logo
История и теория кооперативного движения Абилов

5.11 Приоритетные задачи кооперативов в странах снг на современном этапе.

В программах экономического и социального развития стран СНГ вопросы развития коо­перативного сектора пока не нашли должного отражения. Сказывается изначальная недо­оценка роли кооперативов в условиях перехода к рыночной экономике.

Концептуальные предложения по данному вопросу высказываются специалистами и учеными, представителями кооперативных организаций. Основные из этих предложе­ний следующие.

Первое. Для того, чтобы экономика стран СНГ стала действительно многоукладной, необходимо создать условия для значительного повышения в ней доли кооперативов. Под защитой единого гражданского права должна сочетаться деятельность частных, го­сударственных, муниципальных предприятий и кооперативов, действующих в общей конкурентной среде.

Необходимо законодательное признание того, что кооперативы относятся к предприя­тиям малого предпринимательства наряду с аналогичными по объему деятельности пред­приятиями других форм собственности и на них распространяются все действующие наци­ональные правовые нормы о государственной поддержке малого предпринимательства.

Второе. Кооперативам следует активно продвигаться в производство. Именно в этой сфере они смогут создать стимулы для повышения производительности труда, структур­ной перестройки и модернизации. Важно также определить механизмы участия коопера­тивов в приватизации государственной собственности, в проводимых аукционах и кон­курсах по реализации государственного имущества. Некоторые его виды следует пред­ставлять кооперативам на льготных условиях в целях гибкого и эффективного использо­вания для развития производства и экономического роста.

Третье. Естественной нишей кооперативов на постсоветском пространстве являются различные формы деятельности в сельском хозяйстве. В силу специфики аграрного про­изводства значительное место в нем принадлежит индивидуальным сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям: крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, веду­щим личное подсобное хозяйство, садоводам. Задача кооперативов – создание наиболее благоприятных условий для сельских товаропроизводителей в деле снабжения их необ­ходимыми материально-техническими ресурсами и организации гарантированного сбы­та продукции по справедливым ценам; предоставление кредитов на условиях, учитываю­щих особенности сельскохозяйственного производства. Переход на кооперативные формы хозяйствования может стать приоритетным при реорганизации действующих колхо­зов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.

Четвертое. Потребительские кооперативы на первом этапе реформ не сумели проти­востоять разъединительным и обособленческим тенденциям, укоренившимся на потре­бительском рынке. Решения о свободе торговли, ее коммерциализации сыграли опреде­ленную роль в создании конкурентной среды, но обнаружились и негативные стороны этого процесса. Торговля в значительной мере переместилась из стационарных предпри­ятий в палатки, павильоны, ларьки, на продовольственные и вещевые рынки. Подобная система продажи товаров часто служит прибежищем криминальных элементов, недобро­совестной конкуренции. В крупных городах появились новые магазины, организованные по западной технологии, но их пока мало. В этих условиях потребительские кооперати­вы могут и должны восстановить свое влияние на рынке не путем механического возвра­та к старому, а на основе предложения новых видов услуг, модернизации имеющейся тор­говой сети, выработки новых концепций ее развития.

Пятое. Важная задача кооперативов и их союзов – разработка в ближайшие сроки долгосрочных стратегий развития кооперативного сектора, в которых необходимо четко отразить цели и приоритеты кооперативов, обозначить этапы, ведущие к достижению по­ставленных целей, определить механизмы включения основных положений кооператив­ной стратегии в национальные программы экономического и социального развития соот­ветствующих стран.

При разработке стратегий следует исходить из целесообразности развития всех видов кооперативов, способных удовлетворять различные потребности своих членов, а также многоцелевых кооперативов в сельских и городских муниципальных образованиях (об­щинах).

Роль кооперативного сектора следует определять не идеологизированными установ­ками, а исходя из понимания объективных закономерностей социально- ориентирован­ной рыночной экономики.

Шестое. Необходимо внести в уставы кооперативов изменения и дополнения, обеспе­чивающие реальное участие их членов в управлении делами кооперативов на демократи­ческих основах. При этом следует руководствоваться принципиальным положением о том, что высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов, а в кооперативе с большим количеством членов – собрание уполномоченных. Должны активно развиваться местные органы кооперативного самоуправления (например, коо­перативные комитеты при магазинах, предприятиях питания и др.).

Предстоит осуществить в кооперативах, где это не сделано до сих пор, структурные преобразования, создающие условия для повышения эффективности их деятельности в условиях рыночных отношений: разграничить функции выборных органов и профессио­нального менеджмента, сократить излишний управленческий персонал, укрепить систе­му контроля.

Должен быть упорядочен организационно-правовой статус предприятий, созданных кооперативами и использующих принадлежащее им имущество, в том числе магазинов, оптовых баз, заготовительно-перерабатывающих комплексов и др. В соответствии с гражданским законодательством на базе подобных предприятий могут создаваться хо­зяйственные общества со 100-процентным участием кооперативного капитала или час­тичным привлечением других инвесторов.

Необходимо предусмотреть меры по повышению роли союзов кооперативов. В уста­вах союзов следует отразить полномочия, делегируемые им кооперативами, особенно в сфере участия в разработке долгосрочных стратегий и программ, защиты интересов коо­перативов в государственных органах, создания общей инфраструктуры и др.

Седьмое. Для реального повышения роли кооперативного сектора в странах СНГ не­обходимо добиться коренного изменения сложившейся ситуации по формированию адекватного общественного мнения о кооперативах.

Нередко в печати появляются публикации, в которых кооперативы идентифицируют­ся с коммунистической идеологией. Другая крайность – отождествление кооператоров с новыми богатеями, нажившими большие состояния на сомнительных спекуляциях, кри­минальном бизнесе.

В электронных средствах массовой информации почти нет передач о позитивном опы­те отдельных кооперативов, возможностях их более активного участия в решении эконо­мических и социальных задач, затрагивающих интересы широких масс населения.

Кооперативы и их союзы могли бы инициировать проведение мероприятий по формиро­ванию благоприятного общественного мнения о кооперации, более активного привлечения к этому делу периодической печати, радио, телевидения.