12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет. Наиболее общее определение бюджета (от англ. budget — сумка) следующее: это роспись денежных доходов и расходов государства, территориальных образований, домохозяйств и т.д.
ШСмета, или роспись (бюджет), есть выраженный в цифрах обзор в определенном, более или менее систематическом порядке пред- полагаемых доходов и расходов в хозяйстве общественного союза
для будущего периода (года) с выводом баланса между суммами доходов и расходов.
У.А. Вагнер
Бюджет — предварительная смета расходов и доходов на определенный период, оценочная и сравнительная таблица доходов, которые должны поступить, расходов, подлежащих выполнению.
У.-П. Леруа-Болье
Бюджет есть цифровое выражение и оценка предполагаемых доходов и расходов государства или общественного союза для будущего, определенного периода времени.
Государственный бюджет есть акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.
Р. Стурм
Бюджет есть не что иное как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов, это акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.
Ф. Нитти
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.
По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом объясняет его важную роль в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.
Бюджет — основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций, государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).
Источник: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-ХИ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»
В разных странах мира бюджетная система имеет свои особенности, что обусловлено государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики и некоторыми другими специфическими чертами. Основными считаются две формы государственного управления: унитарная и федеративная. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, сосуществуют бюджеты двух уровней: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада) — трехуровневые бюджеты: федеральный бюджет, членов федерации (республик, штатов, кантонов) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны. Бюджетная система Республики Беларусь как унитарного образования включает республиканский и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые).
Для определения единой бюджетной политики государства и отдельных регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов и расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов — района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, который используется в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также для сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходных источников. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения в структуре бюджетной системы, повышать эффективность использования бюджетных ресурсов.
Важнейшими в построении бюджета являются принципы единства, полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов. Государство должно иметь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации и статистической отчетности. Единство обеспечивается и взаимодействием бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовую поддержку бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образование целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.
Требование единства дополняется принципом полноты, предполагающим учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо). Принцип полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В соответствии с ним определяются все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.
Бюджет должен быть реальным, соответствующим конкретной экономической и политической ситуации, учитывающим тенденции развития производства и общегосударственные потребности. Его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, соотносить с выводами глубокого анализа результатов исполнения бюджетов и финансовых планов ведомств за прошедший период, а также с прогнозными оценками. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год и на более длительные периоды, при этом в течение бюджетного года производится их корректировка в связи с изменением конкретных обстоятельств.
Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы) и направления использования бюджетных ресурсов затрагивают интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Общество должно знать, каково содержание бюджета, что служит источниками его формирования, каков порядок изъятия налоговых платежей и на какие цели идут бюджетные ассигнования. Бюджет и отчет о его исполнении за предшествующий период публикуются в печати, чем обеспечивается открытость информации об объемах доходов и расходов, основных источниках поступлений, направлениях расходов на текущий год. Бюджет выполняет следующие функции: • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);
контрольную (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что упрбщает контроль над ним);
регулирующую (через изменения расходов и доходов бюджета государство влияет на экономику: смягчает спады производства, снижает уровень безработицы, т.е. проводит стабилизацию).
Составление и исполнение бюджета подчиняются определенным правилам. Прежде всего устанавливается бюджетный год — период, на который рассчитан данный бюджет. В Великобритании, Японии и Канаде он начинается с 1 апреля, в Швеции и Норвегии — с 1 июля, в США — с 1 октября, в Беларуси и ряде других стран начало бюджетного года совпадает с началом календарного года. Но во всех государствах он равняется 12 месяцам.
Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. На рис. 12.1 представлен бюджет Республики Беларусь на 2000—2005 гг.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 Год
(прогноз)
Рис. 12.1. Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь: □ доходы ■ расходы
Примечание. В показатели 2004 г. включены финансы Фонда социальной защиты населения, а 2005 г. — инновационные фонды.
Расходная часть бюджета отличается разнообразием, в большинстве стран она предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктур и др.).
Существуют различные классификации государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным (государственные закупки) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства производятся в форме прямой передачи средств.
Другая систематизация расходов связана с институциональным направлением. Принцип, на котором она основана, — распределение средств по исполнительным структурам государственной власти.
Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению:
военные;
экономические;
на социальные цели;
• на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
• на содержание аппарата управления.
Указанный подход дает представление о приоритетах в экономических действиях государства.
На 33,4 % по сравнению с их оценкой в 2004 г. увеличивались расходы на заработную плату и начисления на нее в экономической структуре расходов консолидированного бюджета. Это должно было обеспечить к концу 2005 г. повышение заработной платы работников бюджетной сферы до ~ 510 тыс. руб. (в эквиваленте—до 220—225 дол. США). Размер среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы планировался в объеме 435—440 тыс. руб. (в эквиваленте — 195—200 дол. США), тем самым в бюджетной сфере предполагался прогнозный рост заработной платы в реальном выражении 115—117 % к уровню 2004 г.
В объеме консолидированного бюджета удельный вес расходов на социально-культурную сферу (без учета капитальных вложений), субсидий жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, дотаций по топливу, расходов по кредитованию жилищного строительства, предоставлению льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2005 г. должен был достичь 65,7 % (без учета капитальных вложений, государственных целевых бюджетных фондов и ФСЗН).
Объем расходов республиканского бюджета на 2005 г. (с учетом государственных целевых бюджетных фондов и ФСЗН) предусматривался в размере 19 166,9 млрд руб., что на 29,4 % больше оценки 2004 г.
Расходы республиканского бюджета (без учета государственных целевых бюджетных фондов и ФСЗН) планировались в сумме,9044,5 млрд руб., что по
отношению к 2004 г. выше на 21,4 %, из них 93,4 % предназначалось на текущие расходы (оценка 2004 г. — 91,9 %) и 6,6 % — на капитальные расходы (в 2004 г. 9,8 %).
Источник: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»
Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству. Существует множество форм и методов аккумуляции государственных доходов. Различают налоговые и неналоговые, обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические) доходы.
Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета являются: налог на добавленную стоимость — 4546,9 млрд руб. (30,6 % в доходах без учета доходов ФСЗН и государственных целевых бюджетных фондов), налоги на доходы и прибыль — 1941,6 млрд руб. (13,1 %), подоходный налог — 1758,1 млрд руб. (11,8 %), доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций — 1410,1 млрд руб. (9,5 %), акцизы — 1207,9 млрд руб. (8,1 %), чрезвычайный налог — 360,9 млрд руб. (2,4 %).
В общей сумме доходов консолидированного бюджета поступления налоговых и других платежей в бюджет должны были составить 14,9 трлн руб. (57,3 %), доходы государственных целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, — 4,3 трлн руб. (16,7 %), платежи в ФСЗН — 6,7 трлн руб. (26 %).
Источник: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»
Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространенной формой являются налоги.
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Фискальная функция налогов проявляется в аккумуляции средств в государственном бюджете, связанной с производством общественных благ.
Традиционной функцией налогов является перераспределение богатства и дохода. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Чтобы устранить диспропорции в накоплении и предотвратить сокращение долговременного экономического роста, государство прибегает к налоговым инструментам.
Регулирование экономики — функция, которая «дополняет» рыночный механизм. Она особенно актуальна в условиях, когда рынок не в состоянии обеспечить освоение всех экономических ресурсов (например, в случае прогрессирующей безработицы) или не способствует их рациональному использованию (в случае возникновения негативных внешних эффектов либо активизации монополий).
Стимулирующая функция тесно связана с созданием условий для экономического роста. Если налоговая система побуждает каждого экономического субъекта повышать предложение товаров и услуг с одновременным увеличением эффективности, то именно в этом случае через стимулирование может достигаться экономический рост.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
С понятием «налоги» сопрягается понятие «налоговая система» .
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.
ШЭкономическая теория размышляет над принципами оптимального налогообложения со времен появления налогов. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225—1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689—1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Аодин из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723—1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики.
М.: Финансы и статистика, 2003. С. 146—154
Как считал А. Смит, общими принципами построения налоговых систем могут служить справедливость, простота и дешевизна налогов. Однако в наше время существует более развернутая классификация принципов построения систем налогообложения:
• справедливость налоговой системы достигается через соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда люди с одинаковым доходом платят равные налоги) и вер
тикальной (когда на неравные доходы налагаются неравные налоги);
эффективность налоговой системы обеспечивается применением налогов, взимание которых имеет минимальные негативные последствия при распределении ресурсов. Для этого налоговая система строится с учетом платежеспособности налогоплательщиков (чем выше доход, тем выше налоги) либо через налогообложение тех субъектов, которые получают блага от деятельности государства (работающие граждане отчисляют часть дохода в пенсионные фонды, с тем чтобы в будущем получать пенсию). На практике оба эти подхода применяются одновременно;
простота и дешевизна налоговой системы обусловлены созданием четкого налогового законодательства, предусматривающего небольшое количество социальных и инвестиционных льгот.
Налогообложение в Республике Беларусь основывается на принципах всеобщности и равенства. В нашей стране систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников устанавливает Налоговый кодекс Республики Беларусь (2002).
Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы используют различные виды налогов.
В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (например, подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включаемые в их цену, и тариф (например, налог с оборота, который в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы — налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги; налог на наследство; налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами).
В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет (например, подоходный налог; налог на прибыль корпораций; таможенные пошлины). Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель, а федерации передается определенный процент. Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории для поступления в местный бюджет вместе с налогами других членов федерации — областей, земель и т.д. (например, индивидуальные акцизы, поимущественный налог).
С появлением межрегиональных организаций появился межгосударственный налог, поступающий в бюджет ЕС (например, налог на импортную сельскохозяйственную продукцию).
По направлениям расходования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги обезличиваются и поступают в казну государства, которое использует их на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) налоги в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) и направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).
Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания.
Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик — физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог. Объектами являются доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых уплачивается налог (заработная плата, прибыль, процент и т.д.). Единицей обложения выступает единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.). Налоговой ставкой называется величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта. Сумма налога, уплачиваемая с одного объекта, образует налоговый оклад. Полное или частичное освобождение субъекта налогообложения от налога в соответствии с действующим законодательством представляет собой налоговую льготу. Налоги могут взиматься следующими способами: • кадастровым, который предполагает использование реестра с перечнем типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта. Этим способом взимаются прямые реальные налоги;
декларационным (изъятие налога после получения дохода владельцем), при котором налогоплательщик предъявляет в налоговые органы декларацию — документ, содержащий расчет дохода и налога с него;
изъятия у источника выплаты дохода (т.е. до получения дохода владельцем). Этим способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.;
путем изъятия в процессе потребления. Так взимаются дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств.
Исторически сложились две формы построения налоговых систем — шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе налог взимается с общей суммы дохода.
Важным элементом налогов является налоговая ставка, т.е. доля дохода, которая изымается в бюджет. В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процентах, носят название процентных. Они могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Если доля налога в общем доходе растет по мере увеличения дохода, то налоговая ставка является прогрессивной; если доля налога неизменна, то это пропорциональная ставка; если при росте дохода ставка налога падает, то это регрессивный налог (например, для покупателей вина акциз является регрессивным налогом, так как чем выше доход покупателя, тем меньшую часть в доходе занимают надбавки к ценам).
Ключевым понятием налоговой системы является предельная налоговая ставка, под которой подразумевается обложение налогом дополнительной единицы дохода. Именно предельные налоговые ставки мотивируют стремление к дополнительному труду и потребность в расширении производства.
Доходы и расходы бюджета, объем национального продукта взаимообусловлены: чем больше объем национального продукта и национального дохода, тем выше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит и возможности государства по воздействию на состояние экономики через расходы денежных ресурсов.
12.3. Бюджетный дефицит, его причины и виды
Превышение размера государственных расходов (в) над величиной бюджетных поступлений (Т) в текущем году составляет бюджетный дефицит (б - 7"). Наличие дефицита бюджета означает, что расходы правительства выше доходов. По международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % суммы валового внутреннего продукта.
Рассмотрим причины бюджетного дефицита.
Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то уменьшение налоговых поступлений вследствие понижения доходов при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и социальных выплат) ведет к росту бюджетного дефицита. Следовательно, спады деловой активности вызывают увеличение дефицита госбюджета.
Рост государственных закупок. Хотя увеличение закупок повышает уровень доходов и, соответственно, налогов, однако сумма налоговых поступлений всегда оказывается меньше, чем прирост закупок.
Превышение сбережений над инвестициями. Бюджетный дефицит зависит от разницы между сбережениями (8) и инвестициями (I). Данная зависимость обусловлена ролью государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов. Сумма утечки денежных средств из кругооборота равна сумме денежных притоков. Утечка представляет собой чистые налоги (7") и сбережения (5), т.е. Т + Б, а приток — это государственные закупки (в) и инвестиции (I), т.е. С +1. Если уровень доходов соответствует величине совокупного спроса (й + Т = в + I), то бюджетный дефицит равен й - I.
Бюджетный дефицит бывает двух видов — циклический и
структурный.
Циклические колебания совокупного дохода приводят в действие встроенные стабилизаторы экономики, в результате автоматически возникают бюджетный дефицит или излишек. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. Она подразумевает увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП) и их снижение в условиях спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
Экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства, называют встроенным (автоматическим) стабилизатором. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают:
• прогрессивная система налогообложения;
• система государственных трансфертов (в том числе пособия по безработице);
• система участия в прибылях.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.
Циклический бюджетный дефицит — это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности (рис. 12.2).
Бюджетные
Бюджетные
г
дефициты
излишки
•У
\
..^^
-
1
G-const
1
^
!
^ G = G. - у
У
Рис. 12.2. Циклические бюджетные дефициты и излишки
В фазе циклического подъема объем выпуска У2 > Уо, поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате бюджетный излишек увеличивается и инфляционный бум сдерживается. В фазе циклического спада объем выпуска Уг < У2, поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Рис. 12.2 отражает зависимость величин циклических дефицитов и излишков от степени «крутизны» графиков налоговой и бюджетных функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона функции государственных расходов б — величиной у, которая характеризует соотношение изменений суммы получаемого трансферта и величины дохода: чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.
Даже если упрощенно представить, что все получаемые государственные расходы в — величина неизменная, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. Величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше в положении Т, чем в положении Т, поэтому встроенные стабилизаторы сильнее влияют на рост или снижение совокупного спроса.
В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели фискальной политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между кратко- и долгосрочными эффектами фискальной политики — сложная макроэкономическая проблема как для промышленно развитых, так и для переходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Данные о циклических бюджетных дефицитах (излишках) не позволяют достоверно оценивать эффективность мер фискальной политики. Наличие циклически несбалансированного бюджета не означает приближение экономики к состоянию полной занятости ресурсов. Последнее может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
Дискреционная фискальная политика — целенапраув-ленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
В результате возникает структурный дефицит госбюджета — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Следует отметить, что циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Сложность определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняет расчеты структурных дефицитов госбюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочной перспективе.
Оценки структурного дефицита используются в основном в промышленно развитых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
По характеру различают общий и первичный бюджетный дефицит. Общий дефицит равен фактическому, а первичный — это фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Операционный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит, существующий наряду с официальным, — это скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующее:
финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд — просроченных долговых обязательств государственных предприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты в конце концов выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;
• финансирование центральным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих» долгов, а также рефинансирование центральным банком программ правительства по льготным ставкам и т.д.
Финансироваться бюджетный дефицит может за счет а) кредитно-денежной эмиссии (монетизации), б) увеличения налоговых поступлений в госбюджет, в) государственного заимствования.
В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда из-за значительного внешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны. Это часто служит главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Такой способ финансирования предпочтителен, если официальные валютные резервы центрального банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса становится первостепенной задачей.
При монетизации дефицита нередко появляется сеньораж (доход государства от печатания денег). Например, если сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста ВНП, то это приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции проявляется эффект Оливера—Танзи — сознательное оттягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценение денег, от которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета не всегда сопровождается непосредственно эмиссией наличности. Другими формами являются расширение кредитов центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента, отсрочка платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличи
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические