logo
Политек-ГУУ вся книга

3. Уровень оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата

Величина ЗП зависит от многих факторов, складывающихся в произ­водстве, в сфере социальных отношений, на рынке. Экономисты условно подразделяют их на рыночные и нерыночные факторы. Прежде всего об­щий уровень ЗП в стране зависит от степени развития производительных сил общества. Именно они обеспечивают устойчивый спрос на рабочую силу и соответствующий рост ее оплаты. При этом важно не только, сколько получает работник за свой труд, но и какое количество товаров и услуг он может потреблять. Поэтому необходимо различать номинальную и реальную ЗП. Первая находит своё выражение в денежной форме, кото­рую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, ме­сячный труд. Вторая - в форме тех средств существования, которые рабо­чий может приобрести на свою денежную ЗП при данном уровне цен. Но­минальная ЗП неуклонно растет, отражая собой как возрастание объема покупок рабочим средств существования, так и общее повышение цен на товары и услуги. Реальная ЗП находится в прямой зависимости от номи­нальной ЗП и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и плат­ные услуги. В движении реальной ЗП имеется тенденция к ее повышению (растет уровень образования и профессиональной подготовки рабочих, увеличиваются потребности), которая, тем не менее, не представляет собой непрерывного поступательного подъема, а сопровождается периодами ее снижения.

Для характеристики уровня и динамики изменения ЗП необходимо прежде всего исследовать динамику реальной ЗП, поскольку ее движение включает в себя и движение номинальной ЗП. Динамику реальной ЗП можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как изменение количе­ства средств существования и услуг, приобретаемых работником на свою ЗП, по отношению к базисному году и, во-вторых, как изменение количе­ства средств существования и услуг по отношению к его потребностям, 250

обусловленным требованиями нормального воспроизводства рабочей си­лы.

Какие же факторы определяют уровень реальной ЗП и ее границы? Как известно, существуют разные подходы к определению величины цены труда. Вслед за Рикардо и Мальтусом ее можно свести к физическому ми­нимуму средств существования. Или, как у Маркса, определить величиной стоимости товара «рабочая сила». Во многих странах официально подсчи­тывается «прожиточный минимум», который имеет низший и верхний уровни. Низший уровень определяется стоимостью жизненных средств, рассчитанных на удовлетворение основных физиологических потребно­стей и некоторых услуг. Верхний - учитывает сверх того и дополнитель­ные затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Однако для современных стран Запада сводить ЗП к «минимуму средств существова­ния» неправомерно. На рынке труда средний уровень ЗП устанавливается на более высоком уровне. Да и «прожиточный минимум» динамичен и из­меняется с развитием социально-экономической жизни общества.

Для определения «прожиточного минимума» используются различ­ные методы: метод экспертных оценок, социологический метод и др. В постсоциалистических странах наибольшее распространение получил ме­тод «потребительской корзины».1 В России существуют несколько вари­антов расчета данного показателя. Объем потребительской корзины зави­сит от ведомства, занимающегося этой проблемой: Госкомцен, Министер­ство труда, Всероссийский центр уровня жизни. Самая минимальная по­требительская корзина в варианте Министерства труда. Продовольствен­ное наполнение ее содержит 50-60 продуктов питания, доля которых в об­щем объеме прожиточного минимума составляет 68%. На непродовольст­венные товары приходится около 19%, услуги - более 7%, налоги и плате­жи - свыше 5%. Рассчитанный таким образом «прожиточный минимум» определяет границу бедности. Стоимость рабочей силы не может сводить­ся к этому минимуму, а должна обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы, т.е. она включает потребности, порожденные достигнутым стандартом уровня жизни.

На величину реальной ЗП существенное влияние оказывает спрос и предложение труда. В этом случае величина ЗП изменяется в соответствии с законами спроса и предложения на рабочую силу. Спрос на труд эконо­мисты называют «зависимым» спросом. Дело в том, что спрос на труд за­висит от его производительности. А производительность труда определя­ется многими факторами: технической вооруженностью труда, природны­ми ресурсами, эффективностью организации и управления, стабильностью политической обстановки в стране, ёмкостью внутреннего рынка и т.д. И чем больше спрос на труд при данном предложении, тем выше уровень ре-

альной ЗП. Предложение труда воздействует на ЗП в обратно пропорцио­нальной зависимости. Однако если предложение труда ограничено по сравнению с другими факторами, происходит рост ЗП. Этим объясняются ограничения на въезд в страну иностранных рабочих. В большинстве стран предложение труда определяется: общей численностью населения, удель­ным весом трудоспособного населения, количеством отработанного вре­мени за год, качеством и квалификацией предложенного труда. Высокая ЗП увеличивает количество предлагаемого труда до тех пор, пока эффект замещения превышает эффект дохода. Действительно, в условиях высоких ставок хочется заработать. Однако при достижении определенного матери­ального уровня работник меняет свое отношение к свободному времени. Оно становится желанным. Логично возникает желание перейти на сокра­щенный рабочий день или рабочую неделю. Достигнуть этого можно отка­зом от дополнительной работы, т.е. сократив предложение труда.

Механизм функционирования рынка труда сходен с механизмами товарных рынков. Он также подвержен колебательным движениям, ориен­тирующимся на цену равновесия. Последняя выявляется пересечением кривых спроса и предложения. На рынках рабочей силы ЗП устанавливает­ся как конкурентное равновесие спроса и предложения по различным кате­гориям работников, по видам работ. В конечном счете, рынок труда опре­деляет дифференциацию ЗП различных категорий работников. Размер ЗП зависит от существования различных видов работ, различной квалифика­ции и профессиональной подготовки работников, от качества труда, от из­менений условий труда. Многие различия в ЗП возникают из-за наличия так называемых неконкурирующих групп. Как правило, это высококвали­фицированные специалисты (врачи, юристы, инженеры и т.д.), которые не могут переходить из одной профессиональной группы в другую. Рабочие же чаще меняют профессии и с меньшими потерями. Переход из одной группы в другую приводит к выравниванию различий в ЗП, к установле­нию равновесной системы.

Не все изменения в ЗП можно объяснить с помощью спроса и пред­ложения. В реальной жизни различия в оплате труда возникают из-за тру­довой дискриминации, которые никакого отношения к процессу труда не имеют: национальность, пол, религия и т.д. К внерыночным факторам, влияющим на уровень ЗП, можно отнести законодательную деятельность правительства, административные ограничения социально-трудовой мо­бильности, неуступчивость крупных монополий, особенно когда речь идет о пересмотре стандартных ставок ЗП. Важнейшим фактором, определяю­щим движение и уровень ЗП, является соотношение сил борющихся сто­рон. Особая роль здесь отводится профсоюзам. ЗП в отраслях, где дейст­вуют профсоюзы, часто определяется в процессе «коллективных споров». Это переговс ы представителей профсоюзов с администрацией по трудо­вым соглашениям, в том числе и по вопросу регулирования ЗП. Однако

252

следует иметь в виду, что под давлением профсоюзов может установиться завышенная зарплата, которая спровоцирует «инфляционную спираль».

В российской экономике только начинаются процессы формирования систем оплаты труда и внедрения мотивационных принципов организации. Пока же в ходе реформ решение вопросов оплаты труда переместилось на уровень предприятий. На федеральном уровне устанавливается только официальный минимум ЗП и ее районные коэффициенты, а также опреде­ляются условия оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это пра­вильно для рыночных моделей экономических отношений. Однако в ходе российских преобразований предварительно не были решены вопросы нормирования и установления тарифов на предприятиях. Самим предпри­ятиям решать эти вопросы не по силам, а государство практически устра­нилось от выполнения этих функций. Оказалось блокировано и разверты­вание эффективных систем оплаты труда. Самоустранилось государство и в защите ЗП и других денежных доходов от инфляции, в реализации права работников на оплату труда со стороны неплатежеспособных работодате­лей, в установлении минимальной оплаты труда, обеспечивающей работ­нику и его семье нормальное существование.

253