logo search
1+2 Васильева Н

8.3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы и резервы

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функциони­рования и элементарное выживание в рыночной среде — фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыноч­ным условиям и последующий экономический рост.

Необходимо различать понятия 1)конкурентоспособность предприятия и 2)конкурентоспособность продукции.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность (производить продукцию, пользующуюся спросом на рынке) прибыльно производить и реализовывать про­дукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у лю­бых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под конкурентоспособностью товара подразумевается совокупность его качественных 1)(потребительских !!!) и 2)стоимостных характерис­тик, (обеспечивающих его предпочтение перед другими подобными товарами со стороны потребителей) которая обеспечивает удовлетворение конкретной по­требности покупателя и выгодно для покупателя отличает­ся от аналогичных товаров-конкурентов.

Основные отличия данных понятий заключаются в сле­дующем:

•конкурентоспособность предприятия применима к до­статочно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться (существует) в лю­бой малый с экономической точки зрения промежуток вре­мени (месяц, неделя, день);

•оценку деятельности предприятия дает не только по­требитель, но и сам предприниматель;

/ конкурентоспособность предприятия носит долговре­менный характер, конкурентоспособность продукции — краткосрочный.

Под факторами конкурентоспособности можно пони­мать те явления и процессы производственно-хозяйствен­ной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолют­ной и относительной величины затрат на производство, а в результате — изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы воздействуют как в сторону повы­шения конкурентоспособности предприятия, так и в сторо­ну ее уменьшения.

Поскольку классификация факторов конкурентоспособ­ности предприятия довольно обширна, мы рассмотрим наи­более важную их классификацию. Деятельность любого предприятия находится под воздействием как факторов, ко­торые возникают при замкнутом контакте субъекта эконо­мики и управленческой задачи, так и факторов, возникаю­щих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокуп­ность факторов конкурентоспособности предприятия воз­можно подразделить на:

Внутренние факторы — это объективные критерии (условия), ко­торые определяют возможности предприятия по обеспече­нию собственной конкурентоспособности.

К внутренним факторам можно отнести:

потенциал маркетинговых служб;

научно-технический потенциал;

производственно-технологический потенциал;

финансово-экономический потенциал;

кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);

эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;

уровень материально-технического обеспечения;

условия хранения, транспортировки, упаковки про­дукции;

уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных ра­бот и транспортных услуг в соответствии с требованиями;

подготовка и разработка производственных процес­сов, выбор оптимальной технологии производства;

эффективность производственного контроля, испыта­ний, обследований;

уровень технического обслуживания в постпроизвод­ственный период;

уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы — социально-экономические и орга­низационные отношения, позволяющие предприятию со­здать продукцию, которая по ценовым и неценовым харак­теристикам более привлекательна.

Под внешними факторами понимаются:

• меры государственного воздействия:

экономического характера (амортизационная, налого­вая, финансово-кредитная политика, инвестиционная поли­тика, участие в международном разделении труда);

административного характера (разработка, совершен­ствование и реализация законодательных актов, демонополи­зация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

Прежде чем приступить к рассмотрению резервов кон­курентоспособности предприятия, следует рассмотреть, что же подразумевается под понятием «резерв». Можно выделить два основных понятия резервов, выделяемых в эко­номической литературе:

Можно выделить пять укрупненных групп ре­зервов конкурентоспособности предприятия:

  1. резервы использования рыночной ситуации;

  1. резервы использования организационного потенциала предприятия;

  1. резервы использования производственно-технологи­ческого потенциала предприятия;

  2. резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

  3. резервы использования кадрового потенциала пред­приятия.

К группе резервов рыночной ситуации относятся резер­вы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует формальные правила (правила игры) деятельности, установленные государством. Для эффективной работы пред­приятия также важно определить целевой рынок своей дея­тельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где оно может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые оно будет ориентировать производственную программу.

В современных условиях, когда отраслевые рынки поде­лены между участниками, наибольший интерес представля­ет изучение отдельных сегментов и выявление резервов кон­курентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей.

На-ряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение, на наш взгляд, имеет оценка условий дея­тельности на данном рынке. Связанные с этим резервы кон­курентоспособности могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, тех­нико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рента­бельности.

В данную группу резервов использования рыночной си­туации также отнесены резервы, зависящие от того, на­сколько предприятие эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет макси­мального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством.

Это резервы:

■ связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

■ резервы использования системы государственных до­таций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования дея­тельности;

■ резервы, возникающие при реализации государствен­ных программ по повышению конкурентоспособности предприятий;

резервы грамотного учета и использования законода­тельной и нормативной базы хозяйствования.

В группу входят резервы конкурентоспособности, свя­занные с использованием возможностей организационного потенциала предприятия.

Резервы использования научно-технического потенциа­ла предприятия реализуются через:

S повышение уровня патентно-правовой работы;

S обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции предприятия на рынке;

S изменение качества изделия, его технико-экономиче­ских параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;

S повышение внимания к надежности продукции;

S выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

S выявление преимуществ и недостатков товаров-ана­логов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее ис­пользование этих результатов на своем предприятии;

S изучение мероприятий конкурентов по совершенство­ванию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравне­нию с конкурентами;

S определение возможных модификаций продукта пу­тем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизай­на);

S нахождение и использование возможных приоритет­ных сфер применения продукции, в особенности новой.

К этой группе резервов относятся и резервы повышения эффективности рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства об­щества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, осо­бенно если он выдан престижным, с мировым именем сер­тификационным центром.

Большое значение в последнее время приобретают резер­вы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуата­ции продукта, поскольку эти резервы связаны с расширени­ем сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производи-. телями; увеличением объема и сроков гарантийного и сер­висного обслуживания и т.д.

Для третьей группы резервов повышения конкуренто­способности предприятия характерно использование резер­вов производственно-технологического потенциала предпри­ятия. Если рассматривать данную группу резервов более детально, то можно выделить в ней следующие элементы:

^ резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда вре­мени работы оборудования, инструмента и приспособле­ний);

S резервы обновления структуры основных фондов;

^ резервы совершенствования технологии производ­ства (резервы улучшения технологической преемственно-ста, интенсификация технологических процессов, сокра­щения технологической подготовки производства);

■/ резервы улучшения материально-технического обес­печения производства;

S резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспо­собности предприятия — резервы его финансово-экономи­ческого потенциала. Выделяются следующие группы ре­зервов, входящих в данную группу:

S резервы финансовой устойчивости предприятия (ре­зервы использования собственного капитала, резервы при­влечения заемного капитала);

S резервы инвестиционной привлекательности пред­приятия;

S резервы использования ценовых факторов повыше­ния конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).

Пятая группа резервов повышения конкурентоспособ­ности предприятия — резервы его кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое разви­тие предприятия в современном быстро меняющемся тех­нологическом мире во многом зависит от качества его трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

S резервы уменьшения потерь рабочего времени (сни­жение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);

S резервы повышения квалификации кадров;

S резервы повышения творческой активности кадров.

Рассмотренная классификация резервов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия яв­ляется укрупненной. Она может быть детализирована в за­висимости от конкретных условий рынка и особенностей деятельности субъекта экономики.

Выводы

  1. Качество — это совокупность характеристик объек­та, относящихся к его способности удовлетворять уста­новленным и предполагаемым потребностям. Основными показателями качества являются: функциональная пригод­ность, надежность, эргономичность, эстетичность, техно­логичность, ресурсопотребление, безопасность, экологич-ность.

  2. Система качества — совокупность организацион­ной структуры, методик, процессов и ресурсов, необхо­димых для осуществления общего руководства каче­ством.

Стандарт — нормативный документ по стандартиза­ции, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересован­ных сторон и утвержденный признанным органом, в ко­тором могут устанавливаться для всеобщего и много­кратного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся оп­ределенных объектов стандартизации.

3. Конкурентоспособность предприятия — это спо­собность прибыльно производить и реализовывать про­дукцию по цене не выше и по качеству не ниже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под факторами конкурентоспособности можно пони­мать те явления и процессы производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия и социально-эконо­мической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате — изменение уровня конкурен­тоспособности предприятия.

Резервы повышения конкурентоспособности пред­приятия — это неиспользованные возможности- разви­тия субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами.