logo search
Эк теория Новиковой учебник

Раздел III

  • 267

    1. гия, машиностроение, химическая и нефтехимическая про­мышленность и др.); легкой промышленности (текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая); пищевой промыш­ленности (мясная, молочная, рыбная).

    2. Другой важнейшей сферой национальной экономики явля­ется производство услуг. Эта сфера представляет собой сово­купность отраслей, продукт которых не приобретает вещной формы, а его потребительная стоимость заключается в полез­ном эффекте самого труда. Труд здесь оказывает услуги не в ка­честве вещи, а в качестве деятельности. В отличие от производ­ства товаров объектом приложения этой деятельности является не вещь, а сам человек.

    3. Иногда услуги характеризуют как объекты продаж, пред­ставляемые в виде действий, выгод или удовлетворений. В от­личие от вещного продукта труда услуга не может быть накоп­лена, а процессы ее производства и потребления, как правило, совпадают во времени.

    4. В развитых странах доля сферы услуг весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Удельный вес продукта сферы ус­луг в этих странах в начале XXI в. достиг 60—75 % валового на­ционального продукта. Сфера услуг, таким образом, превраща­ется в главное подразделение современного общественного про­изводства, а ее доля является своего рода показателем уровня экономического развития страны. В 2004 г. в Беларуси услуги составили 43,8 % валового внутреннего продукта.

    5. Сфера услуг и сфера производства товаров тесно взаимосвя­заны и взаимодополняют друг друга. Финансовые и материаль­ные ресурсы, используемые для развития сферы услуг, форми­руются в материальном производстве, поэтому их уровень раз­вития в значительной степени обусловлен последним. В свою очередь, важнейшей экономической и социальной функцией сферы услуг является создание условий для воспроизводства материальных благ, сохранения и развития трудового и духов­ного потенциала общества.

    6. Сферу услуг можно рассматривать как сложную самостоя­тельную систему, звеньями которой являются социально-эко­номическая, материально-бытовая, социально-оздоровительная, научная, коммуникационная и образовательно-духовная под­системы.

    7. ' Социально-экономическая подсистема обеспечивает потреб­ности населения в различных услугах и финансово-кредитных операциях (банки, сберегательные кассы, юридические кон­сультации, нотариальные конторы и др.).

    8. К материально-бытовой подсистеме относятся жилищ­но-коммунальное хозяйство, общественное питание, бытовое обслуживание, торговля, таким образом, она в основном удов­летворяет материально-бытовые и естественные физиологичес­кие потребности населения.

    9. Социально-оздоровительная подсистема решает задачу ох­раны и укрепления здоровья людей, организации их отдыха'. Она включает учреждения здравоохранения, спортивные со­оружения, организационно-туристические предприятия и др.

    10. Все большую роль в сфере услуг играет наука, соответствен­но возрастает доля научных услуг в создании валового нацио­нального продукта в современной экономике.

    11. Коммуникационная подсистема включает весь пассажир­ский транспорт и связь, которые обслуживают население.

    12. Образовательно-духовная подсистема ориентирована на удовлетворение потребностей населения в образовании и полу­чении духовных ценностей (культура, искусство).

    13. Услуги также подразделяются на рыночные (цена услуги в этом случае совпадает с затратами на их производство или превышает их) и нерыночные (они осуществляются за счет средств государственного бюджета или благотворительных фон­дов), коллективные (предоставляются всему населению) и ин­дивидуальные (оказываются отдельным лицам).

    14. В зависимости от назначения и характера потребления мож­но выделить следующие услуги:

    15. производственного назначения (грузовой транспорт; связь, обслуживающая производство; материально-техническое снаб­жение; заготовки и др.);

    16. материально-бытового и нематериального характера;

    17. социального характера, оказываемые органами государ­ственного управления, обороны и охраны общественного поряд­ка, общественными организациями, а также некоторыми куль­турно-просветительскими учреждениями.

    18. Сфера услуг включает такие крупные отрасли, как наука и научное обслуживание, транспорт, связь, финансы, кредит, торговля и общественное питание, искусство, культура, образо­вание, здравоохранение, управление, жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда также входят оборона, судебные и юридичес­кие органы, религиозные учреждения, ряд общественных орга­низаций.

    19. Кроме того, в национальной экономике существует неле­гальная, или «теневая» экономика.

    20. «Теневая» экономика — та часть национальной экономи­ки, продукт которо^ создается в результате незаконной или не