2006 (Прогноз)
2005
2004
2002 2003
2001
Год (на 1 января)
Рис. 72.3. Государственный внешний и внутренний долг в Республике Беларусь, % к ВВП: ■ внутренний долг И внешний долг
Всего за период 1992—2003 гг., поданным Минфина, Беларусью фактически было привлечено иностранных кредитов под гарантии Пра-вительства Республики Беларусь на сумму 2624,7 млн дол. США. Заемные средства использовались на закупку технологического оборудования в рамках экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также (частично) для пополнения оборотных средств предприятий. За счет средств внешних займов финансировались поставки оборудования для предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, машиностроения, сельского хозяйства, связи и информатики, энергетики, легкой и местной отраслей промышленности. Развивалось сотрудничество и в сфере предоставления инжиниринговых и строительных услуг. Ряд реализованных проектов имели социальное значение.
В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию (804,71), Германию (599,49), Международный валютный фонд (259,94), Европейский
банк реконструкции и развития (174,63), Международный банк реконструкции/и i развития (160,75), Чехию (146,58)6. _j
Фактически в 2003 г. были профинансированы поставки товаров и услуг на \ сумму 48,83 млн дол. США, что значительно ниже уровня поступлений в тече- ,' ние предыдущих трех лет (в 2000 г. — 152,9, в 2001 г. — 118,2, в 2002 г. — 142,54 млн дол. США). В I квартале 2004 г. фактически привлеченные средства i внешних займов составили 6,363 млн дол. США. \
Продолжалась реализация следующих проектов: строительство корпуса БГУ, центра коммерческих связей ЗАО «БелИнтерЭСТ», закупка сельхозтехники РО «Белагросервис» (кредитная линия Германии); реконструкция завода полиэфирных текстильных нитей РУП «Светлогорское ПО "Химволокно"» (кредит Кувейта); модернизация инфраструктуры в социальной сфере (кредит МБРР); проект финансирования малого и среднего бизнеса (привлечение средств ЕБРР).
Снижение поступлений кредитных средств в республику в 2003 г. обусловлено как завершением ряда проектов (строительства ГП «Гостиничный комплекс "Минск"», реконструкции Мозырского НПЗ, закупки сельхозтехники и машинокомплектов и др.), так и отсутствием новых валютоокупаемых инвестиционных проектов (предложений). Количество задействованных источников внешнего заимствования сократилось до четырех (Германия, Чехия, Кувейт и МБРР) по сравнению с 2002 г., когда кредитные ресурсы поступали в рамках межправительственных и межбанковских соглашений с Россией, Германией, Австрией, Чехией, Польшей, Турцией, Кувейтом, ЕБРР и МБРР.
В то же время потенциал действующих кредитных линий значительно превышает сумму привлеченных внешних государственных займов под гарантии Правительства. На сегодняшний день подтверждены возможности предоставления Беларуси кредитных линий Эксимбанками Турции и Ирана, консорциумом банков АКА под гарантии страхового общества «Гермес».
Кроме того, банковскими институтами и фондами России, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Польши, Венгрии, Сербии, Кувейта, а также международными организациями — Европейским банком реконструкции и развития и Международным банком реконструкции и развития осуществляется финансирование отдельных особо значимых инвестиционных проектов. Лимиты страхования и финансирования торговых операций указанными странами с Беларусью не установлены, что открывает новые возможности для реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов.
Подписанное 18 сентября 2003 г. в Лондоне соглашение между ЕБРР и «Приорбанк» ОАО предусматривает получение синдицированого кредита в размере 36 млн дол. Объем кредита Европейского банка, выступившего организатором кредита, составит 12 млн дол. США, которые будут поступать в течение трех лет. Другая часть в размере 24 млн дол. США за два года должна быть предоставлена синдикатом из шести банков (Российской Федерации, Португалии, Германии и Австрии). Полученные средства предназначены на финансирование проектов предприятий малого и среднего бизнеса негосударственной формы собственности, в том числе на инвестиции в основной и оборотный капитал, импорт товаров и услуг.
Источники: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. Na 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»; данные Министерства финансов Республики Беларусь
Абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается при росте ВНП. Целесообразно использовать относительные показатели задолженности, к которым относятся следующие:
показатели, характеризующие долговое бремя в долгосрочном периоде, т.е. степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала: а) отношение долга к ВНП, б) отношение долга к экспорту товаров и услуг;
показатели потока, в прямой зависимости от величины которых находится потребность в краткосрочной корректировке внешнеторговой и валютной политики, что обусловлено уравновешиванием платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга): а) отношение суммы обслуживания долга к ВНП, б) отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг.
Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение ВНП к численности населения страны и отношение долга к численности населения.
По показателям, используемым международными финансовыми организациями для оценки внешнего долга, Республика Беларусь относится к группе стран с наименьшим уровнем за-кредитованности.
В 2004 г. отношение внешнего долга Беларуси к ВВП не превысило 4,3 % (максимально допустимый показатель по методике МВФ — 50 %); отношение платежей по обслуживанию и погашению внешних займов к объему экспорта товаров и услуг составило 1,7 % (норматив — до 30 %); отношение внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг — 6,4 % (норматив — не более 27,5 %).
Государственный долг увеличивается всякий раз, когда возникает дефицит госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. При избытке бюджета, напротив, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьезные социально-экономические последствия.
♦ Рост государственного долга способен сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет государственными бумагами, вместо них мог бы вложить средства в покупку акций предприятий или предоставление кредитов, финансируя тем самым инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то нали-
чие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала уменьшаются и возможности выпуска продукции по сравнению с потенциальными. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем. В промышленно развитых странах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опасность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. Рост реальной процентной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвестиций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.
Процентные платежи по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выплачивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бремени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогообложения отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так же, как подоходные налоги снижают само желание работать, налоги, увеличенные с целью выплаты процентов по долгу, отзываются сокращением выпуска продукции. Кроме того, правительство может столкнуться с политическими осложнениями. Возникает порочный круг: если долг велик, то и процентные выплаты по нему велики, однако именно из-за высоких процентных платежей правительству приходится прибегать к новым займам, чтобы выплачивать старые, а это означает дальнейшее нарастание долга.
Использование такого источника финансирования дефицита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счете может привести к инфляции — еще одной причине беспокойства по поводу существования дефицита. Однако между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство, имея дефицит госбюджета, еще достаточно долго не ощущает тяжести проблем, а небольшой дефицит способен сохраняться практически постоянно. В этом случае величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита госбюджета. Секрет в том, что в экономике с устойчивым ростом доходов долг может расти, не выходя за пределы допустимых границ. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост долга ведет к значительному опережению роста доходов, экономика сталкивается с реальными трудностями. Действительно серьезной проблемой является именно продолжительный и значительный дефицит госбюджета, поскольку для его финансирования, как правило, приходится прибегать к инфляционной денежной эмиссии.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета — одна из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета составляли 386,3 млрд руб. Положительное сальдо внутреннего финансирования образовалось в основном за счет размещения государственных ценных бумаг (278,0 млрд руб.) и поступлений от реализации принадлежащего государству имущества (100 млрд руб.).
По внешним источникам финансирования дефицита бюджета погашение кредитов международных финансовых организаций превышало привлечение на 13,7 млн дол. США, или в эквиваленте 30,7 млрд руб. Погашение кредитов правительств иностранных государств (при отсутствии их привлечения) составило 70,3 млн дол. США, что эквивалентно 157,5 млрд руб. и включает в основном погашение ранее предоставленных кредитов Российской Федерации, США и ФРГ. С учетом предполагаемого привлечения прочих источников внешнего финансирования в размере около 318 млн дол. США (711,9 млрд руб.) в целом внешнее финансирование дефицита бюджета составляло в эквиваленте 523,7 млрд руб.
Источник: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Бюджет может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, структуру экономики, развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в единстве и взаимосвязи и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства.
Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов к формированию доходных источников необходимы: а) совершенствование налоговой политики; б) сокращение налоговой нагрузки; в) максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и (по возможности) снизить налоговое давление на экономику, ограничив его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Основные выводы
С возникновением государства устанавливаются определенные отношения по поводу распределения и перераспределения создаваемых экономических благ между производителями и домашними хозяйствами с одной стороны и государством — с другой. Финансы являются инструментом государственного регулирования экономики и одновременно составляют систему денежных отношений, существующих между различными субъектами в связи с образованием и использованием фондов денежных средств. Следует помнить: финансы — это не деньги!
Финансовые отношения, которые имеют определенную систему организации, способы формирования и использования фондов денежных средств и осуществляются через соответствующие учреждения и рынки, образуют финансовую систему.
' Финансовая система подразделяется на взаимосвязанные подсистемы, которые обеспечивают формирование и использование финансовых ресурсов у государства (государственные, или централизованные, финансы), хозяйствующих субъектов и населения (частные, или децентрализованные, финансы). В состав государственных финансов включаются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственное страхование.
3. Государственный бюджет является основным финансо- вым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ре- сурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом обусловливает его определяющее место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в финансовой системе. Важнейшими в построении бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических), развития производственной и социальной инфраструктуры и др. Среди государственных доходов наиболее распространенной формой являются налоги.
Налоги — экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях: фискальной, перераспределительной, регулирующей и стимулирующей. Под налоговой системой понимается построенная на четко сформулированных принципах налогообложения совокупность действующих в данном государстве налогов, законодательно установленных и взимаемых уполномоченными органами государственной власти. Общими в построении налоговых систем являются принципы справедливости, простоты и дешевизны налогов (согласно определению А. Смита). В соответствии с этими принципами современные налоговые системы используют различные виды налогов.
Если расходы государства превышают его доходы, то образуется бюджетный дефицит. Различают циклический и структурный виды бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать автоматически, в результате циклических колебаний совокупного дохода, под действием встроенных стабилизаторов экономики. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста ВНП и сокращение их поступлений во время спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменением величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Ее следствием является структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Бюджетный дефицит может финансироваться за счет кредитно-денежной эмиссии, увеличения налоговых поступлений в госбюджет, государственного заимствования.
Щ
6. Бюджетные дефициты порождают государственный долг, Государственный долг увеличивается с возникновением дефи-цита госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. Напротив, при избытке бюджета превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с! населением, т.е. погасить свой долг. Различают внутренний и внешний государственный долг. Наиболее обременительным яв* ляется внешний долг, поскольку страна вынуждена покрывать его и проценты по нему за счет экспорта товаров, сырья, услуг,; золота или свободно конвертируемой валюты. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпуска зай« мов либо за счет роста налогов; последнее обременительно для населения и негативно влияет на активность работающих.
Бюджетный дефицит Внешний государственный долг
Внутренний государственный долг
Встроенный (автоматический) стабилизатор Государственные финансы Государственный бюджет Государственный долг Государственный кредит Дискреционная фискальная политика
Консолидированный бюджет Налоги
Налоговая система Недискреционная фискальная политика
Структурный бюджетный дефицит
Финансовая система Финансовый механизм Финансы
Фискальная политика Циклический бюджетный дефицит
Вопросы для самопроверки
Каковы содержание и функции финансов с позиций нор мативной и позитивной теории? Какое место занимают финан сы в экономической системе?
Что такое финансовая система? В чем состоят различия в подходах к определению понятия «финансовая система»?
Охарактеризуйте понятие «государственный бюджет». Как проявляются распределительная и контролирующая функции бюджета? Для каких целей создаются целевые бюджетные и внебюджетные фонды?
Перечислите основные классификации расходов государственного бюджета. Охарактеризуйте основные принципы расходования бюджетных средств в Республике Беларусь.
Что представляет собой налоговая система? Какая налоговая система считается оптимальной? Можно ли говорить о существовании оптимальной налоговой системы?
Объясните, почему увеличение налоговой ставки способствует сокращению бюджетного дефицита, даже если при этом оно понижает уровень доходов.
Обсудите причины возникновения бюджетного дефицита в Республике Беларусь в 1990-х гг. Каким был данный дефицит — структурным или циклическим? Обсудите возможные пути устранения бюджетного дефицита в республике.
По каким причинам государственный долг может расти? Почему наличие государственного долга может быть бременем для экономики?
Задачи и тесты
1. Дефицит государственного бюджета — это:
а) превышение доходов государства над его расходами;
б) увеличение расходов государства;
в) превышение расходов государства над его доходами;
г) уменьшение налоговых поступлений в бюджет.
2. Дефицит государственного бюджета может финансиро- ваться за счет:
а) перераспределения прав собственности;
б) продажи золотовалютных резервов;
в) эмиссии денег и государственных ценных бумаг;
г) все ответы неверны.
3. К встроенным или автоматическим стабилизаторам отно- сятся:
а) расходы по обслуживанию государственного долга;
б) подоходные налоги и пособия по безработице;
в) расходы на охрану и защиту природной среды;
г) таможенные акцизы и пошлины.
4. Структурный дефицит государственного бюджета пред ставляет собой разность между:
а) текущими государственными расходами и доходами;
б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в услови ях полной занятости;
в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по госу дарственному долгу;
г) текущими государственными расходами и доходами, кото рые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические