logo
История и теория кооперативного движения Абилов

3.1 Истоки кооперативной идеологии.

Народный фольклор и литературные памятники прошлого свидетельствуют о том, что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь. Утопический образ будущего, созданный крестьянскими массами, оказал воздействие на мировоззрение гуманистов и просветителей XVI-XVIII вв., которые отталкиваясь от знаний, накопленных человечеством, представлений и чаяний народных масс сформулировали и стали пропагандировать идеи социального, имущественного равенства людей, отказ от частной собственности, совместный труд, равноправное участие всех членов общества в производстве и потреблении материальных благ и духовных ценностей.

Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI-XVIII вв. называют в истории ранним утопическим социализмом.

Слово «утопия» в переводе с греческого означает – место, которого нигде нет. Основоположником раннего утопического социализма считается английский писатель – гуманист Томас Мор (1478-1535 гг.). В 1516 г. вышла его «Утопия», положившая начало литературе утопического социализма.

Другие ранние социалисты – утописты Джерард Уинстенли (1609-1652 гг.) в книге «Закон свободы» и Томаззо Кампанелла (1568-1639 гг.) в произведении «Город Солнца » также описывают «общество равных», республику без частной собственности, в которой люди коллективно трудятся, не зная нужды. Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла нашли общие контуры будущего справедливого общества. Они считали семью главной хозяйственной ячейкой будущего идеального общества.

Однако, утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактурный период развития капитализма (середина XVI- последняя треть XVIII в.в.) основной ячейкой будущего общества считали уже товарищества ремесленников и сельские или городские коммунистические общины.

Голландский ученый Петер Корнелиус Плокбой во второй половине XVII в. предложил создать хозяйственное товарищество «маленькую республику» с ограниченной частной собственностью.

Совместная жизнь в товариществах, по мысли Плокбоя, должна была привести к экономии труда, удешевлению закупок, к созданию крупного ремесленного производства, а следовательно, выпуску более дешевых товаров и получению высоких прибылей. “Маленькая республика” Плокбоя уже имела общие черты с производственным кооперативом.

Английский экономист Джон Беллерс (1654-1725 г.г.) предложил еще более совершенную форму организации товарищества ремесленников с распределением доходов не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добровольным, предполагалось планомерное обучение, т.е. подготовка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предложившие организовать товарищество ремесленников на базе членских взносов, явились по существу первыми теоретиками производственных кооперативов.

Французские социалисты-утописты XVII-XVIII в.в. считали основной ячейкой будущего справедливого общества коммунистические общины. Умеренный социалист-утопист XVIII в. Морелли и революционер-демократ Жан Мелье призывали крестьян к вооруженной борьбе против тиранов и построению нового общества без частной собственности в форме производственно-потребительских сельских и городских общин.

В эпоху Французской буржуазной революции XVIII в. с требованием отмены частной собственности и организации производства на коллективных началах выступали сторонники коммуниста – утописта Гракха Бабефа - бабувисты. Они выступали за уравнительный коммунизм, т.е. полное равенство в распределении материальных благ.

В Англии во второй половине XVIII в. ломка общественных отношений и бедствия трудящихся создали питательную среду для распространения радикально- демократической идеологии, сторонники которой представляли себе будущий строй как совокупность небольших общин, образованный путем добровольных объединений производителей.

Так, постепенно под влиянием условий жизни и идей передовых мыслителей формировалось классовое сознание рабочих и ремесленников, шел поиск путей и средств борьбы с эксплуатацией, безработицей и нищетой.

Большое влияние на этот процесс оказала пропагандистская и организаторская деятельность великих социалистов- утопистов Р.Оуэна (1771‑1858 гг.), Анри де Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Шарля Фурье (1772‑1837 гг.). Они - выдающиеся представители критического утопического социализма как и их предшественники мыслили переустройство через общины. У Р.Оуэна это «поселки единения и кооперации», у Фурье Ш. - «фаланги». Однако принципы построения общин виделись им по –разному. У Р.Оуэна общины – кооперативные коммуны, основанные на последовательно коммунистических началах. В общинах отсутствовали частная собственность и классы. Р.Оуэн предлагал распределение доходов сначала по труду, а затем по потребностям. Он наивно полагал, что земля и средства производства будут безвозмездно выделены капиталистами и государством. Община мыслилась Р.Оуэном как замкнутая хозяйственная единица. Однако это было невозможно, так как общины вступали в рыночные отношения с внешним миром, приспосабливались к капиталистическим методам хозяйствования. «Новая гармония» и 18 других оуэнистских общин, созданных в 1824-1827 гг. в различных штатах США на средства Р.Оуэна потерпели неудачу.

«Фаланги» Ш.Фурье сочетали в себе черты коммуны и акционерного общества. Члены «Фаланги» занимались сельскохозяйственным и промышленным производством. В «Фаланге» сохранялась частная собственность и имущественное неравенство. Обязательным было участие капиталистов – акционеров в качестве спонсоров. Доход в фаланге должен был распределяться по труду, капиталу и таланту. Таким путем Ш.Фурье рассчитывал превратить всех членов фаланги в собственников и тем самым лишить частную собственность эксплуататорского характера и гибельных социальных последствий. Несколько десятков фурьеристских фаланг в штатах Массачусетс, Иллинойс, Пенсильвания в 1848 –1861 гг. также не увенчались успехом.

Причины развала первых общин: уравнительное распределение продуктов труда, денежные затруднения, разногласия по вопросам управления, воспитания, режима труда, противодействие капиталистов и крупных земельных собственников. Общины не обеспечивали необходимого сочетания общественных и личных интересов, не соблюдали принципа материальной заинтересованности и поэтому не стимулировали активное участие своих членов в хозяйственной деятельности. Общины были не в состоянии конкурировать с торговым и промышленным капиталом и быстро распадались.

Однако Р.Оуэн и его сторонники считали, что главная причина развала общин – недостаток средств и продолжали борьбу за пропаганду своих идей. 1826 г. стал издаваться «Кооперативный журнал», который популяризировал взгляды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов.

В 1828 г. один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Вильям Кинг (1786-1865 гг.) начал издавать ежемесячный журнал «Кооператор». В отличие от Р.Оуэн, возлагавшего надежды на помощь богатых филантропов в устройстве общин У.Кинг провозгласил и обосновал необходимость самодеятельности широких народных масс. Он считал, что только организации самих трудящихся могут привести к новому социальному строю.

Так в 20-30 –е годы XIX века благодаря деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятие кооперация вошло в сознание трудящихся Англии как символ взаимопомощи, сотрудничества.

Зарождение кооперативного движения трудящихся в Англии неотделимо также от имени чартиста Чарльза Говардса, во Франции – Филиппа Бюше, В Германии – Шульце –Деличе и Райффайзена.

Таким образом, идеология утопического социализма и коммунизма сыграла важную роль в становлении кооперативного движения в Англии, Франции, Германии и других странах, но саморазвитие этого движения было обусловлено объективной необходимостью защиты интересов рабочего класса и других слоев трудящихся от жестокой эксплуатации со стороны промышленного и торгового капитала.