logo
История и теория кооперативного движения Абилов

5.9 Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.

Потребительская кооперация исторически сложилась как организация осуществляющая товарообмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Несмотря на проводившуюся политику тотального огосударствления, потребительской кооперации удалось сохранить свою целостность как единой общественно-хозяйственной системы и такие принципы взаимоотношения с государством, которые предоставляют ей возможность проявлять определенную гибкость, предприимчивость, использовать элементы рынка. Сюда можно отнести стабильную систему налогообложения, право самостоятельного использования остающейся после уплаты налогов прибыли, закупок и реализации сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности, самостоятельно устанавливать цены на товары, выработанные из такой продукции, а также из вторичного сырья и др.

Благодаря этому, потребительская кооперация оставалась беспрецедентным явлением, несущим в себе реальные потенциальные возможности нормальной рыночной конкурентоспособности. Будучи небольшим рыночным островком в огромном океане директивно управляемой экономики, она продемонстрировала высокую жизнеспособность пережив за многие десятилетия господства административно-командных методов управления более 20 реорганизаций на селе.

К началу 90 –х годов потребительская кооперация СССР подошла со следующими основными параметрами:

Число членов – пайщиков - 60 млн. чел.

Число работников- -3,5 млн. чел.

Обслуживаемое население -114 млн. чел.

Число потребительских обществ - 7,6 тыс.

Число райпотребсоюзов – 1,4 тыс.

Число районных потребительских обществ – 1,7 тыс.

Розничный товорооборот - 122 млрд. руб .

( 27% от общего товарооборота страны)

Заготовительный оборот - 15 млрд. руб.

Собственные средства - 36 млрд. руб.

На начало 1990 года в ведении потребительской кооперации имелось 400 тыс. магазинов и палаток, 115 тыс. предприятий общественного питания, 22,5 тыс. промышленных предприятий.

Таким образом, к началу перехода экономики на рельсы рыночных отношений потребительская кооперация имела достаточный экономический потенциал, большой опыт коммерческой работы, что позволяло ей сравнительно безболезненно адаптироваться к условиям рыночной экономики и развить деловую активность и предприимчивость.

На шестом собрании Совета Центросоюза состоявшемся 22 октября 1990 года были приняты Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям. По существу это была развернутая концепция деятельности системы на этапе перехода от административно- командной к рыночной экономике. При разработке этой концепции учитывались принципиально иные положения Основных направлений стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, одобренной Верховным Советом СССР 19 октября 1990 года.

Потребительская кооперация в условиях многообразия форм собственности и разгосударствлении экономики.

Необходимым условием создания рынка является наличие независимых субъектов рыночных отношений, обладающих свободой хозяйственной инициативы и предпринимательства. Это предполагает развитие многообразных форм собственности. Возникла необходимость проведения в широких масштабах политики разгосударствления экономики, поддержки предпринимательства и преодоления монополизма.

Разгосударствление понимается как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности хозяйствующим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в своей деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.

Для потребительской кооперации разгосударствление означает выведение ее из под прямого управления и контроля органов государственного управления, предоставление реальной самостоятельности в рамках прав, определяемых Законами и уставами кооперативных организаций.

Что касается приватизации, то смена собственника в потребительской кооперации означала бы по существу ликвидацию ее кооперативной формы собственности как таковой. Поэтому нельзя, чтобы принципы приватизации государственной собственности механически распространялась бы и на потребительскую кооперацию. Наоборот, приватизация государственных предприятий предполагает возможность приобретения их в собственность потребительской кооперации.

Вместе с тем, в рамках потребительской кооперации целесообразно осуществить меры по приближению ее собственности к членам – пайщикам и трудовым коллективам, что будет адекватно общей направленности и конечным целям приватизации государственного сектора экономики. Не исключается возможность и продажи отдельных предприятий в индивидуальную и семейную собственность, трудовым коллективам, когда это экономически целесообразно и не приведет к ухудшению обслуживания населения.

Новые формы хозяйствования и их развитие в системе

потребительской кооперации.

Переход к рыночным отношениям требует изменения сложившихся форм и методов хозяйственной деятельности. Успех дела во многом будет определяться уровнем взаимодействия с другими формами собственности, развитием различных видов вертикальной и горизонтальной интеграции.

Именно в содружестве и взаимодействии с другими формами собственности можно добиться укрепления позиций потребительской кооперации в рыночной экономике, обеспечить необходимую эффективность хозяйственной деятельности и улучшения обслуживания пайщиков и всего населения.

В числе новых форм хозяйствования, которые целесообразно развивать «Основные направления…» выделяют следующее:

Хозяйственная ассоциация – договорное объединение, создаваемая в целях координации конкретных направлений производственно-хозяйственной деятельности учредителей и участников.

Концерн – объединение предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций производственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности.

Консорциум – временное добровольное объединение организаций и предприятий для решения конкретных задач, например, создание торгово-бытовых центров общими усилиями колхозов, совхозов, потребительской кооперации и т.д.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью – это организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Организации потребительской кооперации, а также их предприятия с правами юридического лица могут выступать в качестве участников акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в целях осуществления определенных видов хозяйственной деятельности. Участие в подобных обществах создает дополнительные возможности по объединению усилий и средств для решения конкретных хозяйственных задач, а также для пополнения финансовых ресурсов.

Кроме того предусматривается расширение деятельности потребительской кооперации в городах, оказание ею кредитных, сберегательных и страховых услуг, поддержка производственных кооперативов.

«Основными направлениями» предполагалась, что организации потребительской кооперации получат всю полноту самостоятельности, свободу хозяйствования и предпринимательства.

С органами государственного управления должны согласовываться вопросы рационального размещения предприятий потребительской кооперации, выбора конкретных мест для строительства объектов с учетом перспектив развития коммуникаций, обеспечения трудовыми ресурсами, энергией, водой и т.п.