8.1. Понятие и показатели качества продукции
Качество — это философская категория. (кот трудно выразить кол-но). Считается, что I она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в I III в. до н.э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой».
Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».
Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство (продукции–услуги), реально удовлетворяющее потребителей.
Дж. Джуран рассматривал понятие «качество» с двух сторон: с объективной стороны качество — пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной — качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
ГОСТ 15467-79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
Таким образом, мы видим, что в литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя, в то время как в рыночной экономике рассматривается с позиции потребителя.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целым, охватывая его полностью. Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты.
Внутренние компоненты качества — это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики (мощность, производительность и т.д.), дизайн др.
Внешние компоненты (составляющим) — соответствие изделия потребностям покупателя, с учетом других имеющихся на рынке аналогичных товаров или услуг, - конкурентоспособность.
(во 2-м случае кач-во носит субък, относительный х-р.
Голландскими учеными Дж. Ван Этингером и Дж. Ситтигом была разработана специальная область науки — квалиметрия. Квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качеств (а. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта.
(по мнению основоположников) Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество — величина измеримая, и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.
Известно, что в современной квалиметрии стандартизировано (конкретно-количестивенно определены) 13 свойств пяти групп промышленной продукции.
В соответствии с данной классификацией можно выделить следующие показатели качества продукции:
функциональной пригодности. Показатели характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления;
надежности. Показатели, характеризующие способность продукции сохранять свои потребительские свойства. Выделяют следующие показатели надежности:
безотказности;
долговечности;
сохраняемости;
ремонтопригодности;
эргономичности.
Показатели, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.
Эргономические показатели делятся на четыре основные группы:
гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.);
антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.);
физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);
S психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием);
• эстетичности. Параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
• технологичности. Показатели, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции.
Данная группа подразделяется на показатели:
технологичности в производстве;
технологичности при применении;
ресурсопотребления;
безопасности.
Показатели, обеспечивающие жизнедеятельность человека при потреблении или использовании продукта;
экологичности. Показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве продукции;
классификационные. Показатели, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу.
- Васильева н. А., Матеуш т. А., Миронов м. Г.
- Содержание
- Часть I
- Тема 1. Структура национальной экономики
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- Тема 1. Структура национальной экономики
- 1.1. Понятие структуры национальной экономики. Сферы и секторы экономики
- 1.2. Отрасли экономики и межотраслевые комплексы
- 1.3. Совершенствование структуры экономики России
- Тема 2. Предприятие — основное звено экономики
- 2.1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике
- 2.2. Типы предприятий
- 2.3. Структура предприятия
- 2.4. Организация производственного процесса на предприятии
- 2.5. Внешняя и внутренняя среда предприятия
- Тема 3. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
- 3.1. Сущность и эволюция предпринимательства
- 3.2. Виды и формы предпринимательства
- 3.3. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации
- 3.4. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
- Тема 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии
- 4.2. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов
- 4.3. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- Тема 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Понятие, классификация и структура оборотных средств
- 5.2. Нормирование оборотных средств
- 5.3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости
- Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия
- 6.1. Рынок труда
- 6.2. Состав и структура персонала предприятия
- 6.3. Управление персоналом предприятия
- 6.4. Организация и нормирование труда
- 6.5. Оплата труда персонала
- Тема 7. Стратегия развития предприятия
- 7.1. Сущность стратегии предприятия
- 7.2. Экономическая и функциональные стратегии
- 7.3. Разработка маркетинговой и товарной стратегии предприятия
- 7.4. Ценовая политика на различных рынках
- Тема 8. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 8.1. Понятие и показатели качества продукции
- 8.2. Стандарты и системы качества
- 8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы
- Тема 9. Планирование деятельности на предприятии
- 9.1. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов
- 9.2. Производственная программа и мощность
- 9.3. Подготовка нового производства
- 9.4. Бизнес-план предприятия
- Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
- 10.1. Сущность и классификация издержек
- 10.2. Смета и калькуляция затрат
- 10.3. Теория оптимального объема выпуска продукции. Определение предельных издержек производства
- 10.4. Направления снижения издержек производства
- Тема 11. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
- 11.1. Прибыль предприятия: сущность и виды
- 11.2. Рентабельность предприятия и ее виды
- 11.3. Финансовое состояние предприятия
- 12.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- 12.3. Природоохранная деятельность предприятия