3. Равновесие рынка и способы его достижения
Если взаимодействие спроса и предложения на рынке приводит к установлению его сбалансированного состояния, при котором решения о продаже и купле синхронизируются, устанавливается рыночное равновесие, характеризующееся равновесной ценой и равновесным объемом покупок и продаж.
Существование рыночного равновесия отмечал А. Смит. Он писал о наличии «естественной цены», под которой понимал цену равновесия, к которой, по его мнению, спонтанно стремятся рыночные цены. «Естественная цена, - писал он, - как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительно более высоком уровне и иногда несколько понижать по сравнению с нею. Но каковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивого центра, - они постоянно тяготеют к нему».1
Изучением закономерностей формирования цены занимались представители различных научных школ и направлений, предлагая свои концепции процесса ценообразования. Исследование влияния колебаний спроса и предложения на рыночную цену было проделано К. Марксом при рассмотрении проблемы ценообразования. Помимо категории стоимости он вводит в анализ понятие «рыночная стоимость».
Под рыночной стоимостью понимается средняя стоимость товаров, произведенных в данной сфере производства, или индивидуальная стоимость товаров, произведенных при средних условиях и составляющих значительную массу всех товаров. От рыночной стоимости отличается рыночная цена товаров. Исследование факторов, влияющих на рыночную цену, К. Маркс начинает с определения условия, при котором рыночная стоимость соответствует рыночной цене. Это условие состоит в равенстве объема производства товаров общественной потребности в нем. «Для того чтобы рыночная цена товаров... соответствовала рыночной стоимости, не отклоняясь от нее ни вверх, ни вниз, давление, оказываемое различными продавцами друг на друга, должно, быть, достаточно велико, чтобы, выбросить на рынок такую массу товаров, которая соответствует обшествен-
173
ной потребности».1 Способ достижения этого равенства Маркс видит в наличии свободной конкуренции между производителями данного товара. Если масса произведенных товаров превышает общественную потребность в них, то товары продаются ниже их рыночной стоимости; если же масса продуктов недостаточно велика, рыночная цена ниже их стоимости. Графически эти два случая можно представить следующим образом:
Рис. 9.3.5.
О
(Фактический) потребности
На рис. 9.3.4 представлен случай отклонения рыночной цены вверх от стоимости, т. к. фактический объем производства меньше общественной потребности. На рис. 9.3.5 объем производства превышает общественную потребность, и цены будут снижаться. В данном случае Маркс анализирует влияние изменения объема предложения на рыночную цену товаров. О влиянии общественной потребности на рыночную цену говорится лишь то, что если рыночная стоимость товаров падает, то «общественная потребность расширяется и способна поглотить большую массу товаров». На наш взгляд, этого недостаточно, поскольку общественная потребность зависит не только от объема производства данных благ, а также от желания потребителей приобрести данный товар, которое имеет свои собственные закономерности формирования. Достаточно противоречиво и утверждение К. Маркса о разграничении влияния на рыночную цену, с одной стороны, спроса и предложения, с другой - рыночной стоимости товара. Так, он пишет: «Если спрос и предложение регулируют рыночные цены или, точнее, отклонение рыночных цен от стоимости, то, с другой стороны, рыночная стоимость регулирует отношения спроса и предложения или тот центр, вокруг которого изменения спроса и предложения заставляют колебаться рыночную цену».3 Вспомним, что рыночная стоимость - это средние затраты труда на производство товаров в данной сфере производства, по утверждению самого же Маркса, а предложение товаров и услуг непосредственно зависит от затрат труда на единицу продукции. Поэтому предложение и рыночная стоимость не являются двумя самостоятельными факторами, влияющими на рыночную цену, а находятся в причинно-следственной
174
зависимости между собой. Изменение объема предложения товаров есть таким образом, форма проявления изменения их рыночной стоимости п все факторы, влияющие на величину рыночной стоимости, влияют и на объем предложения данного товара. Следовательно, при анализе рыночного механизма у К. Маркса допущены две неточности:
1. Общественная потребность рассматривается как функция от рыночной стоимости товаров, т. е. все умозаключения строятся на предположении, что увеличение или уменьшение рыночной стоимости вызывает соответствующее изменение потребности.
2. Предложение товаров - это не самостоятельный фактор рыночной конъюнктуры, влияющий на цену товаров, а величина, зависящая от рыночной стоимости, т. е. средних затрат труда, необходимых для производства данного товара.
Достоинство марксистского подхода состоит в том, что при анализе формирования рыночной цены рассматриваются как сфера производства, так и сфера обращения. Условие рыночного равновесия состоит, по мнению К. Маркса, в таком равенстве спроса и предложения, при котором объем произведенных товаров равен общественной потребности в них. В этом случае рыночная цена совпадает с рыночной стоимостью товаров, измеряемой затратами общественно-необходимого труда. Теоретически уязвимость данного подхода состоит в невозможности определения этих затрат до реализации товаров. Также понятие «общественная потребность» не имеет четких границ. По определению самого же К. Маркса, «количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной». Поэтому категории «рыночная цена» и «рыночная стоимость» становятся идентичными.
Общепризнанной заслугой является вклад А. Маршалла в решение этой проблемы. Он разработал компромиссную концепцию, объединившую несколько направлений экономической науки.
Ключевая идея А. Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров по поводу сущности цены на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как факторов, ее определяющих. Его подход основывался как на теории издержек производства, так и на положениях австрийской школы предельной полезности. Цена, по его мнению, определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Равновесная цена формируется не посредством их усреднения, а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, т.е. под воздействием как спроса, так и предложения.
«Равным образом, - отмечал А. Маршалл, - когда уже изготовленный предмет нужно продать, цена, которую люди готовы за него заплатить, будет диктоваться их желанием приобрести его и одновременно количеством денег, которое они могут позволить израсходовать на него. Их желание получить данный предмет частично зависит от возможности - если они не покупают этот предмет - приобрести другой подобный предмет по такой же низкой цене: но это зависит от причин, обусловливающих предложение
175
предмета, что в свою очередь зависит от размера издержек на его производство». Этот принцип в дальнейшем получил в экономической теории название «двух лезвий одних ножниц» со слов самого А. Маршалла, отметившего: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
Существование и единственность рыночного равновесия можно проиллюстрировать на рис. 9.3.6. Кривая рыночного спроса Qd и рыночного предложения Qs пересекаются в единственной точке Е с координатами qe и ре, где qc - равновесный объем продаж, а ре - равновесная цена.
Рис. 9.3.6 I |0.
Р. О
Изменения рыночного спроса и рыночного предложения приводят к изменению рыночного равновесия. Происходит это в результате действий, влияющих на поведение продавцов и покупателей на рынке. Рассмотрим основные варианты взаимодействия спроса и предложения, приводящих к новому состоянию рыночного равновесия. В первом варианте, представленном на рис. 9.3.7 рыночный спрос растет, что выражается в сдвиге кривой Qd в положение Qd. Это приведет к повышению равновесной цены р0 до уровня pi и к увеличению равновесного объема продаж от р0 до р]. На рис. 9.3.8 изображена ситуация, связанная с уменьшением рыночного спроса, выражающаяся сдвигом кривой qj влево вниз в положение qj . Это приведет к результату, обратному первому случаю, т.е. равновесная цена снизится до уровня pi, уменьшится и равновесный объем продаж до уровня
176
Рис. 9.3.9 иллюстрирует третий вариант возможного изменения рц. ночного равновесия, возникающий при увеличении рыночного предложения, что приводит к перемещению кривой Qs в положение Qs'. В итоге равновесная цена снижается, а равновесный объем продаж возрастает. Четвертый вариант, представляющий ситуацию уменьшения рыночного предложения и выражающийся сдвигом кривой Qs в положение Q, изображен на рис. 9.3.10. Равновесная цена в этом случае повышается, а равновесный объем продаж снижается.
Рис. 9.3.9 Рис. 9.3.10
Возможны и другие варианты одновременного изменения и спроса и предложения. В этих случаях динамика равновесной цены и равновесного объема продаж будет определяться степенью воздействия факторов спроса и предложения на их величину.
Появление нового состояния равновесия на рынке следует отличать от случайных колебаний рыночной цены по отношению к ее равновесному значению. Если после такого отклонения цена возвращается к своему первоначальному значению, можно говорить об устойчивости экономического равновесия.
Проблема устойчивости рыночного равновесия важна не только с академической точки зрения, но имеет и большое практическое значение. В зависимости от возможности рынка к саморегулированию решается вопрос о необходимости государственного воздействия на рыночные процессы, которое будет настоятельно необходимым, если рынок не способен к самобалансировке .
Анализ рынка с точки зрения его устойчивости требует определенного представления о механизме, посредством которого устанавливается рыночное равновесие. Изучением этого механизма занимались два крупнейших экономиста XIX века - Л. Вальрас и А. Маршалл.
Рассмотрим вначале представления Л. Вальраса. Допустим первоначальное отклонение рыночной цены от равновесной. Это приводит или к конкуренции покупателей, если цена ниже равновесной (Pi), или к конкуренции продавцов, если цена выше, чем равновесная (Р2). В итоге цена стремится к равновесному значению. Процесс, который Вальрас назвал «нащупыванием равновесной цены», идет до тех пор, пока не исчезнет или
177
избыточный спрос, или избыточное предложение (см. рис. 9.3.11), и в точке Е устанавливается равновесие.
По-другому объяснял механизм установления рыночного равновесия д Маршалл. В любом случае, по его мнению, система возвращается к устойчивому состоянию в результате действий продавцов. Так, при объеме
Рис. 9.3.11 Рис. 9.3.12
предложения q, (см. рис. 9.3.12) цена спроса Р2 больше цены предложения р! и продавцы, имея в качестве стимула высокую рыночную цену, увеличивают предложение до достижения точки Е. Если объем предложения q2 больше равновесного qe, цена спроса pi будет меньше цены предложения и продавцы начнут уменьшать объем производства, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е. Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклоны, их взаимодействие, вызванное нарушением равновесия, приведет к одному и тому же результату. Отдельного и более углубленного анализа требуют ситуации, когда и линия спроса, и линия предложения имеют отрицательный наклон. В этом случае вывод о возможности достижения равновесия зависит от того, взаимодействуют ли спрос и предложение по Валь-Расу или по Маршаллу. Обычно же считают, что подход Вальраса приемлем для анализа краткосрочных временных периодов, а подход Маршалла используется при рассмотрении долгосрочных интервалов.
Равновесное состояние рынка не является критерием решения всего комплекса социально-экономических проблем. Можно выделить следую-"И* обстоятельства, доказывающие необходимость регулирующего воздействия государства. Во-первых, это внешние эффекты и затраты, кото-Рые производит рыночная система, а подвергаются им третьи лица, не являющиеся субъектами рыночных отношений. Различают два вида такого ^Действия: негативное и позитивное. Негативное воздействие называется 'вешними затратами или издержками, если оно позитивно, то называется эффектами. Пример наиболее очевидных внешних издержек -окружающей среды. Например, нефтеперегонный завод за-атмосферу ядовитым дымом, и все население несет издержки, ко-рыночным механизмом ему никак не компенсируются. Внешним том можно назвать образование, за которое платит обучающийся, а
"2-6010178
выгоды имеет все общество в форме снижения преступности, роста куль. туры, политической активности и т. п. Кроме того, указанные издержки и выгоды приводят к неэффективному распределению ресурсов. 1"ак, если бы нефтеперегонный завод оплачивал все издержки загрязнения окру жающей среды, то это бы уменьшило его возможности по приобретению необходимых ресурсов. Обратная ситуация возникает с положительными эффектами.
Во-вторых, в любой экономике существуют товары, которые рыночная система вообще не способна производить, т. к. они неделимы, т.е. не могут быть проданы индивидуальным покупателям, на них не распространяется принцип исключения, т.е. никто не может быть отстранен от пользования ими в случае неуплаты, а пользу получают все члены общества, к тому же невозможно воспрепятствовать их потреблению. К этим товарам относятся: уличное освещение, пожарная охрана, строительство и содержание шоссейных дорог и т.п. В масштабах государства - это затраты на национальную оборону, фундаментальные научные исследования, экологические программы, медицину и образование. Все перечисленные товары называются общественными благами, их производство в достаточном количестве рыночный механизм обеспечить не способен.
В-третьих, дифференциация доходов населения, возникающая не вследствие различий в трудолюбии, квалификации и таланте, а как результат неверных государственных программ, отсутствия правовой базы и социальной защиты трудящихся. Распределение доходов под влиянием указанных факторов может не соответствовать представлениям населения о преимуществах свободного рынка, демократии и социальной справедливости.
В-четвертых, напомним о неспособности рыночной системы в ряде случаев самостоятельно достичь равновесного состояния, что было рассмотрено выше. На микроуровне это проявляется в разбапансировке индивидуальных рынков, на национальном - в макроэкономической нестабильности. Основными ее признаками являются падение национального объема производства, рост инфляции и безработицы.
Вышеперечисленные недостатки рыночной системы приводят к выводу о необходимости регулирующего государственного воздействия для позитивного решения указанных социально-экономических проблем.
В контексте данной темы рассмотрим основные формы государсп-" венного регулирования.
* Во-первых, это нетоварные налоги. К этой группе могут быть отне-& сены акцизы, налоги с оборота и т.п. Плательщиками их могут быть как
продавцы, так и покупатели. Ставки налога могут быть установлены как в
* денежных единицах, так и в процентах от цены товара. Проанализируем * последствия введения налога (Т) на продавцов, используя рис. 9.3.13. Они ? проявятся в сдвиге линии предложения влево вверх из положения Qs в п°" с" ложение Qs, т.к. цена предложения каждой единицы товара увеличила011
179
-я щк на величину налога (Т). Соответственно возникает и новая точка овесия, имеющая более высокую цену и низкий объём продаж. Если нетоварный налог платится покупателями, произойдет сдвиг ли-„лл спроса (см. рис. 9.3.14) из положения Qd в положение Qd, что будет опровождаться снижением цены равновесия и равновесного объема про-зж Это произойдет, т.к. каждая единица товара становится более дорогой для покупателя. Дополнительного рассмотрения требует проблема распределения налогового бремени между покупателями и продавцами.
Во-вторых, государство может использовать дотации. Дотации -jro как бы «налоги наоборот». Нетоварная дотация устанавливается либо в процентах к цене товара, либо к денежной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации могут получать как производители, так и потребители. На рис. 9.3.15 изображена ситуация получения потребителями фиксированной дотации в размере V. Это привело к увеличению спроса и перемещению равновесия из точки Ео в еь которой соответствует более высокая цена и возросший объем продаж.
Рис. 9.3.13 Рис. 9.3.14 Рис 9.3.15
Кроме того, государство может использовать фиксированные цены. Различают верхний и нижний предел цен. Максимально допустимую цену на продукт может установить государство в целях защиты интересов малоимущих, борьбы с беспределом монополий. Несмотря на социальную привлекательность данного мероприятия, оно опасно тем, что возникает дефи-Чит (см. рис. 9.3.16), и производители, если они имеют нелегальную возможность продавать свой товар, организуют спекулятивный или теневой рннок. Цена равновесия на теневом рынке установится белее высокой не только по отношению к своему верхнему пределу, но и к равновесной це-Не- Кроме того, в условиях дефицита возможно ухудшение товаров, кото-РЫе трудно проконтролировать, если рынок стал теневым.
Поэтому данная регулирующая функция государства нуждается в тщательной подготовке и всестороннем анализе. Цена на товар или услугу называется минимальной, если понижать ее запрещено в законодательном порядке. Эта ситуация возникает, если государство выступает с защитой интересов производителей (см. рис. 9.3.17). Следствием данного мероприятия является возникновение затоваривания. Возможна в данной ситуации продажа излишка по цене ниже цены равновесия, но в любом случае эта мера способствует наполнению рынка товарами.
Мы рассмотрели в обобщенном виде возможности государственного воздействия на рыночный механизм. Использование более конкретных мер и инструментов экономической политики требует углубленного анализа.
- Раздел 1. Введение в политическую экономию 3
- 2. Функции политической экономии
- Глава 2. Метод политической экономии
- Глава 3. Основные этапы и направления развития экономической теории
- 1. Меркантилизм
- 2. Физиократы
- 3. Английская классическая политическая экономия
- 4. Марксистская политическая экономия
- 5. Маржинализм
- 6. Развитие политической экономии в XIX веке
- 7. Неоклассическая школа и её значение в развитии экономической теории
- 1. Разработка теории экономического роста на основе постулатов Дж.Б.Кларка и производственной функции Кобба-Дугласа.
- 2. Создание монетаристской теории функционирования рынка.
- 3. Разработка теории предложения (сэплай сайд экономике).
- 8. Кейнсианство и его разновидности
- 9. Неолиберализм
- 10. Институционализм
- 11. Экономическая мысль в России и бывшем ссср
- Глава 4. Общественное производство
- 1. Факторы и структура общественного производства
- Глава 5. Собственность: понятие, типы, формы
- Глава 6. Типы экономических систем и формы общественного хозяйства
- 1. Экономическая система и ее структура
- 2. Типы экономических систем
- 3. Формы общественного хозяйства
- Раздел 2. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства Глава 7. Теория стоимости (ценности)
- 1. Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школы
- 2. Основные этапы формирования трудовой теории стоимости (у. Пегги, а. Смит, д. Рикардо)
- 3. Трудовая теория стоимости к. Маркса
- 4. Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- 5. Теория предельной полезности (к. Менгер, ф. Визер, б. Бём-Баверк). Эволюция теории предельной полезности и её современные трактовки
- Глава 8. Теория денег
- 1. Возникновение денег и история их развития
- 2. Сущность и функции денег
- 3. Взаимосвязь количества денег с уровнем цен и объемом производства
- Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
- 1. Сущность рынка. Его виды и условия возникновения
- 2. Теоретические основы спроса и предложения
- 3. Равновесие рынка и способы его достижения
- Глава 10. Монополия и конкуренция
- 1. Теории монополии
- 2. Модели несовершенной конкуренции
- Раздел 3. Факторы производства. Доходы и их источники Глава 11.Теория капитала
- 1.Зарождение знаний о капитале
- 2. Капитал в трактовке классической школы Капитал и богатство народов а.Смита.
- 3. Капитал как система социально-экономических отношений в теории Маркса
- 4. Маржинализм и развитие теории капитала
- 5. Неоклассическая школа о капитале
- Глава 12. Прибыль и её роль в рыночном хозяйстве
- 1. Издержки производства, их структура и виды
- 2. Теория прибыли
- 3. Норма и масса прибыли, показатели рентабельности
- 4. Условия получения «нормальной» (средней) прибыли в различных экономических школах
- Глава 13. Предпринимательский доход и процент. Кредит и банки
- 1. Ссудный капитал и ссудный процент. Понятие ссудного капитала н его отличие от ростовщического
- 2. Кредит и его формы
- 3. Кредитная система
- 4. Функции и операции банков
- Глава 14. Заработная плата
- 1. Основные этапы развития теории заработной платы.
- 2. Основные формы и системы заработной платы
- 3. Уровень оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата
- Глава 15. Дивиденд. Акционерный капитал. Фондовая биржа
- 1. Акционерный капитал и основные этапы его развития
- 2. Теория фиктивного капитала и теория демократизации капитала
- Глава 16. Земельная рента
- 1. Аграрные отношения и земельная рента
- 2. Теории земельной ренты: физиократы, д.Рикардо, марксистская теория ренты, рента в теории предельной полезности
- 3. Арендная плата, цена земли
- 4. Теория крестьянского хозяйства а. В. Чаянова
- 5. Современные формы аграрных отношений. Апк России (особенности развития, современные проблемы, задачи аграрной реформы)
- Раздел 4. Процесс воспроизводства и его закономерности Глава 17. Воспроизводство: типы, показатели,темпы и пропорции
- 1. Понятие воспроизводства и его типы
- 2. Этапы развития теории воспроизводства
- 3. Модели реализации общественного продукта
- 4. Типы расширенного воспроизводства
- 5. Экономическая эффективность
- Глава 18. Экономический цикл, его структура и особенности
- 1. Экономический цикл и его фазы
- 2. Виды экономических циклов
- Глава 19. Занятость и безработица
- 1. Классическая теория занятости
- 2. Марксистская теория занятости
- 3. Кейнсианская теория занятости
- 4. Кривая Филлипса
- 5. Современные проблемы безработицы и рынка труда
- Глава 20. Денежное обращение и инфляция
- 1. Основные факторы и механизм развития инфляции
- 2. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика
- Раздел 5. Экономическая роль государства Глава 21. Экономические функции государства и их эволюция
- 1. Эволюция взглядов на экономическую роль государства (фритредерство и протекционизм)
- 2. Основные направления экономической политики государства
- 3. Концепции государственного регулирования Кейнсианство и регулирование совокупности спроса.
- 4. Государство и общественные технологии принятия решений
- Глава 22. Экономическая политика государства
- Глава 23. Государственная финансовая система.
- 1. Общее понятие финансов
- 2. Государственный бюджет: пути формирования и использования
- 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Раздел 6. Мировое хозяйство Глава 24. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
- 1.Сущность мирового хозяйства, его возникновение и развитие
- 2. Интернационализация мировой экономики -основа формирования мирового хозяйства
- 3. Эффективность международного разделения труда
- Глава 25. Международные валютные отношения
- 1. Мировой рынок.
- 2. Специфика международных валютных отношений
- 3. Основные этапы эволюции международной валютной системы и ее механизма
- Глава 26. Глобальные проблемы современной экономики
- 1. Сущность и виды глобальных проблем современной экономики
- 2. Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв между прагматическими и нравственными аспектами экономической деятельности
- 3. Проблема предотвращения мировой термоядерной войны и прекращения гонки вооружений, демилитаризации экономики
- 4. Проблема охраны природной среды, преодоления экологического кризиса на планете
- 5. Состояние экологической обстановки и экологического сознания в России
- Раздел 1. Введение в политическую экономию ................................5