logo search
1+2 Васильева Н

12.3. Природоохранная деятельность предприятия

В последние время развитие общественного производ­ства осуществляется высокими темпами, что приводит к расширению негативного воздействия общества на приро­ду, неблагоприятным изменениям окружающей среды, за­грязнению веществами, вредными для живых организмов, нарушению динамического равновесия природных систем. Природоохранная (экологическая) деятельность занимает важное место на всех уровнях управления экономикой: она выступает неотъемлемым слагаемым государственной по­литики и во все возрастающей степени учитывается в эко­номических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются: комплексное управление природоохранной дея­тельностью в стране; координация деятельности органов власти в этой области; утверждение нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и др.

В той или иной степени природоохранные функции вы­полняют Министерство природных ресурсов РФ, Государ­ственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеуст­ройству, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения РФ и другие го­сударственные организации.

В рамках конкретного предприятия природоохранная деятельность должна быть включена в сферу производ-ственно-хдзяйственной деятельности предприятия. Эффект природоохранной деятельности каждого конкретного пред­приятия определяется в масштабах всего государства.

Основополагающими принципами природоохранной де­ятельности предприятий служат:

S рациональное природопользование и максимально возможное снижение отходов;

S внедрение замкнутых технологических циклов, энер­госберегающих технологий, вторичное использование ма­териалов в производственном процессе;

S сокращение выбросов вредных веществ на всех ста­диях производственного цикла.

Одной из форм компенсации экологической опасности предприятий принято считать внесение платы за загрязне­ние окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами. Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирова­ние рационального природопользования, но и создание си­стемы экологических фондов, средства которых использу­ются для улучшения экологической ситуации.

Величина платы за загрязнение окружающей среды складывается из издержек загрязнения, которые включают суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отра­жаются в льготах при выплате платежей) и затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение осу­ществляется предприятиями самостоятельно на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ. Платежи предприятия за загрязнение ок­ружающей среды корректируются с учетом средств, затра­ченных на природоохранные мероприятия.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружа­ющей среды предприятие может осуществлять доброволь­ные взносы в городской резервный фонд охраны природы. При этом вложение дополнительных средств в природоох­ранные мероприятия означает приверженность предприятия принципам социальной ответственности перед обществом.

Возрастающий интерес общества к вопросам экологиче­ской безопасности предприятий вызвал необходимость разви­вать новое направление деятельности — экологический ме­неджмент. Внедрение систем экологического менеджмента предполагает идентификацию экологических аспектов и воз­действий, выражение их значимости, определение экологи­ческой политики и экологической программы предприятия, формирование организационных структур управления при­родоохранной деятельностью предприятий (персонал, рас­пределение функций и ответственности).

Предварительным этапом внедрения системы экологи­ческого менеджмента является проведение экологического аудита. В рамках экологического аудита оценивается исход­ное состояние системы управления природоохранной дея­тельностью предприятия, проводится анализ ее соответ­ствия требованиям стандарта ISO 14 001. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию системы экологического менеджмента или повышению ее эффективности.

Выводы

1. Инвестиционная политика является составной частью стратегии предприятия и предполагает, с од­ной стороны, поиск надежных источников финансиро­вания, с другой — эффективное их использование для обеспечения расширенного воспроизводства на пред­приятии.

2. Инновационная политика предприятия направлена на внедрение нововведений в предпринимательскую деятельность с целью получения конкурентных пре­ имуществ и повышения прибыльности.

  1. В современных условиях хозяйствования боль­шую роль играет внешнеэкономическая деятельность предприятий, т.е. хозяйственная предпринимательская деятельность в области международного обмена. Она осуществляется предприятиями самостоятельно, однако важнейшие ее аспекты регулируются государством.

  2. Природоохранная деятельность имеет высокую значимость на всех уровнях национальной экономики и ставит своей целью уменьшение неблагоприятного воз­действия общества на природу. На уровне предприятия формой компенсации экологической опасности являет­ся внесение платы за загрязнение окружающей среды и платежей за пользование природными ресурсами.