5.9 Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.
Потребительская кооперация исторически сложилась как организация осуществляющая товарообмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Несмотря на проводившуюся политику тотального огосударствления, потребительской кооперации удалось сохранить свою целостность как единой общественно-хозяйственной системы и такие принципы взаимоотношения с государством, которые предоставляют ей возможность проявлять определенную гибкость, предприимчивость, использовать элементы рынка. Сюда можно отнести стабильную систему налогообложения, право самостоятельного использования остающейся после уплаты налогов прибыли, закупок и реализации сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности, самостоятельно устанавливать цены на товары, выработанные из такой продукции, а также из вторичного сырья и др.
Благодаря этому, потребительская кооперация оставалась беспрецедентным явлением, несущим в себе реальные потенциальные возможности нормальной рыночной конкурентоспособности. Будучи небольшим рыночным островком в огромном океане директивно управляемой экономики, она продемонстрировала высокую жизнеспособность пережив за многие десятилетия господства административно-командных методов управления более 20 реорганизаций на селе.
К началу 90 –х годов потребительская кооперация СССР подошла со следующими основными параметрами:
Число членов – пайщиков - 60 млн. чел.
Число работников- -3,5 млн. чел.
Обслуживаемое население -114 млн. чел.
Число потребительских обществ - 7,6 тыс.
Число райпотребсоюзов – 1,4 тыс.
Число районных потребительских обществ – 1,7 тыс.
Розничный товорооборот - 122 млрд. руб .
( 27% от общего товарооборота страны)
Заготовительный оборот - 15 млрд. руб.
Собственные средства - 36 млрд. руб.
На начало 1990 года в ведении потребительской кооперации имелось 400 тыс. магазинов и палаток, 115 тыс. предприятий общественного питания, 22,5 тыс. промышленных предприятий.
Таким образом, к началу перехода экономики на рельсы рыночных отношений потребительская кооперация имела достаточный экономический потенциал, большой опыт коммерческой работы, что позволяло ей сравнительно безболезненно адаптироваться к условиям рыночной экономики и развить деловую активность и предприимчивость.
На шестом собрании Совета Центросоюза состоявшемся 22 октября 1990 года были приняты Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям. По существу это была развернутая концепция деятельности системы на этапе перехода от административно- командной к рыночной экономике. При разработке этой концепции учитывались принципиально иные положения Основных направлений стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике, одобренной Верховным Советом СССР 19 октября 1990 года.
Потребительская кооперация в условиях многообразия форм собственности и разгосударствлении экономики.
Необходимым условием создания рынка является наличие независимых субъектов рыночных отношений, обладающих свободой хозяйственной инициативы и предпринимательства. Это предполагает развитие многообразных форм собственности. Возникла необходимость проведения в широких масштабах политики разгосударствления экономики, поддержки предпринимательства и преодоления монополизма.
Разгосударствление понимается как снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника.
Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности хозяйствующим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в своей деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты.
Для потребительской кооперации разгосударствление означает выведение ее из под прямого управления и контроля органов государственного управления, предоставление реальной самостоятельности в рамках прав, определяемых Законами и уставами кооперативных организаций.
Что касается приватизации, то смена собственника в потребительской кооперации означала бы по существу ликвидацию ее кооперативной формы собственности как таковой. Поэтому нельзя, чтобы принципы приватизации государственной собственности механически распространялась бы и на потребительскую кооперацию. Наоборот, приватизация государственных предприятий предполагает возможность приобретения их в собственность потребительской кооперации.
Вместе с тем, в рамках потребительской кооперации целесообразно осуществить меры по приближению ее собственности к членам – пайщикам и трудовым коллективам, что будет адекватно общей направленности и конечным целям приватизации государственного сектора экономики. Не исключается возможность и продажи отдельных предприятий в индивидуальную и семейную собственность, трудовым коллективам, когда это экономически целесообразно и не приведет к ухудшению обслуживания населения.
Новые формы хозяйствования и их развитие в системе
потребительской кооперации.
Переход к рыночным отношениям требует изменения сложившихся форм и методов хозяйственной деятельности. Успех дела во многом будет определяться уровнем взаимодействия с другими формами собственности, развитием различных видов вертикальной и горизонтальной интеграции.
Именно в содружестве и взаимодействии с другими формами собственности можно добиться укрепления позиций потребительской кооперации в рыночной экономике, обеспечить необходимую эффективность хозяйственной деятельности и улучшения обслуживания пайщиков и всего населения.
В числе новых форм хозяйствования, которые целесообразно развивать «Основные направления…» выделяют следующее:
Хозяйственная ассоциация – договорное объединение, создаваемая в целях координации конкретных направлений производственно-хозяйственной деятельности учредителей и участников.
Концерн – объединение предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций производственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности.
Консорциум – временное добровольное объединение организаций и предприятий для решения конкретных задач, например, создание торгово-бытовых центров общими усилиями колхозов, совхозов, потребительской кооперации и т.д.
Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью – это организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Организации потребительской кооперации, а также их предприятия с правами юридического лица могут выступать в качестве участников акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в целях осуществления определенных видов хозяйственной деятельности. Участие в подобных обществах создает дополнительные возможности по объединению усилий и средств для решения конкретных хозяйственных задач, а также для пополнения финансовых ресурсов.
Кроме того предусматривается расширение деятельности потребительской кооперации в городах, оказание ею кредитных, сберегательных и страховых услуг, поддержка производственных кооперативов.
«Основными направлениями» предполагалась, что организации потребительской кооперации получат всю полноту самостоятельности, свободу хозяйствования и предпринимательства.
С органами государственного управления должны согласовываться вопросы рационального размещения предприятий потребительской кооперации, выбора конкретных мест для строительства объектов с учетом перспектив развития коммуникаций, обеспечения трудовыми ресурсами, энергией, водой и т.п.
- Кафедра социально-политических дисциплин
- Караганда – 2001
- Раздел 6. Кооперативное движение Республики Казахстан. 155
- Раздел 7. Современное международное кооперативное движение. 179
- Введение
- Раздел 1. Происхождение кооперативного движения.
- 1.1 Предпосылки и причины возникновения кооперативного движения.
- 1.2 Особенности возникновения кооперативов в странах Европы, Америки, Азии и Африки
- 1.1 Предпосылки и причины возникновения кооперативного движения.
- 1.2 Особенности возникновения кооперативов в странах Европы, Америки, Азии и Африки.
- 1.3 Основные направления в политической ориентации кооперативного движения.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 2. Социально-экономическая сущность и природа кооперации.
- 2.1 Сущность кооперативов, кооперации и кооперативного движения.
- 2.2 Общие признаки кооперативов.
- 2.3 Кооперативные ценности и принципы.
- 2.4 Организационно-правовые основы кооперативов и их союзов.
- 2.5 Экономическая основа деятельности кооперативов.
- 2.5.1. Социально-экономическая природа кооперативной собственности и прибыли в условиях рыночной экономической системы.
- 2.6 Классификация кооперативов.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 3. Кооперативная идеология.
- 3.1 Истоки кооперативной идеологии.
- 3.2 Марксистско-ленинское учение о кооперативном движении.
- 3.3 Теории кооперативного социализма.
- 3.4 Теория кооперативизма.
- 3.5 Теория кооперативного капитализма.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 4. Кооперативное движение в условиях рыночной экономической системы.
- 4.3. Из опыта развития кооперации в странах Запада на современном этапе (на примере Швеции).
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 5. Кооперативное движение в условиях административно-командной экономической системы и перехода к рыночным отношениям.
- 5.1 Октябрьский переворот и судьбы кооперативного движения.
- 5.2 Кооперация в условиях «военного коммунизма»
- 5.3 Кооперация в условиях новой экономической политики.
- 5.4 Идейная борьба в обществе о путях использования кооперации в социалистическом строительстве.
- 5.5 Нарушение принципов кооперативного строительства в отношении сельскохозяйственной кооперации. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.
- 5.6 Огосударствление потребительской кооперации.
- 5.7 Опыт развития и ликвидация промысловой кооперации.
- 5.8 Опыт развития новых кооперативов в сфере производства и услуг.
- 5.9 Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.
- 5.10 Кооперативы в странах снг в новых условиях.
- 5.11 Приоритетные задачи кооперативов в странах снг на современном этапе.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 6. Кооперативное движение Республики Казахстан.
- 6.1 Идейные истоки кооперации Казахстана.
- 6.2 Особенности возникновения и развития кооперации в Казахстане.
- 6.3 Особенности коллективизации в Казахстане и ее последствия.
- 6.1 Идейные истоки кооперации Казахстана.
- 6.2 Особенности возникновения и развития кооперации в Казахстане.
- 6.3 Особенности коллективизации в Казахстане и ее последствия.
- 6.4 Состояние и задачи потребительской кооперации на этапе перехода к рыночном отношениям.
- 6.5 Проблемы колхозного движения Казахстана.
- 6.6 Новая кооперация Казахстана: опыт развития.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 7. Современное международное кооперативное движение.
- 7.1 Международный кооперативный Альянс (мка). История создания, цели и организационная структура.
- 7.2 Основные направления деятельности мка и его роль на международной арене.
- 7.3 Структура, состояние и проблемы современного международного кооперативного движения.
- 7.1 Международный кооперативный Альянс (мка). История создания, цели и организационная структура.
- 7.2 Основные направления деятельности мка и его роль на международной арене.
- 7.3 Структура, состояние и проблемы современного международного кооперативного движения.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Терминологический словарь
- Перечень рекомендуемой литературы: