logo
Политек-ГУУ вся книга

2. Основные направления экономической политики государства

1) Государство устанавливает законные «правила игры», регули­рующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и по­требителями, определяет права собственности, статус предприятий и т.п.

2) Государство организует денежное обращение, облегчающее обмен товаров и услуг.

3) Принимает меры по защите механизма рыночной конкуренции: регулирование монопольных цен, антимонопольное законодательство.

4) Производит «общественные» и «квазиобщественные» товары и услуги («навязанные» государственные услуги).

5) Осуществляет структурную политику и политику стимулирования экономического роста.

6) Осуществляет контроль за уровнем инфляции и занятости, прини­мает меры по смягчению колебаний экономического цикла.

7) Проводит социальную политику выравнивания доходов.

Государство выполняет экономические функции, имея огромный ар­сенал средств воздействия на экономическую систему, начиная от прямого насилия и кончая финансовыми, экономическими рычагами. Разумеется, степень государственного вмешательства в экономику, набор средств, ис­пользуемых при этом, зависят от очень многих причин: периода истории, состояния экономики, социальной системы, этатистских традиций в обще­стве, политической ситуации, степени развития государственного сектора.

Мировая практика показала, что системы и формы государственного регулирования довольно многообразны, в каждой стране имеются особен­ности. К числу наиболее важных методов государственного регулирования можно отнести административные меры, финансовую политику, денеж­ную политику, социальную политику, внешнеэкономическое регу­лирование.

Административные меры базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрещения, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в экономически развитых странах используются в незначительных масштабах. Фиксация цен и дохо­дов или установление пределов их повышения применяются в рыночной экономике в исключительных случаях в качестве чрезвычайной меры. В качестве примера можно привести президентский исполнительный указ Никсона, устанавливающий контроль над зарплатой и ценами в 1971 г. как антиинфляционной меры. Самыми крупномасштабными административ­ными государственными акциями по регулированию экономики в послево­енной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концер­нов. Наиболее часто административные меры применяются как меры по охране окружающей среды. Среди мер прямого административного госу­дарственного регулирования можно прежде всего выделить: 1) выдачу и проверку лицензий на любой вид деятельности, сопровождающийся за­грязнением окружающей среды; 2) выдачу лицензий на размещение новых

354 IV.

производств; 3) установление стандартов и нормативов (предельных и те­кущих) на выбросы загрязняющих веществ; 4) установление соглашений между местными органами власти и предпринимателями; 5) введение санкций за нарушение нормативов, правил и законов со стороны органов управления и частных лиц, пострадавших от загрязнения.

В Японии, например, применяемые в природоохранной практике экологические нормативы по степени жесткости подразделяются на два типа. Первый - целевые и желательные стандарты и нормы. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ). Они определяются на основе критерия безопасности для человека и природы. Второй тип - применяемые в практике экологического контроля текущие нормативы, которые принимаются на определенный срок на ос­нове расчета необходимых затрат и предусматривают поэтапное сокраще­ние масштабов загрязнения.

Недостаток прямого регулирования эколого-экономических от­ношений заключается в ограничении свободы выбора экономических субъектов. Опыт показывает, что эффективность административных мер недостаточно высока, часто резко снижается со временем, когда утихает общественный интерес к тем или иным проблемам. Часто недостаточными оказываются ресурсы, выделяемые для регулирования, издержки обеспе­чения превышают финансовые возможности органов власти на местных и национальных уровнях.

Финансовая политика представляет систему государственного ре­гулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных ста­тей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%).

Каждая страна имеет свои особенности в структуре государственно­го бюджета, например, США, Россия и Китай имеют большой удельный вес военных расходов, это объясняется историческими факторами. Осо­бенности государственного бюджета России - высокий удельный вес за­трат на обслуживание государственного долга (14%), а также крайне низ­кие, по сравнению с другими странами, затраты на социально-культурные нужды: социальные нужды (3%), образование (4%), здравоохранение (1,7%) в 1996 финансовом году.

Расходы государственного бюджета осуществляют функции по­литического, социального и экономического регулирования. Затраты на социальные услуги выполняют функции выравнивания доходов, смягчения социальной напряженности. Расходы на вооружение, финансирование внешней политики, административно-управленческие расходы направлены на укрепление внутри- и внешнеполитической стабильности в стране. От­метим, что деление расходов по признаку выполнения политической, со­циальной или экономической функции государственного регулирования весьма условно, так как любая статья государственных расходов способст­вует выполнению каждой из этих функций.

355

Структура расходов государственного бюджета оказывает регу­лирующее воздействие на размеры совокупного спроса, а также на отрас­левую и региональную структуру экономики, на национальную конкурен­тоспособность на мировом рынке. Особенно активную роль в регулирова­нии совокупного спроса играют государственные закупки, а также транс­фертные платежи населению и предприятиям. В США и Великобритании государство как потребитель обеспечивает до 20% ВНП. С целью сглажи­вания экономического цикла государство увеличивает объем государст­венных закупок и трансфертных платежей в период кризиса и депрессии и сокращает их в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

Налоги - второй важнейший инструмент финансовой политики. А. Смит в свое время сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе: 1) Под­данные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно под покровительством и защитой государства. 2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3) Каж­дый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как пла­тельщику должно быть удобнее всего оплатить его. 4) Каждый налог дол­жен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казна­чейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для воспри­ятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойно­го, тройного обложения. На основе этих принципов налогообложения к на­стоящему времени сложились две концепции налогообложения.

Согласно первой концепции налогообложения, физические и юриди­ческие лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, согласно второй - они уплачивают налоги в прямой зависимости от размера непосредственно полученного дохода.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с соци­ально-экономическими потребностями государства, в' зависимости от тре­бований, целей, которые ставит перед собой правительство, при этом ис­пользуются обе концепции налогообложения.

Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от ве­личины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого зара-ббтка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. На таких принципах строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов более низкий. Примерами косвен­ных налогов являются акцизные сборы, налоги с продажи, налог на добав-356

ленную стоимость. С прямыми налогами на доходы и наследство связано пропорциональное и прогрессивное налогообложение.

Налоговая система выполняет в основном три функции: 1) обеспече­ние финансирования государственных расходов (фискальная функция); 2) социальная функция (перераспределение доходов); 3) государственное ре­гулирование экономики (регулирующая функция).

Различные виды налогообложения (прогрессивное, пропорциональ­ное, регрессивное) вызывают различные социальные последствия. Налоги на прибыль корпораций и на личные доходы физических лиц, которые рас­считываются по прогрессивной шкале, более всего соответствуют принци­пу социальной справедливости. Самые несправедливые - косвенные нало­ги, которые перекладываются на потребителей в одинаковой степени вне зависимости от того, насколько высоки их доходы.

В целях смягчения социального неравенства государство пред­ставляет отдельным группам населения различные налоговые льготы. Ча­ще всего эти льготы носят и социальный и регулирующий характер. На­пример, льготы фермерам, скидки с личных доходов и прибылей, направ­ляемых на жилищное строительство, стимулируют спрос, способствуют росту занятости; некоторые льготы при всей своей явной социальной на­правленности - такие, как налоговые льготы многодетным семьям, студен­там и лицам, повышающим свою квалификацию, также способствуют расширению совокупного спроса.

Регулирующая функция налогов связана с установлением и измене­нием системы налогообложения, определением налоговых ставок, их дифференциацией; предоставлением налоговых льгот предпринимателям.

Понижение налогов в целом ведет к усилению стимулов в экономи­ческой деятельности, увеличению совокупного спроса, повышению уровня занятости. Эти меры используются в период низкой конъюнктуры, напро­тив, повышение налогов используется для борьбы с «перегревом» эконо­мики.

Государство, кроме общего, часто применяет селективное налоговое стимулирование, выборочно снижая налоговые ставки и даже отменяя на­логи для предприятий, следующих целям государственной экономи­ческой политики. Широко распространены скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на НИОКР, создание рабочих мест, охрану окружающей среды.

Результатом налоговой политики в развитых странах, направленной на стимулирование капиталовложений; стало то, что преобладающий фор­мой обеспечения инвестиционных потребностей является самофинан­сирование (более 50%). Одним из самых эффективных направлений по­добной политики можно назвать ускоренное амортизационное списа­ние основного капитала.

Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи-

357

более распространенные методы финансирования дефицита государствен­ного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использо­вание бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к не­контролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных ин­вестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроиз­водится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту внут­реннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается нерав­номерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процент­ной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поко­ление.

Большие размеры внешнего долга представляют существенную про­блему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешне­экономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать но­вые займы становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более вы­сокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превы­шают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.

Проблемы дефицита государственного бюджета отражаются в суще­ствующих концепциях бюджетной политики.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть еже­годно сбалансирован. Однако недостатком подобного подхода к бюджет­ной политике является то, что такое состояние бюджета снижает эффек­тивность финансовой политики, имеющей антициклическую, стабилизиро­ванную направленность. В период низкой конъюнктуры экономики нало­говые поступления автоматически снижаются. Стремясь сбалансировать бюджет, государство повышает ставки налогов, либо уменьшает государ­ственные расходы, что еще больше сокращает совокупный спрос, усугуб­ляя тем самым экономическую ситуацию.

Вторая концепция предполагает сбалансирование государственного бюджета в ходе экономического цикла за счет использования положитель­ного сальдо для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Недоста­ток этой концепции заключается в том, что спады и подъемы в экономиче­ском цикле неодинаковы по продолжительности и глубине, поэтому дефи­цит не всегда может быть полностью покрыт положительным сальдо, что оставляет проблему циклического спада открытой.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. Главной целью государственной финансовой политики в этом случае является достижение макроэкономической стабильности, сба­лансированность бюджета при этом является второстепенной проблемой. Действительно, ряд европейских стран живет не один год с уровнем дефи­цита в 4-5% к ВНП. В 1993 году дефицит бюджета составил в Германии 8%, во Франции 4,5%. Однако считается, что приближение дефицита бюд-358

жета к 10% ВНП и 33% к сумме расходов полагают опасным, поскольку .это двигает экономику к гиперинфляции. Страна, придерживающаяся данной концепции, должна иметь поэтому наличие четкой программы фи. нансовых мероприятий в рамках ее денежного потенциала: осуществлять -постоянный контроль за развитием бюджетного дефицита; выделять бюд­жетные средства лишь на меры, приносящие значительный эффект.

Денежная политика прежде всего связана с регулированием кре­дитно-денежного обращения, которое осуществляет центральный банк страны. Это - регулирование денежной эмиссии; «операции на открытом рынке»; изменение минимальной (обязательной) резервной нормы; изме­нение учетной ставки процента.

Операции на открытых рынках. Продажа (покупка) ЦБ государ­ственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в кратко­срочном периоде и обладает большой гибкостью. Насколько действенным может быть этот метод, покажет один пример. В США в 1988 г. федераль­ные резервные банки имели на 233 млрд. долл. государственных облига­ций, продажа которых могла бы понизить резервы коммерческих банков с 40 млрд. долл. до нуля.

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Об эффективности подобного мето­да даёт представление величина денежного мультипликатора m=l / R, где т - обозначает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы R. Это средство регулирования денеж­ной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, пред­ставленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С пони­жением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кре­диты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.

Политика дешевых денег проводится в период низкой конъюнкту­ры. Центральный банк увеличивает предложение денег путем покупки го­сударственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной

359

нормы, понижения учетной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег проводится Центробанком прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается мини­мальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирова­ния, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют спе­циальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отне­сти меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта^ гарантирование экс­портных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, из­менение величины пошлины во внешней торговле.

Кроме мер по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в страну, применяется также селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы ка­питала. Государство регулирует процессы миграции рабочей силы, а также участвует в международных экономических организациях типа МВФ, МБРР и других интеграционных межгосударственных объединениях типа Европейского сообщества, ЕОУС, АСЕАН. Кроме специальных государст­венных мер, направленных на регулирование внешней торговли, денежная и финансовая политика также оказывает влияние на величину чистого экс­порта (размер сальдо внешнеторгового баланса). В частности, политика «дешевых денег», приводящая к уменьшению процентной ставки, своим следствием, как правило, имеет обесценение национальной валюты, что способствует внешнеэкономической экспансии.