7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
Как уже известно, экономическими субъектами являются домашние хозяйства, фирмы и государство. Государство как экономический субъект извлекает доходы в виде налогов на фирмы и домохозяйства и обеспечивает общество благами, которые не могут быть эффективно произведены рынком.
Обычно рассматривают микро- и макроэкономический уровни государственного регулирования. Макроэкономическое регулирование связано с экономической политикой, направленной на регулирование параметров системы, общих для всех хозяйствующих субъектов. К нему относят бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную политику. Микроэкономическое регулирование направлено на отдельных субъектов экономики. Проблемы микроэкономического регулирования, связанные с фиаско рынка, были рассмотрены в главе 4. Они схематично представлены на рис. 7.16.
Все мероприятия микроэкономического регулирования можно разделить на две группы: 1) направленные на повышение экономической эффективности рыночного хозяйства (регулирование фиаско рынка); 2) ориентированные на достижение целей социально-экономической политики.
Регулирование
структуры производства и потребления
Перераспределение доходов
Мерь;, направленные на повышение
социально-экономической эффективности
Рис. 7.16. Система мер микроэкономического регулирования
Инструменты микроэкономической политики можно разделить на три группы:
налоги;
государственные расходы;
административные меры.
Логика подобного деления отражает методы, с помощью которых государство добивается того, чтобы экономические субъекты действовали в соответствии со сформулированными правительством целями. Можно облагать дополнительными налогами нежелательные действия субъектов, субсидировать за счет государственных средств желательные действия либо пытаться приказывать субъектам делать так, а не иначе.
Налогообложение является источником государственных доходов и одновременно регулятором доходов фирм и домохозяйств. Объектами налогообложения могут являться: доходы фирм или граждан, имущество экономических субъектов, факты совершения имущественных сделок. Различают прямые и косвенные налоги. Примерами прямых налогов являются подоходный налог с граждан, налог на прибыль фирм, имущественный и земельный налоги, налог с наследства и т.д. Примерами косвенных налогов являются акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж (с оборота), таможенные пошлины. Изменяя уровень налогообложения, государство может по-разному стимулировать различные отрасли экономики, применяя налоговые льготы для одних субъектов и увеличивая налоги для других.
Государственные расходы направляются на содержание госаппарата, а также на выплаты фирмам и населению дотаций, субсидий, субвенций и ассигнований. Государственные средства могут выплачиваться в обмен на ресурсы или блага, закупаемые для государственных нужд, либо распределяться в форме поддерживающих и стимулирующих выплат. Социальная политика в первую очередь осуществляется при помощи государственных расходов, принимающих форму трансфертов.
Административное регулирование включает очень широкий перечень различных мер. Прежде всего это регулирование связей между субъектами с помощью законодательного оформления (кодификации) норм и правил поведения субъектов (гражданский, трудовой, земельный и иные кодексы и соответствующие законы). Однако сами по себе нормативные акты устанавливают как административные, так и экономические (с помощью налогов и госрасходов) инструменты государственного регулирования и в рассматриваемом нами контексте понимаются в качестве административных мер лишь' в той части, которая содержит прямое принуждение субъектов делать так, а не иначе.
Среди микроэкономических показателей, которые государство может регулировать, самыми важными представляются цены на те или иные товары, услуги. Они являются сферой ценовой политики. В условиях рыночной экономики цены выполняют главнейшую роль носителей экономической информации и стимуляторов экономической деятельности, и потому государственное вмешательство в ценовой механизм должно быть весьма осторожным. Признается более или менее экономически оправданным государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, продаваемую (или покупаемую) монополиями.
Государственное вмешательство в цены может быть прямым или косвенным. При прямом вмешательстве государством устанавливается нижний либо верхний предел цены. Установление нижнего предела цены («пол» цены) направлено на поддержку производителей какого-либо товара (например, сельскохозяйственных производителей). При этом цена не должна опускаться ниже установленного предела, уровень которого выше цены равновесия в данной отрасли. Поскольку цена не может снизиться, возникает проблема реализации избытка товара, и государство часто вынуждено решать ее с помощью государственных закупок. Длительной такая политика быть не может, но у государства есть еще косвенные методы регулирования. Установление верхнего предела цены направлено на поддержку потребителей данного товара, в частности, социально значимых товаров первой необходимости. В этом случае предел цены («потолок» цены) искусственно занижается по сравнению с ценой равновесия. Результатами такой политики становятся дефицит товара, обострение проблемы распределения и, как следствие, — очереди, карточное распределение, «черный рынок», «теневая» экономика.
При прямом государственном регулировании цен общественное благосостояние снижается по сравнению с уровнем, существующим при свободном рынке. Часть потребителей или производителей вынуждены уйти с данного рынка, не удовлетворив своих потребностей (см. рис. 5.30).
Косвенные инструменты регулирования (налоги, субсидии и другие) выступают как неценовые факторы спроса и предложения. С их помощью можно влиять на установление новой цены и нового объема выпуска. Налоги на производителей изменяют функцию предложения. Налог на продажу смещает кривую предложения влево—вверх (вертикально она смещается ровно на величину налога на единицу товара), в результате равновесная цена товара повышается, а объем сокращается. Если производителям выдают субсидии, то кривая предложения смещается вправо—вниз, равновесное количество товара повышается, а равновесная цена снижается. Но в обоих случаях затраты общества, связанные с налогами или субсидиями, оказываются выше, чем полученные выгоды.
Важная роль в государственном регулировании экономики отводится государственному сектору. Это часть экономики страны, которая включает экономических субъектов, целиком или частично принадлежащих государственным (центральным или местным) органам власти и контролируемых государством. Государственный сектор, с одной стороны, является объектом государственной деятельности, так как государство руководит
в нем процессами производства, инвестирования, распределения и т.д., а с другой — инструментом влияния государства на частный сектор экономики страны. Соответственно, функции государственного сектора экономики неотделимы от функций государства. Наличие государственного сектора в определенной степени облегчает правительству решение поставленных задач.
В странах с развитой рыночной экономикой государственный сектор составляют предприятия, функционирование которых на полностью рыночной основе не приведет к максимизации общественного благосостояния. Это могут быть: естественные монополии (электросети, железные дороги); предприятия с долгосрочной окупаемостью средств (электростанции); предприятия, выполняющие некоторые социальные функции или имеющие положительные внешние эффекты (научные учреждения) и т.д. Зачастую предприятия государственного сектора являются низкоприбыльными или убыточными, что объясняется выполнением ими социальных задач, а также слабыми стимулами для эффективного хозяйствования. Существует два типа государственных предприятий: бюджетные (бюрократические) и коммерческие (рыночные). Первые финансируются из государственного бюджета, вторые осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, т.е. ведут себя как частные коммерческие фирмы.
Обычно размер государственного сектора в экономике страны характеризуется долей валового внутреннего продукта, созданного в госсекторе, и долей занятых в государственном секторе. В Республике Беларусь к концу 2004 г. доля государственных предприятий в валовом производстве составляла около 40 %, на них было занято 52,4 % работников страны. О роли государственного сектора некорректно судить по количеству предприятий, поскольку государственный сектор представлен малым числом крупных предприятий, а частный — значительным количеством мелких. Но постепенно происходит уменьшение числа государственных предприятий.
ШСовершим экскурс в историю экономических учений и кратко рассмотрим развитие теоретических представлений о микроэкономи-ческой роли государства. Исходными звеньями теоретического анализа роли государства в экономике служат сформулированные А. Смитом методологические принципы «приоритетности потребителей» и «невидимой руки», а также обоснованная с использованием данных принципов политика невмешательства государства в размещение производственных ресурсов (политика «laissez-faire»). Названные методологические принципы раскрывают взгляды А. Смита на критерий, условия и механизмы оптимального размещения производственных ресурсов в обществе и меры возможного государственного регулирования экономики с целью роста общественного благосостояния.
Принцип приоритетности непосредственных потребителей основывается на бесспорном соображении, что «потребление является единственной целью всякого производства, и интересы производителя заслуживают внимания лишь постольку, поскольку они могут служить интересам потребителя. Положение это настолько самоочевидно, что было бы нелепо даже пытаться доказывать его». Соответственно, в обеспечении интересов потребителей по всей цепи общественного разделения труда А. Смит видел основу достижения общественных интересов (которые он связывал с уровнем общественного благосостояния и, соответственно, эффективностью размещения производственных ресурсов).
Второй принцип содержательно связан с первым и развивает его. Любой субъект рыночных отношений, утверждал А. Смит, «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Механизм, благодаря которому происходит гармоничное сочетание частных интересов и интересов общества и достигается экономический оптимум, основывается на конкурентном рыночном ценообразовании.
Исходя из приведенных выше положений, А. Смит определил суть микроэкономической политики как политики невмешательства государства в размещение производственных ресурсов (политики «laissez-faire»). Но политика «laissez-faire» не трактуется А. Смитом как политика полного невмешательства государства в экономику. Он не исключал, что частные интересы могут препятствовать повышению благосостояния общества: «Интересы представителей той или иной отрасли торговли и промышленности всегда в некоторых отношениях расходятся с интересами общества и даже противоположны им. Расширение рынка и ограничение конкуренции всегда отвечают интересам торговцев. Расширение рынка часто может соответствовать интересам общества, но ограничение конкуренции всегда должно идти вразрез с ними». В связи с этим А. Смит предпринимал анализ экономической роли государства по двум направлениям: во-первых, с точки зрения создания институциональной структуры, которая призвана обеспечить наилучшую работу рыночных сил, «расширить рынок»; во-вторых, с позиций устранения рыночных несовершенств (в частности, обеспечения производства оптимального количества некоторых благ, которые впоследствии были названы общественными благами) с целью повышения общественного благосостояния.
Дж.Ст. Милль продолжил начатый А. Смитом анализ экономических функций государства. Методологически при решении данного вопроса он основывался, как и Смит, на критерии максимизации экономической эффективности. При этом он считал, что политика «laissez-faire» должна стать «общим правилом, и всякое отступление от него, правда, если подобное отступление не вынуждается какой-либо громадной пользой, будет очевидным злом». Пользу от вмешательства государства в экономику он, соглашаясь со Смитом, видел в необходимости институционального оформления рыночной экономики и в государственном содействии преодолению рыночных недостатков. Эти направления государственного регулирования Милль связывал со следующими конкретными ситуациями:
• когда необходима «защита интересов личности и собственности», в том числе и от правительства. При этом Милль считал, что «ненадежность защиты парализует человека лишь в том случае, если ее характер и размеры не позволяют той энергии, какую способен проявить человек, обеспечить ему сколько-нибудь удовлетворительную самозащиту. В этом-то и кроется главная причина, почему притеснение со стороны правительства, могущество которого вообще не могут преодолеть никакие усилия отдельных лиц, оказывается намного губительнее для источников общественного благосостояния, чем практически любое беззаконие и смута в системе свободных институтов»;
когда потребитель не является «компетентным судьей товара или суждения потребителя не являются достаточной гарантией доброкачественности товара». В данном случае Милль имел в виду блага, чьи достоинства и потребности в которых не могут оцениваться рыночным спросом (например, образование);
когда человек пытается в настоящий момент решить, «что будет наилучшим образом соответствовать его интересам когда-то в отдаленном будущем». Например, практический принцип свободы договоров может применяться с большими ограничениями «к случаям вечных обязательств»;
«вмешательство закона в которые необходимо не для того, чтобы вообще отвергнуть суждение отдельных лиц относительно их собственных интересов, но чтобы придать этому суждению реальную силу, ибо сами лица не могут сделать это иначе чем по соглашению между собой, ну а это соглашение не будет действительным, если не получит правового признания и не будет санкционировано законом».
В то же время Дж.Ст. Милль отрицательно относится к государственному вмешательству в экономику, аргументируемому необходимостью защиты отечественных отраслей промышленности или сельского хозяйства (втом числе и с целью увеличения занятости в стране); обеспечения продовольственной безопасности; регламентирования сферы договорных отношений (например, условий займов); поддержки достигнутого уровня потребления продовольствия с помощью ценовой политики и т.п. Он считает, что подобное государственное вмешательство в экономику недопустимо, поскольку, во-первых, ограничивает личную свободу граждан, во-вторых, увеличивает могущество правительства, которое пользуется им крайне нерационально, в-третьих, нарушает принципы разделения труда, в-четвертых, препятствует развитию предприимчивости и способностей членов общества.
Виднейшие представители классической школы поставили, но не решили проблему роли государства в размещении производственных ресурсов. Ни А. Смит, ни Дж.Ст. Милль не дали научного обоснования необходимости государственного вмешательства в экономику в связи с возможными рыночными несовершенствами (хотя и приводили примеры такой необходимости). Они не сформулировали строгие условия оптимального (эффективного в их понимании оптимальности) функционирования экономики, не привели доказательства необходимости государственного регулирования институционально-правовой структуры рыночной экономики. По версии Р. Коуза, это вполне естественно, поскольку само «отсутствие понятия трансакционных издержек затрудняет анализ того, что происходит при их сокращении».
Предложенные представителями классической школы принципы координации индивидуальных и общих интересов получили развитие в рамках неоклассического направления экономической мысли с применением микроэкономического метода, существенная черта которого— использование предельных величин. Это позволило представителям неоклассического направления ответить на вопрос, почему именно конкурентные рынки обеспечивают оптимальное функционирование экономики. Ими был проанализирован критерий роста общественного благосостояния, названы условия оптимального размещения производственных ресурсов, разработаны методы, позволяющие количественно измерить последствия отклонения от условий оптимальности для общественного благосостояния, определены факторы этих отклонений, предложены меры и инструменты устранения негативного воздействия данных факторов.
На основе маржиналистского анализа в рамках неоклассического подхода сформулированы строгие условия, которые должны быть соблюдены для достижения максимальной эффективности в размещении ресурсов. В связи сэтим впервые сформировалась научная концепция рыночных несовершенств, связанных с конфликтами между общественными и частными интересами. Разрешение данных конфликтов предполагается с помощью государственного регулирования. Это должно повысить эффективность конкурентной рыночной экономики. А. Пигу, отмечая, что «даже в самых развитых государствах наблюдаются неудачи и изъяны», «существуют многие препятствия на пути наиболее эффективного распределения ресурсов общества», утверждает, что экономическая наука должна «пролитьсвет на определенные способы, которые сейчас (или в отдаленном будущем) могут использоваться правительствами для контроля над игрой экономических сил таким образом, чтобы обеспечить экономическое благосостояние всех своих граждан».
В процессе анализа Пигу разграничивает общественный чистый продукт и частный чистый продукт. Производителей интересует не общественный, а только частный чистый продукт. А. Пигу анализирует конкретные случаи несоответствия между частным и общественным чистыми продуктами.
Первая группа таких несоответствий возникает по причине разделения функций между арендатором и собственником средств производства длительного пользования. Это, для примера, имеет место при аренде земли, когда арендатор не может получить компенсации своих вложений в землю в течение срока аренды. Поэтому «к концу срока аренды фермер в своем естественном и непритворном стремлении получить от вложенного капитала как можно больше настолько истощает землю, что даже спустя годы она дает небогатые урожаи». Причиной потерь для общества служит нерациональная эксплуатация средств производства из-за несовершенных форм аренды и отсутствия соответствующей «экономической ренты».
Вторая группа противоречий между частными и общественными интересами возникает в тех случаях, когда «индивид А, предоставляя индивиду Б определенную услугу (которая оплачивается), случайно предоставляет также побочные услуги (причем эти услуги могут наносить ущерб) индивидам В, Г, Д; в последнем случае стороны, получающие выгоды от услуг, не имеют возможности оплатить их, а стороны, терпящие убытки, не могут получить компенсации».
Третью группу несоответствий Пигу связывает с действием законов убывающей и возрастающей доходности, когда часть результатов от использования единицы ресурса в какой-либо сфере деятельности, не затрагивая интересов инвестора, безвозмездно передается третьим лицам, принося им пользу или нанося ущерб.
Но коль скоро в работе рыночных механизмов обнаруживаются дефекты, необходимо государственное регулирование: «Для любой отрасли, в отношении которой есть основания полагать, что в результате беспрепятственной реализации корыстного интереса ресурсы будут инвестированы не в том объеме, который требуется с точки зрения увеличения национального дивиденда, «рп'та facie» существует основание для государственного вмешательства».
Кроме вопросов государственного регулирования экономики с целью устранения рыночных несовершенств Пигу уделяет значительное внимание роли государства в институциональном оформлении рыночной экономики. В вводной части главы I «Экономической теории благосостояния» он исследует проблему институционального оформления эффективной экономики. Отметив, что «общественные институты осуществляют большую деятельность, чтобы действия корыстного интереса были направлены на достижение определенного полезного результата», он далее утверждает, что есть «основания считать, что даже Смит не осознавал полностью, насколько Система Естественной Свободы нуждается в обретении правомочности и в охране с помощью специальных законов, с тем чтобы она могла обеспечить наиболее производительное использование ресурсов страны».
Итак, представители неоклассического направления экономической теории развили идею конкурентного равновесия, основанного на свободном ценообразовании и обеспечивающего без государственного вмешательства максимально эффективное размещение ресурсов между отраслями народного хозяйства. Рыночная экономика с совершенной конкуренцией создает возможность движения к оптимуму. Роль государства заключается в институционально-правовом оформлении рыночной экономики и преодолении некоторых ее несовершенств, связанных прежде всего с существованием внешних эффектов. Последнее предполагает корректировку конкурентного размещения производственных ресурсов, регулирование отдельных рынков, государственное производство отдельных благ.
В разработку проблем государственного регулирования экономики свою лепту внесли экономисты неолиберального направления. Их вклад связан, во-первых, с обоснованием неэффективности плановой, централизованно управляемой формы хозяйствования и невозможности добиться максимальной эффективности в рамках экономики с централизованным планированием, поскольку теоретическая система уравнений, соответствующих максимальной эффективности, может быть решена лишь эмпирически, путем функционирования децентрализованной рыночной экономики; во-вторых, они уточнили условия максимальной эффективности и систему правил, следование которым приводит экономику в состояние максимальной эффективности.
В обосновании неэффективности плановой экономики особое место занимает теория накопления и распространения информации (знания) Фр. А. Хай-ека. Его анализ позволяет понять причины не только провалов социалистического планирования, но и неудач многих политических вмешательств в рыночную экономику. Данный подход основывается на фундаментальном положении об «ограниченности знания», которое отражает не столько эмпирическую проблему, которая решается по мере накопления фактических данных и совершенствования методов и технических средств сбора и обработки информации, сколько философскую позицию по форме существования знания. Хайек выдвигает тезис о рассеянности знания: имеющееся в обществе знание представляет собой бесконечное разнообразие часто несовпадающих и даже противоречивых фактов и мнений, оно не существует в каком-то завершенном и явно выраженном виде, а рассеяно между индивидами и, собственно, через них и существует, неся отпечаток как индивидуального восприятия мира, так и опыта, накопленного предшествующими поколениями. Знание воплощается не только в фактах, но также и в привычках и традициях, навыках и интуиции, а передается в процессе взаимодействия людей. Оно постоянно изменяется, и никто не может составить его полной картины, поскольку невозможно взглянуть на мир глазами других людей и учесть все оттенки понимания ими этого мира. Хайек считает, что если экономическая информация распространяется беспрепятственно, без государственного вмешательства, то конкуренция и свободные конкурентные цены приводят экономику в оптимальное состояние. Эффективное размещение ресурсов, соответствующее оптимуму, есть результат эффективной координации знаний (конкуренция рассматривается как процедура открытия этихзнаний), которая невозможна в плановой экономике.
Значительный вклад в разработку проблем микроэкономической политики внесли представители фрайбургской школы — В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Ордо-либеральная «теория порядка», разработанная ими, обосновывает необходимость совершенствования рыночной экономики не путем прямого вмешательства государства в размещение производственных ресурсов, а через косвенное регулирование институциональной структуры общества.
В современной экономической теории благосостояния представления о факторах, нарушающих эффективное конкурентное рыночное равновесие, основываются на методологических положениях классической, неоклассической и неолиберальной школ. Признается, что несовершенства конкурентных рынков, связанные с расхождениями между общественными и частными издержками и доходами, — основной мотив вмешательства государства в экономику. Если расхождений нет, рыночный механизм обеспечивает достижение эффективности по Парето, а при наличии расхождений это может и не произойти. Современная теория благосостояния не только определяет возможные направления государственного вмешательства в размещение производственных ресурсов, но и подчеркивает роль государства в институционально-правовом оформлении конкурентной рыночной экономики (особенно для стран с трансформационной экономикой). Важнейшими институтами рыночной экономики, которые государство должно укреплять для повышения эффективности экономики, являются: свободное конкурентное ценообразование, сохранение которого должно быть критерием любой политико-экономической меры; полная самостоятельность и независимость субъектов, действующих на рынке, в сочетании с их экономической ответственностью; свобода заключения договоров, которая является предпосылкой осуществления конкуренции; устойчивые финансовая и денежная системы; «открытость» экономики и др.
Основные выводы
Несмотря на различия в целях, задачах и экономическом поведении, все субъекты микроэкономики придерживаются общего принципа поведения: они меняют варианты выбора до тех пор, пока получаемые выгоды превышают затраты. С точки зрения равновесного анализа это называется движением системы к равновесию. Экономические субъекты — это микросистемы в большой рыночной системе. Равновесие потребителя, производителя и других означает, что при заданных рыночных условиях цель субъекта достигнута, он максимизировал выгоды или минимизировал затраты, и поэтому данная система становится устойчивой, стабильной.
Полезность — это прежде всего субъективное суждение потребителей о товаре. Оценить полезность товара — важная задача потребителя. Полезность благ для потребителя определяется значимостью потребности, мерой ее удовлетворения, степенью редкости блага, возможностью его воспроизводства и наличием субститутов. Полезность как функция от количества блага в потреблении выражается формулой и = и(х) (где и — полезность, х — приобретаемый товар). Общая полезность товара (ТЩ — это полезность всех единиц блага, поступающих в потребление (например, полезность трех пар обуви). Предельная полезность — это изменение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы блага, или частная производная функции общей полезности по объему потребления определенного блага (Ми = АЛ / Ах).
Наряду с оценкой полезности товара важной задачей потребительского выбора является определение оптимального набора благ и услуг, а целью — максимизация суммарной полезности с учетом существующих рыночных ограничений. Основными ограничениями потребительского выбора являются цены товаров и доход потребителя. Правило максимизации полезности и равновесия потребителя: потребитель будет изменять набор потребляемых благ до тех пор, пока уровень полезности, получаемой от расходования последней денежной единицы, не станет равным по всем покупаемым товарам. Условие максимизации полезности (равновесия потребителя) в алгебраическом выражении: Мих / Рх = Миу / Ру = ... = Мип / Рп.
Предприятие в широком понимании — это фирма, состоящая из одного или нескольких заводов или других единиц, собственник или собственники которой являются организаторами хозяйственной деятельности, самостоятельными рыночными субъектами, объединенными единой целью. Многообразие видов предприятий предполагает наличие как преимуществ, так и недостатков каждого вида перед остальными. Рациональный производитель — это субъект, стремящийся максимизировать прибыль при заданных спросе, технологиях и ценах ресурсов.
Закон убывающей производительности действует только при наличии постоянных факторов производства, т.е. в краткосрочном периоде, и перестает действовать в долгосрочном периоде, когда все факторы становятся переменными. Взаимозависимость факторов и их результативность определяются производственной технологией, однако если производитель возьмет на вооружение новые, более совершенные технологии, это может способствовать росту производительности факторов даже в краткосрочном периоде.
Издержки производства — это затраты, потери производителя (фирмы) в связи с производством продукта. Экономические издержки — это сумма явных и неявных, внешних и внутренних издержек. Альтернативные издержки — это потери от лучшей из упущенных предпринимателем возможностей по использованию имеющихся у него ресурсов. С помощью альтернативных издержек определяется цена его выбора, деятельности в данной отрасли, сфере экономики.
Только в краткосрочном периоде существуют постоянные и переменные факторы производства, постоянные и переменные издержки производства. Предельные и средние издержки снижаются до тех пор, пока предельная и средняя производительность ресурсов растет. Как только производительность ресурсов снижается, средние и предельные издержки краткосрочного периода вырастает.
Пока предельные издержки отстают от средних в краткосрочном периоде (это значит, что постоянные и переменные факторы еще не достигли оптимального соотношения и не исчерпан резерв повышения эффективности производства), средние общие издержки падают. Как только предельные издержки опередят средние, эффективность снизится, а средние издержки вырастут.
В долгосрочном периоде предприниматель выбирает масштаб производства. Он должен найти оптимальный, наиболее эффективный из масштабов. Динамика долгосрочных издержек имеет важное значение для определения оптимального размера предприятия. Минимальным эффективным масштабом является такой минимальный размер производства, при котором достигается минимизация долгосрочных средних издержек. Если предприятие не выйдет на этот масштаб, оно может оказаться неконкурентоспособным из-за высоких издержек на единицу продукции. Поведение долгосрочных издержек различается в зависимости от специфики отрасли и применяемой технологии, поэтому для одних отраслей типичны крупные предприятия, в других преобладают малые и средние, а в третьих сосуществуют крупные и малые фирмы.
Бухгалтерской прибылью называют разность между общим доходом фирмы и бухгалтерскими (явными) издержками. Экономической прибылью называют разность между общим доходом и экономическими издержками. Для предприятия (предпринимателя) важно определить, при каком объеме выпуска общая прибыль максимальна. Эту задачу можно решить двумя способами: 1) сравнивая общий доход и общие издержки при разных объемах производства; 2) сравнивая предельный доход и предельные издержки при разных объемах производства. Общее правило для всех фирм: в целях максимизации прибыли необходимо наращивать объем выпуска, пока предельный доход (получаемые выгоды) превышает предельные издержки (затраты).
В смешанной экономике микроэкономическим субъектом выступает государство, которое является производителем
общественных благ и услуг и осуществляет регулирование на микроуровне. Микрорегулирование, в частности, подразумевает ведение антимонопольной политики и политики поддержки конкурентной среды, государственное регулирование цен в отдельных отраслях и государственное регулирование производств, порождающих внешние эффекты.
Общие, средние, предельные издержки производства Постоянные и переменные факторы производства Правило максимизации полезности
Правило максимизации
прибыли
Предприятие
Рациональный потребитель Рациональный производитель Экономическая и бухгалтерская прибыль Экономические (неявные) и бухгалтерские (явные) издержки
Основные понятия
Альтернативные издержки Закон убывания предельной полезности
Закон убывания предельной производительности переменного фактора
Инструменты микроэкономического государственного регулирования Кратко- и долгосрочный периоды производства Нормальная прибыль Общая и предельная полезность Общий, средний, предельный доход
Вопросы для самопроверки
Перечислите основных субъектов микроэкономики, назовите их цели и ограничения. Что характерно для всех субъектов микроэкономики?
Что означает проблема выбора для микроэкономических субъектов? Чем определяется цена конкретного выбора?
Что представляет собой предельная полезность и какие факторы определяют ее величину? Сохраняется ли оценка предельной полезности во времени для одного и того же потребителя?
Охарактеризуйте основные законы потребления.
Как осуществляется выбор потребителя, если: а) предельные полезности товаров, которые он хочет купить, равны, а цены не равны; б) цены товаров равны; в) взвешенные по цене предельные полезности товаров различны?
Означает ли правило максимизации полезности, что разные потребители, имеющие одинаковый доход и покупающие одни и те же товары по рыночным ценам, будут потреблять одинаковое количество этих товаров?
Чем отличаются понятия «предприятие», «фирма», «отрасль»?
Каковы признаки краткосрочного производственного периода? В течение какого времени продолжается один краткосрочный период? Может ли у двух разных предприятий одной и той же отрасли быть разная продолжительность краткосрочного периода?
Допустим, вы используете только один фактор производства — труд. Могут ли коллективные договоры о найме или государственное регулирование повлиять на продолжительность краткосрочного периода?
Почему долгосрочный период можно представить как совокупность краткосрочных производственных периодов?
Каковы причины и ограничения закона убывающей производительности факторов производства?
Допустим, вы использовали машины (постоянный фактор) и труд (переменный фактор), при этом предельная производительность труда составляла 40 ед., а средняя производительность труда — 30 ед. Что можно сказать о соотношении постоянного и переменного факторов производства? Является ли оно оптимальным? (Для ответа воспользуйтесь правилом соотношения предельных и средних величин.)
Каковы общие причины экономии на масштабах и почему наращивание масштабов может принести ущерб?
Если внутренние издержки.фирмы не являются денежными выплатами другим субъектам, то почему их необходимо рассчитывать как часть общих издержек производства? Как можно определить их цену?
Чем различаются издержки упущенных возможностей и альтернативные издержки? Как правильно рассчитать альтернативные внешние и альтернативные внутренние издержки? Какие затраты (потери) не принято включать в расчет альтернативных издержек?
Как получить величину общих кратко- или долгосрочных издержек фирмы, если известны средние и предельные издержки определенных объемов выпуска?
Как узнать величину средних или предельных издержек определенного объема выпуска, если известна кривая общих издержек?
■18. Чем объясняется динамика краткосрочных издержек фирмы? Как соотносятся кривые издержек и производительности? Почему кривая общих полных издержек имеет дугообразную форму?
19. Что такое «минимальный эффективный масштаб»?
Чем объясняется динамика экономической прибыли при разных объемах выпуска?
Чем различаются нормальная и экономическая прибыль?
Какого правила должна придерживаться фирма, стремящаяся к максимизации прибыли?
Задачи, упражнения и тесты
1. Соотнесите между собой понятия и их определения из множеств, представленных в левой и правой колонках следующей таблицы:
Определение
Понятие
1. Потребитель максимизирует общую полезность, выбирая потребительский набор в соответствии с бюджетным ограничением, для которого отношение предельной полезности к цене для всех товаров одинаково
2. Действия потребителя в условиях, когда на- до сделать непротиворечивый выбор из това- ров, которые они могут приобрести
3. Уровень дохода и цены товаров, определяю- щие комбинации товаров, которые потреби- тель собирается приобрести
4. Изменение совокупной полезности в результате потребления добавочной единицы продукта
5. Каждая дополнительная единица потреби- тельского товара добавляет меньше к совокуп- ной полезности, чем предыдущая
6. Стоимость, возникающая при неиспользова- нии ресурсов в их наилучшем альтернативном варианте
7. Факторы, увеличивающие рыночную стои- мость фирмы, но не всегда включаемые в ба- ланс из-за трудности измерения >•
8. Предполагаемая цель всех фирм, пытаю- щихся достичь наибольшей разницы между до- ходами и издержками
1. Единоличное владение
2. Максимизация прибы- ли
3. Партнерство
4. Нераспределенная при- быль
5. Выявленные предпоч- тения
6. Функция полезности
7. Технологическая эффек- тивность
8. Альтернативная стои- мость
9. Бюджетные ограниче- ния
10. Долгосрочный период
Окончание табл. Понятие
Определение
9. Разница между суммарными доходами и из- держками
11. Экономия от масштаба
Убывающая предельная полезность
Ограниченная ответственность
Максимизация полез ности
Средний продукт
Дивиденды
Форма предпринимательской организации, находящейся в собственности двух или более лиц, каждое из которых несет неограниченную ответственность
Тип деловой организации, находящейся в собственности одного лица
Выплаты владельцам корпорации в соответ ствии с их личными инвестициями в фирму
Перечень активов, пассивов фирмы и чистой стоимости в конкретный момент времени
Превышение активов фирмы над пассивами
Переменные издержки
Предельные издержки
Совокупные издержки
Прибыль
21. Баланс
Равное увеличение всех факторов, включая размеры предприятия, приводит к большему увеличению выпуска, и долгосрочные издержки на единицу выпуска падают
Способ производства определенного количества продукции с наименьшими издержками, при котором фирма способна наилучшим образом регулировать все факторы
Период, в котором все факторы производства могут быть изменены
Изменение совокупных переменных издержек в результате производства еще одной единицы продукции
Отношение выпуска продукции к количеству задействованных факторов
- Раздел I
- Глава 1
- 1.2. Предмет и функции экономической теории
- 1.3. Экономические цели общества
- 1.5. Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория
- 2.1. Потребности: сущность, классификация, основные характеристики. Потребности и экономические интересы
- 2.2. Ресурсы (факторы) производства: классификация и характеристики ресурсов
- 2.3. Экономические блага: классификация и основные характеристики
- 2.4. Проблема выбора в экономике: что, как и для кого производить?
- 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации)
- 2.7. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность
- 6. Экономический рост расширяет возможности общества в производстве максимально возможного объема благ и услуг при полной занятости ресурсов. Он проявляется смещением кривой трансформации вправо.
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3 экономическая система
- 3,1. Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие системы. Экономическая система общества
- 3.3. Собственность: понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности по субъектам
- 3.4. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование
- 3.5. Типология современных экономических систем
- Глава 4
- 4.1. Рынок и институциональные основы его функционирования. Рыночная система и ее эволюция
- 4.2. Конкуренция: понятие, классификация видов
- 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Раздел II
- Глава 5
- 5.3. Отраслевое рыночное равновесие
- 5.4. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену
- 5.5. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
- 5.6. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
- Глава 6
- 6.1. Эластичность спроса по цене
- 6.3. Эластичность спроса по доходу
- 6.4. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
- 6.5. Практическое значение анализа эластичности
- Глава 7
- 7.1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
- 7.2. Основные законы потребления и правило максимизации полезности
- 7.4. Производственные периоды. Общий, средний и предельный физический продукт. Эффекты от масштаба
- 7.5. Понятие и классификация издержек. Альтернативные издержки. Внешние и внутренние издержки, нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки
- 7.7. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли
- -Z 5 I 2 го го 5 Налоги
- 7.8. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты
- Раздел III
- Глава 8
- Раздел III
- Раздел III
- 8.2. Система национального счетоводства
- 8.3. Формы национального продукта
- Раздел III
- Глава 9
- 9.3. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии
- 1 | | | Колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства, уровень цен не изменяется (рис. 9.8).
- Глава 10
- 10.1. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла
- Раздел III
- 10.3. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
- 10.5. Проблемы макроэкономической нестабильности и государственного регулирования в Республике Беларусь
- Раздел III
- Раздел III
- Глава 11
- Раздел III 376
- 11.2. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
- 11.3. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка
- Глава 12
- 12.2. Государственный бюджет и его функции. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь
- 2006 (Прогноз)
- Раздел IV
- Глава 13
- 13.1. Мировая экономика (хозяйство) и предпосылки ее возникновения. Закрытая и открытая экономика. Структура мировой экономики и типология стран
- 13.2. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
- 13.3. Валютный рынок и валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. Регулирование валютного курса. Эволюция международной валютной системы
- 13.5. Понятие глобализации. Роль транснациональных корпораций в современной мировой экономике. Региональная экономическая интеграция
- 13.6. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
- Раздел I. Основные закономерности
- Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод ... 8
- Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема
- Глава 3. Экономическая система 73
- Глава 4. Рыночная экономика и ее модели 104
- Раздел II. Основы теории микро- экономики 145
- Глава 5. Спрос, предложение и рыночное
- Глава 6. Эластичность спроса и предложения 183
- Глава 7. Основы поведения субъектов
- Раздел III. Основы теории макро- экономики 262
- Глава 8. Основные макроэкономические
- Глава 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупно- го предложения 300
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность ... 324
- Глава 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная
- Глава 12. Финансовый сектор экономики
- Раздел IV. Основы теории мировой
- Глава 13. Мировая экономика и экономические