1. Эволюция взглядов на экономическую роль государства (фритредерство и протекционизм)
Фритредеры (от англ, «free trade» - свобода торговли) провозглашают принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь или же сводят его к незначительным дозам. Они полагают, что экономические законы, конкуренция, сам рынок осуществят саморегулирование хозяйства и обеспечат справедливую прибыль без посторонней внешней помощи. «Не мешайте, дайте дорогу!» - к этому сводится известная формула «Laissez faire» (фр.). Государство со своей опекой, по их мнению, порождает иждивенчество, снижает дееспособность производителя, ведет к казарменному бюрократизму, коррупции, торможению (даже стагнации) производительных сил. Такие идеи преимущественно разделяли А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, И. Бентам, Ж. Б. Сэй и многие другие ученые. Их исповедуют нынешние либералы, неоклассики, монетаристы (отчасти), немецкие теоретики «свободного рыночного хозяйства» и их последователи.
С концепцией фритредерства смыкается теория утилитаризма. Один из ее основателей И. Бентам верил, что недостатки общества (экономики) могут изгладиться когда-либо сами собой. «Спокойствие», «порядок» и «всеобщая польза» достигаются путем элементарного стремления индивидуума к собственной пользе и счастью. Эти стремления в совокупности и составят всеобщее благоденствие. Отсюда: что выгодно компании, то выгодно стране.
Итак, «интерес общества - сумма интересов отдельных членов». Нуа как быть, если интерес индивидуума противоречит общественному интересу? Ведь подобные противоречия во множестве несомненно разъедают целостность общества, хозяйства.
Сторонники невмешательства государства в экономику исследУ°т «хозяйственную жизнь людей, как сложилась бы она, если бы государств" допускало свободное проявление общественных сил, и люди, как и веШи>
345
двигались бы без трения и противодействия, во времени и в пространстве, не повинуясь никакой другой силе, кроме всепроникающего принципа хозяйственности».' Иными словами: не государство управляет торговлей, а, напротив, торговля - государством.
По общему правилу подобная точка зрения выгодна стране, подавляющей соперников на мировом рынке своим могуществом, а внутри -конкурентоспособным (изначально или впоследствии) отраслям и отдельным преуспевающим бизнесменам. Они и определяют политику невмешательства, так как намерены управиться самостоятельно. Англия в противовес континентальной Европе и была таким баловнем судьбы: мастерской мира и владычицей морей. Недаром в Европе поговаривали тогда, что фритредерство - «коварное изобретение туманного Альбиона», а для мануфактур континента безусловно необходима поддержка.
Фритредерство изначально имело серьезный изъян. Ведь любое общество стабильно лишь в том случае, если держится каким-то цементирующим делом. Речь идет о концентрированном выражении общества в форме государства, о функции жизнеобеспечения, отмеченной еще Платоном в его Идеальном государстве. Именно самосохранение существования каждого человека оправдывает наиважнейшую функцию каждого государства. «Совершенно ясно, что чисто рыночное распределение отнюдь не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека - права на жизнь. Или на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, гарантирующий достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности»2. Таковы аргументы против фритредерства.
Н.Г. Чернышевский сетовал, почему политическая экономия «не избавилась ещё от опасности впадать в руки людей, доказывающих, например, что в промышленном мире все наилучшим образом устраивается само собой. Отчего политическая экономия до сих пор не освободилась от необходимости спорить против этих убийственных нелепостей?»3
В противоположность фритредерам протекционисты, напротив, опираясь на идеи государства, как «шествие бога по миру» (Гегель) на его всесилие и универсальность, толкуют о значительном'вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.
В XX веке идеи «Большого правительства» имели конкретное воплощение в практике грубой, устрашающей государственной силы, пруссачества, тоталитаризма, в огосударствлении не только экономики, но и по сути дела всей общественной жизни. Идеи и практика государственно-монополистического капитализма, известный «фюрер-принцип» в Германии, в какой-то форме в Италии и Испании в 30-40-х годах, а также про-346
цесс повсеместного огосударствления, глобальной национализации, принудительного обобществления, императивного планирования, жесткого командного администрирования в социалистических странах —красноречивый тому пример.
Идеологи протекционизма полагают, что только государство в состоянии поддержать отечественную экономику, оно должно опекать, субсидировать, дотировать те отрасли, которые по той или иной причине не смогли пока стать эффективными, но они чрезвычайно важны в макроэкономическом аспекте. Государство, - считают они, - обязано взять на себя целые отрасли и сферы народного хозяйства ради устойчивости и стабильности всех субъектов экономики. Государство осуществляет многоликие хозяйственно-организационные функции; можно даже толковать о государственном управлении экономикой как по вертикали, так и по горизонтали.
Эти два радикальных направления трактовки государственного регулирования экономики, разумеется, не исключают великого множества промежуточных воззрений. Речь идет о трактовках степени вмешательства государства в экономику, допустимых формах и методах воздействия, об оптимальных размерах государственного сектора и т.п.
Доведенные до своих крайних пределов оба направления не имеют будущего.1 Поиск «золотой середины» между необходимостью государственного воздействия и обеспечением личной свободы агентов производства и граждан - неотъемлемая черта исторического процесса. И этот поиск будет происходить непрерывно, динамично, с учетом прошлого опыта, прежних ошибок и перспективных прогнозов.
Существует устойчивый стереотип, что период так называемой «свободной конкуренции» сводил роль государства к положению ночного сторожа, не более того. Откуда взялась распространенная иллюзия о ничтожной экономической роли государства в этот период? Возвратимся к спору между сторонниками государственного вмешательства и представителями свободной торговли. Поскольку фритредерство господствовало в ряде стран, складывалось обманчивое впечатление, что этот период развития был свободен от экономических функций государства.2
Эту точку зрения отстаивала так называемая манчестерская школа (ассоциация предпринимателей), которая на первых порах протестовала против покровительственных пошлин, хлебных законов, фабричного законодательства, надеясь собственными силами, без государственной поддержки справиться со своими конкурентами. Но «практические по-
347
следствия этой теории заставили их самих усомниться в её правильности» '- К концу 70-80-х годов среди английской буржуазии, стоящей на манчестерских позициях, наметился отход от этих принципов. Если А.Смит в целом выступал против государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны (хотя и был в этом непоследователен), а напротив, многие немецкие экономисты того времени, ратовали за государственное вмешательство во имя помощи «отечественным» мануфактурам, то это отнюдь не значит, что в самой Англии в то время государство было экономически пассивным, а в Германии активным.
Общество и государство образуют сложную взаимодействующую систему. Дела государственные решаются каждый раз в таком объеме и в том виде, какой определяет экономически господствующий слой общества. Этот же тезис распространяется как на государство в целом, так и на отдельные части государственного аппарата. В силу указанных выше причин в Англии и в США до начала XX века почти отсутствовала разветвленная государственная бюрократическая машина (слой профессионального чиновничества). Но означает ли это слабость государственного управления, государственной власти вообще? Конечно, нет.
Если считать государственное управление одной из форм осуществления власти, то естественно предположить, что действие политической власти не знает перерыва во времени в любой стране. Сказанное имеет универсальное значение и распространяется на экономическую политику и экономические функции государства, т.е. на государственное управление экономической сферой.
Если строго различать провозглашение того или иного принципа экономической политики и реальное претворение доктрины в жизнь, т.е. проблему ее практического использования, то следует исходить не только из экономических критериев, но и всего комплекса общественных отношений (имея в виду, скажем, общую философскую позицию викторианцев XIX столетия). Экономическая свобода предпринимательства опиралась на теорию «естественных прав» человека, на теорию, отрицающую тиранию, абсолютизм, власть государства и государя над подданными. «Справедливость» измерялась рамками буржуазной справедливости, а трактовка «естественных прав» и «свободы» человека смещалась в плоскость «естественных» прав и привилегированной свободы деловых кругов общества. Принцип невмешательства нигде не применялся буквально, он был эластичным, зачастую компромиссным, да и не всегда ясным.
Фритредеры нередко предлагали и предлагают дирижистские методы для разрешения вполне конкретных проблем. А. Смит, например, требовал ограничений даже для этой экономической свободы предпринимателя, которая и составляет суть его системы. Он не хотел разрешить свобод-348
ной торговле действовать так, чтобы страна в военное время осталась без необходимых ей ресурсов. Английские фритредеры, выступая за невмешательство государства, одновременно требовали от власти охраны собственности, соблюдения договорных отношений, борьбы с мошенничеством. Предприниматели охотно примут государственное вмешательство, если оно идет им на пользу. Так оно и было. Даже английские деловые круги, которые к середине XIX века убедили всю страну в благотворности свободной международной торговли, приняли без особого шума целый ряд правительственных регулирующих законов о фабриках и заводах, о детском труде, о трубочистах, о профсоюзах и т.д. — законов, большей частью, бентамовского духа. Телеграф в Англии был национализован почти сразу (1856). В других странах, особенно в Германии и в Соединенных Штатах, деловые круги никогда не возражали в принципе (хотя иногда возражали в деталях) против формы строгого государственного регулирования хозяйства, известного под именем тарифов. Эти и другие факты говорят о нежизненности модели фритредеров, о ее неосуществимости в любой стране, какую бы мы не взяли в качестве примера. Практика показывает лишь большую или меньшую степень вмешательства государства, зависимую от конкретно-исторических экономических, политических и социальных обстоятельств.
Возможности государственного управления экономикой неуклонно возрастали вместе с централизацией государственной власти. В руках все возрастающего клана чиновничества сосредоточиваются организационные рычаги воздействия на все стороны жизни общества. Идет процесс развития, усовершенствования и укрепления исполнительного чиновничьего аппарата. Именно этот факт лежит в основе «государственного капитализма», свойственного в той или иной мере всем странам.
Государственный капитализм, как это отмечали многие историки и экономисты, в большей мере проявляется в странах с наиболее значительными феодальными пережитками (Германия, Россия), так называемая «феодальная» реакция. Здесь государственная опека и регламентация, вся система державности проходили трансформацию постепенного превращения феодальных отношений в полуфеодальные', а затем и в капиталистические.
Поучителен исторический опыт России. На примере только стекольного предприятия видна роль государственной казны в развитии производства. Государство предоставляло различные привилегии промышленникам, расширяло сферу применения вольнонаемного труда. Эти мероприятия были методами первоначального накопления капиталов, которые привели к бурному развитию промышленности. Если в 1720 году в России насчитывалось 12 стекольных и хрустальных заводов, а в 1804 году -114, то к I860 году их число достигло 195 с 11464 рабочими.'
349
Подобное государственное покровительство имело, к примеру, фарфоро-фаянсовое производство как в России, так и в Западной Европе. «Причина этого лежит в самом характере фарфоровой промышленности того времени, когда массовое производство было технически невозможно и фабрики, открытые частными лицами, бывали вынуждены закрываться за недостатком средств или передаваться в собственность, либо под покровительство правителей»'.
Подобные процессы происходили повсеместно. То за счет государства создаются военные предприятия, порты, учреждения связи, то сильно участие казны в прокладке каналов, строительстве железных дорог, морского флота. Власть финансирует фундаментальные научные изыскания, содержит университеты, многие медицинские учреждения, дома призрения, не говоря уже о функционировании нормального денежного обращения (чеканка монет, эмиссия бумажных денег и казначейских облигаций, чеков и иных ценных бумаг). Все без исключения государства имеют систему хозяйственного законодательства, содержат армию, полицию, разведку, исправительные учреждения, многочисленную рать чиновников.
Особенно активна роль государства в критические моменты: стихийные бедствия, войны, эпидемии. Государство всегда организатор, управитель и в этом также проявляется его прямая или косвенная роль в экономике. Ни один частный субъект не способен взять на себя заведомо убыточное предприятие, а государство может. Правда, последствия для экономики при этом далеко неоднозначны. Государство вступает в различные альянсы, делит собственность, может иметь долю акций (даже контрольный пакет) в акционерных обществах, создавать государственно-банковские и государственно-промышленные системы, а также международные интеграционные наднациональные группы ряда стран, участвовать в экспорте капитала за границу и т.п. Государство по мере необходимости проводит насильственные мероприятия, принудительную концентрацию (или деконцентрацию) производства, осуществляет систему штрафов и иных наказаний вплоть до роспуска компании, вводит чрезвычайное положение, выступая в роли совокупного идеального предпринимателя в экстремальных случаях.
Представители фритредерства или протекционисты попеременно или все вместе пытались влиять и влияют на экономическую политику правительств (имеют в парламентах свои лоббистские группы, и тем самым соучаствуют в принятии или непринятии законов и других актов), создают коалиции, пулы, клубы, кафедры, имеют собственную прессу и научные издания.
Таким образом, рассмотренные нами направления могут быть представлены: во-первых, как концепция, теоретический постулат; во-вторых, как конкретный инструментарий экономической политики. 350
Вообще говоря, и представители науки, исповедующей фритредерство, и их оппоненты и по сей день не выработали точных критериев оптимальной эффективности из-за невмешательства государства (вопреки ему) или вследствие вмешательства как такового. Экономическая наука далеко не ушла от известной констатации, что государство может содействовать экономическому развитию (пример тому - вся эпоха первоначального накопления капитала), может и тормозить прогресс (и о том свидетельствует немало фактов), либо одними своими действиями способствуют, а иными одновременно - тормозит (таких примеров своеобразной диалектики по-видимому большинство). И в период господства идей фритредерства в странах Западной Европы и США участие государства в распределении национального дохода составляло 8-10 %, а в общем объеме капиталовложений 10-15%.' Американский автор Фишер в книге «Таков наш мир» признается, что США вынуждены терпеть у себя определенную долю социализма (разумеется под ней государственное вмешательство). По-видимому, - считает он, - именно эта доля и позволяет сохранять строй в добром состоянии.
Таковы лишь некоторые фрагменты истории. Какое направление (из двух) в итоге превалирует? Это ясно из предыдущего изложения.
По суммарным данным на последнюю треть XX века в индустриально развитых странах государственные бюджеты перераспределяют от 1/4 до 1/3 национального дохода. От всех инвестиций на долю государства приходится от 1/3 до 2/3. Государства осуществляют до 2/3 всех затрат на НИОКР. Даже после массовой приватизации государственная собственность (от федерального до муниципального уровня) составляет примерно 1/5 совокупного богатства.
В результате современное государство - самый крупный: продавец товаров и услуг, покупатель товаров и услуг, кредитор, субсидитор, инвестор, должник.
Экономическая роль государства не находится в статике (здесь можно видеть спады и подъемы, смещение акцентов, пульсацию, возврат к старым методам, преодоление ошибочных путей, компромисс). М.Фридман в книге «Соединенные Штаты в 80-е гбды» писал: если до конца XIX века безраздельно господствовала экономическая свобода и деятельность правителей была ограничена очень узкими рамками, то в Англии с начала XX века и в США с начала 30-х годов государство брало на себя все более широкие функции в экономической и социальных областях. «Эта тенденция действовала в Англии более трех четвертей столетия, а в США около пятидесяти лет, сейчас она также исчерпывает себя». Сейчас не ясно, какое направление развития: «большая свобода и ограничение деятельности правительства в духе А.Смита и Т. Джефферсона» или «всесильное монопольное правительство в духе К.Маркса и Мао Цзе Дуна».
351
В этих высказываниях немало преувеличений, но тенденция проявлена верно. Доктрина фритредерства - идеальная формула, модель, почти не применяемая в действительности (ни раньше, ни теперь). Она подобна концепции «свободной конкуренции» или «экономической свободы» (по Фридману), тоже идеальной, желаемой, но неосуществимой. Фритредеры обычно сильны в критике перекосов и чрезмерностей государственного воздействия, тоталитаризма, бюрократизма, неэффективности, но их позитивная программа, как правило, безжизненна, их участие в экономической политике ограничивается частностями.
Нынешние фритредеры не в состоянии справиться с массой отрицательных явлений, сложившихся в экономике вполне объективно, благодаря концентрации, централизации и монополизации капитала, неблагоприятными и неравномерными последствиями постиндустриального общества в социальной сфере, культуре, экологии, образовании, истощении ресурсов и т.п. Фритредеры бессильны справиться с системой, излучающей и творящей неравенство; умерить или обуздать чрезмерный антигуманный эгоизм; помочь слабым и беззащитным, малым и старым. Тайной за семью печатями остается для них проблема: человек в рыночной экономике.
Итак, главным вопросом, в котором разошлись взгляды представителей фритредерства и протекционизма, был вопрос о самодостаточности рыночного механизма в решении всех проблем, связанных с функционированием экономической системы общества. История экономического и социального развития убедительно доказала, что государство как важнейший элемент прочно интегрирован в рыночную систему хозяйства, что признают даже самые преданные доктрине фритредерства экономисты - такие, как Фридман, Фелпс, Фишер и др. Проблема, повторяем, состоит лишь в определении границ государственного вмешательства, а также эффективности методов, которыми оно осуществляется. Рыночная система как относительно саморегулирующая система определяет цены на продукты и ресурсы, количество и качество продуктов, которое необходимо произвести, применяя самую эффективную, наиболее производительную технологию, способствует наиболее рациональному распределению и использованию ресурсов. Однако сам рыночный механизм не в состоянии справиться с некоторыми экономическими процессами. Прежде всего аксиоматично, что конкуренция порождает монополию и сам рынок не в состоянии ограничить ее негативные последствия: монопольно высокие цены на продукцию, сокращение объема производства, нерациональное использование ресурсов, снижение качества, торможение технического прогресса, концентрацию экономической власти в руках монополии.
Рыночная система также не в состоянии учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Некоторые издержки и выгоды представляются внешними по отношению к рынку, потому что они приходятся на долю таких экономических агентов, которые не являются непосредственно покупателями или продавцами товаров и услуг. Например, покупка таких услуг, как образе-
352
вание, профилактическая медицина и т.д. приносит выгоду не только индивидуальным потребителям, но и обществу в целом. Эти внешние выгоды не отражаются в кривой спроса на подобные услуги, и рыночная система не обеспечивает необходимого объема производства этих услуг. Подобные товары и услуги, которые рыночная система не в состоянии произвести в необходимом количестве, но в которых настоятельно нуждается общество, называются «квазиобщественными».
~ Есть, однако, товары и услуги, финансирование производства которых не может взять на себя рынок, но потребность в которых велика. Это коммунальные услуги, общественный транспорт, национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями. Эти товары и услуги не могут быть оплачены индивидуальными потребителями, потому что они не соответствуют двум главным критериям благ, производимых рыночной системой: принципу «делимости» и принципу «исключения». «Делимость» означает, что товары и услуги могут быть в достаточно малом количестве потреблены индивидуальными потребителями. Принцип «исключения» означает, что те потребители, которые не в состоянии уплатить рыночную цену, не могут пользоваться выгодами, приносимыми товаром или услугой. Такого рода блага называются «общественными».
Кроме внешних выгод, существуют и внешние по отношению к рынку издержки, которые не учитываются производителями, так как они приходятся на долю общества в целом, например, издержки, связанные с загрязнением окружающей среды. Эти внешние издержки искусственно удешевляют издержки для рыночных производителей и приводят к неэффективному распределению ресурсов между отраслями. Рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения стабильного уровня цен, полной занятости и устойчивого экономического роста. Наконец, рыночная система не обеспечивает справедливого распределения доходов по различным группам населения, в результате чего люди резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов производства предметов необходимости для бедных. Один из американских социологов писал, что страна, которая тратит деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей, - это плохо управляемая, неразумная, суетная, глупая, невежественная страна.
Те функции, которые вообще не в состоянии выполнить рыночная система, либо она выполняет их в недостаточной степени, необходимо осуществлять государству, и речь идет не только об обеспечении "мира, легких налогов и терпимости в управлении", как считал А.Смит. Речь идет о широком круге экономических функций государства, начиная с обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной системы, заканчивая регулированием международных экономических отношений.
353
- Раздел 1. Введение в политическую экономию 3
- 2. Функции политической экономии
- Глава 2. Метод политической экономии
- Глава 3. Основные этапы и направления развития экономической теории
- 1. Меркантилизм
- 2. Физиократы
- 3. Английская классическая политическая экономия
- 4. Марксистская политическая экономия
- 5. Маржинализм
- 6. Развитие политической экономии в XIX веке
- 7. Неоклассическая школа и её значение в развитии экономической теории
- 1. Разработка теории экономического роста на основе постулатов Дж.Б.Кларка и производственной функции Кобба-Дугласа.
- 2. Создание монетаристской теории функционирования рынка.
- 3. Разработка теории предложения (сэплай сайд экономике).
- 8. Кейнсианство и его разновидности
- 9. Неолиберализм
- 10. Институционализм
- 11. Экономическая мысль в России и бывшем ссср
- Глава 4. Общественное производство
- 1. Факторы и структура общественного производства
- Глава 5. Собственность: понятие, типы, формы
- Глава 6. Типы экономических систем и формы общественного хозяйства
- 1. Экономическая система и ее структура
- 2. Типы экономических систем
- 3. Формы общественного хозяйства
- Раздел 2. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства Глава 7. Теория стоимости (ценности)
- 1. Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школы
- 2. Основные этапы формирования трудовой теории стоимости (у. Пегги, а. Смит, д. Рикардо)
- 3. Трудовая теория стоимости к. Маркса
- 4. Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- 5. Теория предельной полезности (к. Менгер, ф. Визер, б. Бём-Баверк). Эволюция теории предельной полезности и её современные трактовки
- Глава 8. Теория денег
- 1. Возникновение денег и история их развития
- 2. Сущность и функции денег
- 3. Взаимосвязь количества денег с уровнем цен и объемом производства
- Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
- 1. Сущность рынка. Его виды и условия возникновения
- 2. Теоретические основы спроса и предложения
- 3. Равновесие рынка и способы его достижения
- Глава 10. Монополия и конкуренция
- 1. Теории монополии
- 2. Модели несовершенной конкуренции
- Раздел 3. Факторы производства. Доходы и их источники Глава 11.Теория капитала
- 1.Зарождение знаний о капитале
- 2. Капитал в трактовке классической школы Капитал и богатство народов а.Смита.
- 3. Капитал как система социально-экономических отношений в теории Маркса
- 4. Маржинализм и развитие теории капитала
- 5. Неоклассическая школа о капитале
- Глава 12. Прибыль и её роль в рыночном хозяйстве
- 1. Издержки производства, их структура и виды
- 2. Теория прибыли
- 3. Норма и масса прибыли, показатели рентабельности
- 4. Условия получения «нормальной» (средней) прибыли в различных экономических школах
- Глава 13. Предпринимательский доход и процент. Кредит и банки
- 1. Ссудный капитал и ссудный процент. Понятие ссудного капитала н его отличие от ростовщического
- 2. Кредит и его формы
- 3. Кредитная система
- 4. Функции и операции банков
- Глава 14. Заработная плата
- 1. Основные этапы развития теории заработной платы.
- 2. Основные формы и системы заработной платы
- 3. Уровень оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата
- Глава 15. Дивиденд. Акционерный капитал. Фондовая биржа
- 1. Акционерный капитал и основные этапы его развития
- 2. Теория фиктивного капитала и теория демократизации капитала
- Глава 16. Земельная рента
- 1. Аграрные отношения и земельная рента
- 2. Теории земельной ренты: физиократы, д.Рикардо, марксистская теория ренты, рента в теории предельной полезности
- 3. Арендная плата, цена земли
- 4. Теория крестьянского хозяйства а. В. Чаянова
- 5. Современные формы аграрных отношений. Апк России (особенности развития, современные проблемы, задачи аграрной реформы)
- Раздел 4. Процесс воспроизводства и его закономерности Глава 17. Воспроизводство: типы, показатели,темпы и пропорции
- 1. Понятие воспроизводства и его типы
- 2. Этапы развития теории воспроизводства
- 3. Модели реализации общественного продукта
- 4. Типы расширенного воспроизводства
- 5. Экономическая эффективность
- Глава 18. Экономический цикл, его структура и особенности
- 1. Экономический цикл и его фазы
- 2. Виды экономических циклов
- Глава 19. Занятость и безработица
- 1. Классическая теория занятости
- 2. Марксистская теория занятости
- 3. Кейнсианская теория занятости
- 4. Кривая Филлипса
- 5. Современные проблемы безработицы и рынка труда
- Глава 20. Денежное обращение и инфляция
- 1. Основные факторы и механизм развития инфляции
- 2. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Раздел 5. Экономическая роль государства Глава 21. Экономические функции государства и их эволюция
- 1. Эволюция взглядов на экономическую роль государства (фритредерство и протекционизм)
- 2. Основные направления экономической политики государства
- 3. Концепции государственного регулирования Кейнсианство и регулирование совокупности спроса.
- 4. Государство и общественные технологии принятия решений
- Глава 22. Экономическая политика государства
- Глава 23. Государственная финансовая система.
- 1. Общее понятие финансов
- 2. Государственный бюджет: пути формирования и использования
- 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Раздел 6. Мировое хозяйство Глава 24. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
- 1.Сущность мирового хозяйства, его возникновение и развитие
- 2. Интернационализация мировой экономики -основа формирования мирового хозяйства
- 3. Эффективность международного разделения труда
- Глава 25. Международные валютные отношения
- 1. Мировой рынок.
- 2. Специфика международных валютных отношений
- 3. Основные этапы эволюции международной валютной системы и ее механизма
- Глава 26. Глобальные проблемы современной экономики
- 1. Сущность и виды глобальных проблем современной экономики
- 2. Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв между прагматическими и нравственными аспектами экономической деятельности
- 3. Проблема предотвращения мировой термоядерной войны и прекращения гонки вооружений, демилитаризации экономики
- 4. Проблема охраны природной среды, преодоления экологического кризиса на планете
- 5. Состояние экологической обстановки и экологического сознания в России
- Раздел 1. Введение в политическую экономию ................................5