и её роль в рыночном хозяйстве
- 1. Издержки производства, их структура и виды
- 2. Теория прибыли
- 3. Норма и масса прибыли, показатели рентабельности
- 4. Условия получения «нормальной» (средней) прибыли в различных экономических школах
- Глава 13. Предпринимательский доход и процент. Кредит и банки
- 1. Ссудный капитал и ссудный процент. Понятие ссудного капитала н его отличие от ростовщического
- 2. Кредит и его формы
- 3. Кредитная система
- 4. Функции и операции банков
- Глава 14. Заработная плата
- 1. Основные этапы развития теории заработной платы.
- 2. Основные формы и системы заработной платы
- 3. Уровень оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата
- Глава 15. Дивиденд. Акционерный капитал. Фондовая биржа
- 1. Акционерный капитал и основные этапы его развития
- 2. Теория фиктивного капитала и теория демократизации капитала
- Глава 16. Земельная рента
- 1. Аграрные отношения и земельная рента
- 2. Теории земельной ренты: физиократы, д.Рикардо, марксистская теория ренты, рента в теории предельной полезности
- 3. Арендная плата, цена земли
- 4. Теория крестьянского хозяйства а. В. Чаянова
- 5. Современные формы аграрных отношений. Апк России (особенности развития, современные проблемы, задачи аграрной реформы)
- Раздел 4. Процесс воспроизводства и его закономерности Глава 17. Воспроизводство: типы, показатели,темпы и пропорции
- 1. Понятие воспроизводства и его типы
- 2. Этапы развития теории воспроизводства
- 3. Модели реализации общественного продукта
- 4. Типы расширенного воспроизводства
- 5. Экономическая эффективность
- Глава 18. Экономический цикл, его структура и особенности
- 1. Экономический цикл и его фазы
- 2. Виды экономических циклов
- Глава 19. Занятость и безработица
- 1. Классическая теория занятости
- 2. Марксистская теория занятости
- 3. Кейнсианская теория занятости
- 4. Кривая Филлипса
- 5. Современные проблемы безработицы и рынка труда
- Глава 20. Денежное обращение и инфляция
- 1. Основные факторы и механизм развития инфляции
- 2. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Раздел 5. Экономическая роль государства Глава 21. Экономические функции государства и их эволюция
- 1. Эволюция взглядов на экономическую роль государства (фритредерство и протекционизм)
- 2. Основные направления экономической политики государства
- 3. Концепции государственного регулирования Кейнсианство и регулирование совокупности спроса.
- 4. Государство и общественные технологии принятия решений
- Глава 22. Экономическая политика государства
- Глава 23. Государственная финансовая система.
- 1. Общее понятие финансов
- 2. Государственный бюджет: пути формирования и использования
- 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Раздел 6. Мировое хозяйство Глава 24. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
- 1.Сущность мирового хозяйства, его возникновение и развитие
- 2. Интернационализация мировой экономики -основа формирования мирового хозяйства
- 3. Эффективность международного разделения труда
- Глава 25. Международные валютные отношения
- 1. Мировой рынок.
- 2. Специфика международных валютных отношений
- 3. Основные этапы эволюции международной валютной системы и ее механизма
- Глава 26. Глобальные проблемы современной экономики
- 1. Сущность и виды глобальных проблем современной экономики
- 2. Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв между прагматическими и нравственными аспектами экономической деятельности
- 3. Проблема предотвращения мировой термоядерной войны и прекращения гонки вооружений, демилитаризации экономики
- 4. Проблема охраны природной среды, преодоления экологического кризиса на планете
- 5. Состояние экологической обстановки и экологического сознания в России
- Раздел 1. Введение в политическую экономию ................................5