logo
Политек-ГУУ вся книга

5. Теория предельной полезности (к. Менгер, ф. Визер, б. Бём-Баверк). Эволюция теории предельной полезности и её современные трактовки

В 70-х годах XIX в. интересы и позиции покупателей выражает тео­рия «предельной полезности». Ее основоположники (К. Менгер, Ф. Ви­зер, Е. Бём-Баверк) корни всех экономических явлений (в том числе цено-.образования) ищут в поведении, психологии отдельного, изолированного хозяйствующего субъекта. Исходным моментом здесь является не предло­жение, а спрос, а потому главной считается не категория стоимости, а ка­тегория полезности.

Покупатель оценивает товар прежде всего с точки зрения его полез­ности. Полезность же, по их мнению, нельзя отождествлять объективными свойствами благ, она зависит от субъективной оценки человека, от интен­сивности его потребности и количества имеющихся в его распоряжении благ. Потребности - это состояние неудовлетворенности или нужды, за-ставля1бщеТ"людёТЪредпринимать усилия для его преодоления, дающее мощный импульс для производства благ и услуг.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Например, А. Маршалл, отмечая, что «надлежащая классификация потреб­ностей представляет собою не лишенную интереса задачу», приводит рас­пространенное в XIX в. деление потребностей на «абсолютные и относи­тельные, высшие и низшие, неотложные и могущие'быть отложенными, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особен­ные, беспрерывные и прерывистые, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные».'

В настоящее время общепринято деление потребностей на nej>eu£ ные (низшие) и вторичные (высшие). Первичные (в питании, одежде, жи­лище и т.п.) заложены самой природой, вторичные же (в образовании, ис­кусстве, развлечениях и т.п.) связаны с духовной, интеллектуальной деЯ'

129

тельностью человека, и когда говорят о человеке с неразвитыми потребно­стями, имеют обычно в виду неразвитость именно высших.

По субъектам (носителям потребностей) различают индивидуаль­ные, групповые, коллективные и общественные; по объектам (тому, на что направлены) различают материальные, духовные, этические, эстетиче­ские; по сферам деятельности различают потребности отдыха, общения, труда, экономические. Экономические потребности есть та часть чело­веческих нужд, для удовлетворения которых необходимо прежде всего производство, а также распределение и обмен благ и услуг.

Всю историю экономики в известном смысле можно рассматривать как историю формирования и развития человеческих потребностей, а со­циально-экономический прогресс общества наиболее ярко выражается в действии закона возвышения потребностей.

Многообразие запросов современного человека разделяют также на несколько уровней, из которых составляют и изображают так называемую пирамиду человеческих потребностей, в основании которой - физиологи­ческие, а на вершине - потребности в саморазвитии. Однако возвышение потребностей не следует понимать как простой пропорциональный рост всех их видов. Очевидно, что имеют определенный предел и быстрее всего насыщаются потребности низшего порядка, в то время как высшие (интел­лектуальные и социальные) по существу безграничны.

Те средства, которые имеются в распоряжении людей для удовле­творения их потребностей, называют благами. Но не только способность вещи удовлетворять те или иные потребности делают ее благом. Важно еще то, чтобы эта способность была осознана человеком, оценена им. На это обращал внимание основатель австрийской школы К. Менгер: «Цен­ность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их бла­госостояния и потому вне их сознания не существует»'.

А древнегреческий мыслитель Ксенофонт ставил ценность вещи в зависимость от умения человека пользоваться ею. Например, заявлял он, лошадь, деньги, знания, богатства, которыми люди не умеют пользоваться, не представляют ценности.

Как и потребности, блага весьма разнообразны, и существуют раз­личные их классификации. Прежде всего различают даровые блага и эко-Ломические блага. «Даровые представляют безвозмездный дар природы. Они не являются редкими (по сравнению с человеческими потребностями) и никем не присваиваются (например, воздух, вода и т.п.).^Экономические блага являются результатом труда, относительно редки и всегда присваи­ваются людьми».2 130

Известно также деление благ на материальные и нематериальные: на блага низшего и высшего порядка. К низшим относятся те, которые нёпо-средственно удовлетворяют потребности. Например, хлеб удовлетворяет потребность в еде непосредственно, а печь для его выпечки служит этой цели косвенно и потому является высшим благом. Эти блага еще называют прямыми и косвенными, или соответственно - предметами потребления и средствами производства.

Очень многие материальные блага имеют не одну, а множество по-лезностей (или, как сейчас принято говорить, «пучок полезностей»). По мере развития науки технологии производства люди открывают в извест­ных им благах все новые и новые полезности.

По-новому подошел к объяснению рыночных цен А. Маршалл. В своей теории он объединяет существовавшие до того теории «спроса и предложения», «издержек производства» с только что возникшей и попу­лярной в последней трети XIX в. «теорией предельной полезности». Он считал, что каждая из этих теорий в отдельности страдает односторонним подходом в объяснении ценообразования, а в реальной жизни цена являет­ся результатом взаимодействия всех факторов, и задачей экономической науки является выяснение количественных связей между ними.

А. Маршалл оперирует такими понятиями, как «цена спроса» и «це­на предложения», под которыми понимаются те цены, на каких настаивают покупатели и продавцы. Иллюстрируя графически свою теорию цен, он подчеркивал, что средняя цена определяется функцией спроса и функцией предложения. Первая из них выявляет количественные связи между изме­нениями цены и величиной спроса - кривая спроса имеет убывающий ха­рактер.

Вторая, функция предложения, выявляет количественные связи меж­ду изменениями цены и размерами предложения, кривая предложения имеет возрастающий характер. Именно в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и находится цена равновесия или нормальная цена.

По мнению А. Маршалла, в основе функции спроса лежит предель­ная полезность, а в основе функции предложения — издержки производства товаров. Убывающий характер функции спроса он объяснял действием за­кона убывающей полезности, ибо с возрастанием запасов какого-либо то­вара снижается цена, которую покупатель согласен уплатить за него. Та­ким образом, в основе функции спроса лежит психологический фактор, выражающийся в оценке полезности товара для покупателя. Восходящий характер функции предложения зависит от издержек производства: чем выше издержки, тем более высокую цену требует продавец. Издержки также трактуются в субъективистском духе как «жертвы», «лишения», «преодоление нежелания подвергнуться неудобствам», «лишение от воз­держания», а не только как материальные затраты труда и средств произ­водства.

В экономической науке XX в. господствует предложенный А. Мар­шаллом неоклассический синтез рассмотренных здесь кратко теорий: фак-

131

в производства, предельной полезности, спроса-предложения, издер-Т°Р пооизводства. Если в XIX в. некоторые исследователи были заняты * ками единого источника стоимости и доходов общества, единой осно-пен то современная экономическая наука не озабочена этим. Своей це-она считает установление не причинно-следственных связей экономи-"!£сих явлений, а исследование функциональных взаимосвязей цены, ™са предложения; наиболее полное описание и количественное их из-Зение; использование полученных результатов для объяснения рыноч­ного механизма. 132