logo search
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности

Экономический человек в условиях ограниченности ресурсов и безграничности своих потребностей ведёт себя рационально, т.е. он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах. Потребитель стремится максимизировать свою полезность, производитель— прибыль.

Идея о рациональности поведения людей очень важна. Она помогает предвидеть последствия экономической политики менеджеров и государства. «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтения причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу …»1.

Есть два направления, две школы, две модели изучения поведения потребителя в рыночной экономике: кардиналистская модель и ординалистская. Представителями первой - являются А.Маршалл, У.С. Джевонс, представителями второй— Дж.Хикс, В.Парето и др. Они предложили оригинальные способы изучения спроса потребителей.