Раздел 4. Кооперативное движение в условиях рыночной экономической системы.
Вопросы:
4.1 Кооперация в условиях индустриальной эры.
4.2 Кооперативное движение стран Запада в постиндустриальную эру.
4.3 Кооперативное движение развитых стран на современном этапе.
Литература: 4, 5, 15, 3
4.1. Кооперация в условиях индустриальной эры.
Кооперативное движение зародилось в Европе и вплоть до конца ХХ столетия центр мирового кооперативного движения находился здесь. Историю развития кооперативного движения европейских стран можно условно разделить на этапы, в основном, совпадающими в эрами индустриального и постиндустриального развития. В свою очередь эра индустриального развития может быть условно разделена на два самостоятельных периода: с середины ХIX в. до начала первой Мировой войны и с 1914 года до середины 60-х годов.
Историю развития кооперативного движения Европы можно разделить на два крупных периода – с середины XIX века до начала I Мировой войны и с 1914 года до настоящего времени, в основном совпадающими с эрой индустриального развития и постиндустриальным обществом.
Первый период начался со стихийной организации малочисленных потребительских кооперативов (20-30 членов), наряду с производственными, сбыто-снабженческими, а завершился созданием организационных структур (кооперативных союзов, федераций, центральных оптовых обществ, кооперативных банков и страховых союзов) на национальном и международном уровне.
В экономическом плане коммерческая инициатива различных групп трудящихся воплотилась за 40-50 лет в создание многоотраслевого кооперативного сектора в сфере торговых и других услуг, мелком кустарном производстве и сельском хозяйстве во всех европейских странах, США, Канаде, Японии и ряде других стран.
К началу XX века самую мощную материальную техническую базу построили европейские потребительские кооперативы. Она включала предприятия розничной и оптовой торговли, по производству продовольственных и промышленных товаров, крупные владения земли и недвижимости, предприятия общепита, строительные и транспортные организации, банковские и страховые учреждения, бытовые услуги, спортивно-оздоровительные сооружения, учебные заведения.
Английские и шотландские кооператоры, например, владели в 1913 г. 107 крупными промышленными предприятиями, в том числе крупнейшей в мире чаеразвесочной фабрикой в Лондоне и крупнейшей в Европе обувной фабрикой в Лейстере.
К концу первого периода потребительская кооперация превратилась в массовую организацию в крупнейших странах Европы.
Таблица 4.1
Рост членской базы потребительской кооперации 1890-1913 (тыс. чел.)
Годы | Страны | ||||
Англия | Германия | Россия | Франция | Италия | |
1890 | 962 | 215 | 60 | 50 | - |
1902 | 1.893 | 630 | 160 | 455 | 282 |
1913 | 2.878 | 1.483 | 1.300 | 876 | 500 |
В 1913 г. услугами кооперативных магазинов, предприятиями общепита, строительных, ремонтных, ателье мод и других пользовались в Англии 29% населения, в Швейцарии – около 30%, в Дании – 25% городского и около 50% сельского населения.
Однако, доля товарооборота потребительской кооперации в общем товарообороте ведущих европейских стран не превышала 1-7 %; объем кооперативного производства был и того меньше, а число рабочих и служащих, занятых на предприятиях потребительской кооперации было в сотни раз меньше, чем на частных.
В 1913 г. в Англии из 9 млн. лиц, работавших по найму, в потребительской кооперации трудились 62 тыс. человек. Но темпы роста кооперативного сектора в сфере торговли и услуг и особенно в сельском хозяйстве были высокими.
В начале ХХ века в экономике Дании, Швеции, Германии, России, Швейцарии и других стран Европы стремительно «раздвигали границы » кооперативного сектора сельскохозяйственные, кредитные и сбытоснабженческие кооперативы. Значительная часть из них уже занималась переработкой сельскохозяйственной продукции, сыроварением, маслоделием, производством крахмала, спирта, вина и т.д.
В 1907 г. датские кооперативы по сбыту молочных продуктов объединили 93% хозяйств, имевших молочный скот и производили 90% всего сливочного масла в стране. Развитие сельскохозяйственной кооперации встречало положительное отношение со стороны промышленного и банковского капитала, т.к. кооперативы, становясь крупными контрагентами последних, позволяли расширить за счет сельского хозяйства рынок промышленных товаров и кредитов.
В социальном плане кооператоры уже на рубеже ХХ столетия сформировали в общих чертах прообраз отношений между трудом и капиталом будущей социально-ориентированной экономики.
Это: установление 8-часового рабочего дня для рабочих и служащих кооперативных предприятий, отмена ночной смены для женщин – работниц этих предприятий, пенсионное обеспечение, бесплатное образование в кооперативных учебных заведениях для кооператоров и их детей, льготное медицинское обслуживание, материальная помощь членам кооператива, которые оказывались временно без работы и жилья, инвалидам, строительство клубов, домов отдыха, санаториев, спортивных сооружений и т.д.
В более широком социальном плане кооператоры доказали способность трудящихся и представителей средних слоев создавать путем коллективного предпринимательства крупные конкурентоспособные предприятия и успешно управлять ими. Они открыли новую социальную перспективу обездоленным классам населения в странах Европы.
В политическом плане миллионы кооператоров в Англии, Бельгии, Франции, Германии, Италии, России стали важным резервом социалистического движения (особенно его умеренного крыла), массовым электоратом социал-демократических, рабочих (лейбористской в Англии) партий.
К концу ХIХ века социалистические потребительские кооперативы создали общенациональное объединение, например, национальную биржу социалистов потребительского общества Франции (1895 г. – 300 тыс. членов) и федерацию бельгийских социалистических кооперативов (1899 г. – 86 тыс. членов). Другие национальные, региональные союзы и крупные потребительские общества в Австрии, Германии, Голландии, Италии, России не называя себя открыто социалистами, придерживались социалистической идеологии, возглавлялись социалистами, оказывали им материальную помощь и нередко, наряду с профсоюзами, состояли коллективными членами социалистических партий.
Такая позиция определялась прежде всего двумя факторами: социальным составом потребительской кооперации и членством многих кооперативных руководителей в социалистических партиях.
В 1914 г. в Англии, например, фабрично-заводские рабочие составляли 95 % членства потребительской кооперации, в Германии- 82 %, во Франции – 70 %. Исключение составляли такие страны, как Дания, где потребительская кооперация объединяла в основном крестьян, и Россия, где большинство членов потребительской кооперации принадлежало к средним городским слоям.
Известные лидеры потребительской кооперации в Европе – Карпелес в Австрии, Ансель и Серви в Бельгии, Хинчук, Зельгейм, Прокопович в России и др. были одновременно и видными деятелями социалистического движения своих стран.
Другая часть кооперативного движения включающая кредитные, сбытоснабженческие, общегражданские и институциональные потребительские кооперативы и частично производственные, в социальном составе которых преобладали мелкие сельские товаропроизводители и средние городские слои, стала опорой и постоянным электоратом буржуазно-демократических партий. К концу XIX века заметное участие в образовании кредитных и других видов кооперации приняла католическая церковь.
Католические кооперативы поддерживали клерикалов и дохристианские партии в Бельгии, Италии, Испании, Франции и др. странах.
Основные факторы, которые способствовали успешному развитию кооперативного движения и становлению нового кооперативного сектора в мировой экономике к концу первого периода были следующие:
концентрация капитала, рост рабочего класса и среди городских слоев – основной социальной базы потребительской кооперации;
конкуренция кооперативных предприятий с частными и акционерными компаниями, а также между кооперативами одного и разных видов;
в целом, позитивное отношение государства в кооперативной хозяйственной деятельности к концу I периода.
стратегическая коммерческая политика на сбережение и накопление средств для инвестирования развития новых видов услуг;
ориентация на строительство крупных максимально механизированных предприятий по тем временам наиболее эффективных и конкурентоспособных;
высокая доля паевого «членского» капитала в основном фонде кооперативов, которая стимулировала активность членов в управлении и контроле;
получение высоких дивидендов (10-25 % в конце года) на закупки товаров потребительских кооперативах и значительное удешевление накладных расходов по сбыту сельскохозяйственной продукции в сбытоснабженческих кооперативах;
самопревращение в потребительском кооперативе отчужденных от средств производства наемных рабочих и служащих в собственников, что явилось внутренней основой самоотверженного, творческого и предпринимательского энтузиазма первых поколений кооператоров;
выдвижение честных и талантливых руководителей из своей среды, а также добровольное участие в управлении оптовыми обществами и кооперативными союзами профессиональных и компетентных представителей правящих классов.
2. Второй период начался с первой мировой войны, которая резко изменила характер, цели и принципы кооперативного предпринимательства в воюющих странах. Прежде всего в военные и первые послевоенные годы стремительно возросло число членов и обороты потребительских кооперативов.
Таблица 4.2
Динамика развития потребительских кооперативов в главных воюющих странах во время первой мировой войны.
Страны | 1914-1920 | ||
Число кооперативов | Число членов (млн.) | Товарооборот (млн. в нац. валюте) | |
Россия | 10080–23500 | 1,4–6,8 5 раз | 250–5.00020 раз |
Англия | 1391–1379 | 2,8–4,5 1.6 | 880–21902,5 |
Германия | 2340–2592 | 1,7–2,3 1,3 | 493–28015,8 |
Франция | 3261–4043 | 0,9–2,7 3 | 120–680 5,7 |
Однако за этими внешними позитивными сдвигами в развитии кооперативного движения скрывались отрицательные явления и процессы, разрушительные последствия которых потребительские и частично другие виды кооперативов ощущали многие годы.
Они были обусловлены новыми, в целом негативными факторами в хозяйственной и общественной деятельности кооперативных организаций (первичного звена и союзов) в экстремальных условиях военного времени (нарушение хозяйственных связей, сокращение производства, дефицит, рост цен, инфляция, дезорганизация транспорта и т.д.)
К этим факторам относились:
– подчинение в той или иной мере государственным продовольственным органам потребительских кооперативов и превращение и в централизованные национальные системы снабжения населения нормированными товарами первой необходимости. По существу это было первое широкомасштабное огосударствление потребительских кооперативов и частично кредитных и сбытоснабженческих, сельскохозяйственных кооперативов.
– появление новых функций (заготовки и производство отдельных продуктов питания и снаряжения для армии, снабжение огромной массы людей – нечленов кооперативов – солдат, офицеров, беженцев) не свойственных кооперативам, как сугубо членским организациям, занимавшихся прежде всего обслуживанием членов по их воле и преимущественно на их средства. Эти функции подменяли дух активного самостоятельного группового кооперативного предпринимательства духом иждивенчества, распределительства и зависимости от государственных структур;
– выделение кооперативным организациями центральными и местными органами фондов нормированных товаров и долгосрочных денежных кредитов, которые привлекли в потребительский кооператив миллион людей с единственной целью к «отовариванию» карточек. Временные пришельцы, как правило, стремились записаться сразу в несколько потребительских обществ. Они не были сознательными носителями идеи кооперативного предпринимательства и практически не участвовали в управлении кооперативами и контроле за ними. Часть из них покинула кооперативы вскоре после войны, а часть пополнила социально-пассивный балласт членской базы потребительского кооператива;
– уход лучших кооперативных кадров в государственные продовольственные органы;
– гибель на фронтах многих опытных кооперативных работников, прямой материальный ущерб нанесенный кооперативам в результате военных действий и реквизиции на оккупированных территориях.
В результате совершенно новых условий деятельности европейская потребительская кооперация:
утратила в значительной мере и на длительный срок (от 3 до 7 лет) статус самостоятельного субъекта рыночных отношений;
приобрела имидж распределительной конторы;
отказалась от раннего рочдельского принципа вести дело главным образом на собственные средства, отбросив в сторону свое правило – чем меньше доля членского капитала, тем крепче связь членов кооператива с его коммерческой и социальной деятельностью;
прекратила в основном следовать принципу – продажа товаров по среднерыночным ценам, ибо не могла продавать нормированные товары, на которых были установлены твердые госцены, и все остальные товары по спекулятивным ценам черного рынка своим членам, не рискуя их потерять.
Кооперация торговала по ценам значительно ниже рыночных, следовательно, вынуждена была резко снизить покупательский дивиденд, а во многих кооперативах и вовсе прекратили его начислять;
выполняя государственное задание, основательно подрастеряла навыки коммерческой работы и тем ослабила конкурентоспособность кооперативов;
форсировала создание потребительских обществ – гигантов по 50-100 тысяч и больше членов, что привело к замене прямой кооперативной демократии (общие собрания членов -пайщиков) представительной (собрания уполномоченных) делегатов и т.д.
В 20-40 гг. ХХ столетия продолжался рост всех видов.
Таблица 4.3
Кооперативное движение в мире в 1920-1937 гг.
Виды кооперативов | Кол-во кооперативов в тыс. | Число членов (млн) | ||
1920 | 1937 | 1920 | 1937 | |
Потребительские | 22,1 | 50,3 | 20.5 | 59.5 |
Кредитные, страховые | 28,3 | 56,9 | 6,2 | 10,9 |
Сельскохозяйственные | 46,2 | 672,2 | 3.9 | 63,9 |
Всего | 104,6 | 810,58 | 31 | 143,2 4,6 |
Кооперативный сектор расширял свое экономическое производство в народном хозяйстве Англии, США, Канады, Японии, Скандинавских стран, Австрии и Испании до 1938 г, в Германии до 1933 г., СССР до 1929-35 гг., Чехословакии до 1939 г.
Вместе с тем, кооперативные организации в 30-е годы в той или иной мере испытали мощное разрушительное воздействие мирового экономического кризиса и прямого государственного вмешательства в странах с тоталитарным режимом.
В Италии, Германии, Испании, СССР кооперативное движение было подвергнуто массовой политической стерилизации. Отдельные виды кооперативов и их союзы были ликвидированы, их руководители репрессированы, имущество национализировано и разграблено. Чтобы избежать полного истребления кооперация в этих странах была вынуждена интегрироваться в той или иной мере в государственные административно-хозяйственные структуры.
Воздействие второй мировой войны на кооперативное движение по характеру и последствиям было аналогично первой. Возросли масштабы материальных и людских потерь, понесенных кооператорами. Расширилась их география за счет кооперации Азии (Индия, Индонезия, Цейлон) Юго-Восточной Азии, Дальнего и Ближнего Востока. Правда, на резкое сокращение числа сельскохозяйственных кооперативов повлияло не только война, но процесс их укрупнения и превращения в многоцелевые кооперативные общества.
В то же время в США, Канаде, Мексике, в странах Южной и Центральной Америке, где не было военных действий, кредитная сбытоснабженческая, потребительская и другие виды кооперации развивались более высокими темпами, чем до войны.
В послевоенные 40-50-е годы многие факторы (широкое участие потребительских кооперативов и частично других видов кооперативов в распределении нормированных продуктов питания и товаров широкого потребления в первые послевоенные годы, необходимость коллективных усилий всех слоев общества в деле восстановления разрушенного войной хозяйства, государственная политика социальных реформ и поощрения кооперативных форм хозяйствования и др.) ускорили развитие кооперативного предпринимательства в мире.
Таблица 4.4
Кооперативное движение в мире в 1948-1958 гг.
Виды кооперативов | Кол-во к-вов в тыс. | Число членов (млн) | ||
1948 | 1958 | 1948 | 1958 | |
Потребительские | 47,9 | 49,0 | 56,1 | 71,5 |
Кредитные, страховые | 211,9 | 269,3 | 16,0 | 40.7 |
Сельскохозяйственные | 61,6 | 101,9,2 | 16,2 | 19,9 |
Всего | 244,8 | 479,5 | 127, 2 | 198,5 |
4.2. Кооперативное движение стран Запада
в постиндустриальную эру.
В 60-х годах ХХ столетия страны Запада, а также Япония вступили в стадию постиндустриального развития. В последние три десятилетия кооперативное движение в этих странах испытывало большие трудности в адаптации к быстро сменяющейся среде. Несмотря на то , что в 60-е годы продолжался стабильный рост кооперативного сектора экономики в мире как по числу членов , так и по объемам хозяйственной деятельности и темпам развития (таблица 4.5.) стали наблюдаться кризисные явления в кооперативном движении, которые коснулись прежде всего потребительской кооперации. В Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста кооперативной розничной торговли от крупных частных оптово- розничных объединений.
Таблица 4.5.
Кооперативное движение в мире в 1958-1969гг.
Виды кооперативов | Кол-во к-вов в (тыс.) | Число членов (млн) | ||
1958 | 1969 | 1958 | 19698 | |
Потребительские | 49,0 | 51 | 71,5 | 114,7 |
Кредитные, страховые | 269,3 | 264 | 40,7 | 82,0 |
Сельскохозяйственные | 101.9 | 123 | 19,9 | 39,7 |
Всего | 479,5 | 561 | 198,5 | 267,8 |
Однако, в начале 60- годов в Англии, Франции, Германии и некоторых других европейских странах наметилось устойчивое отставание в темпах роста кооперативной розничной торговли от крупных капиталистических оптово-розничных объединений.
Это не означало повсеместного свертывания деловой активности потребительских кооперативов. Динамика роста кооперативно-коммерческой деятельности продолжала оставаться практически на прежнем уровне.
Но крупные торговые акционерные фирмы делали все значительно масштабнее и быстрее, привлекая огромные, по сравнению с кооперативами капиталовложения и высококвалифицированных специалистов маркетинга.
Естественно, что массовое вторжение на рубеже 60-х годов монополистического капитала на традиционные рынки сбыта потребительской кооперации существенно ослабило конкурентоспособность кооперативных хозяйственных предприятий.
В результате в Европе (за неполным исключением скандинавских стран и с определенными национальными особенностями) возникла общая тенденция сокращения в относительных величинах кооперативной сферы торговли и услуг по сравнению с частным сектором.
Это был поворотный пункт в развитии западноевропейской потребительской кооперации.
Содержанием этой тенденции стало:
уменьшение доли кооперативной розничной торговли в общем товарообороте страны, например, с 1960-1985 гг в Великобритании с 12 до 5 %;Бельгии с 25 до 11%; Финляндии с 33 до 30 %
ухудшение финансового положения, прекращение выдачи дивидендов, рост задолженности;
почти повсеместное сокращение и старение членской базы кооперативов;
падение социальной активности членов кооперативов, их интереса к деятельности своих обществ;
сокращение участия рядовых членов в принятии жизненно важных решений, касающихся распределения прибыли, капиталовложений;
усиливающиеся трения между профессиональным наемным персоналом – менеджерами и непрофессиональными управляющими – выборными представителями, членом правлений, уполномоченными (делегатами).
Каковы же основные причины упадка потребительских кооперативов?
Подъем экономики и жизненного уровня населения и структурные сдвиги в социальном составе общества (резкое увеличение более обеспеченных слоев, превращение капиталистических стран в общества массового потребления).
Частные торговые фирмы выдавали дивиденд в форме 10 % торговой скидки каждому покупателю одновременно с его покупкой за наличные, в то время как в кооперативах дивиденд «тощал» и выдавался раз в год.
В результате, традиционный имидж социально справедливой кооперативной торговли стал разрушаться. Потребительская кооперация начала утрачивать привлекательность для средних слоев и особенно для молодежи.
На ухудшение финансового положения потребительской кооперации оказал социальный состав ее членов, преимущественно пожилых рабочих, пенсионеров (особенно в Великобритании, Франции) с низкими доходами. Им присущи узость потребительского спроса и консерватизм в потреблении.
Низкие доходы приносила потребительской кооперации и торговля продовольственными товарами. Раздутость аппарата, неоперативность в принятии решений.
По мере общего ухудшения состояния дел в потребительской кооперации набирала силы тенденция «перестройки» ее организационных и хозяйственных структур. Она включала в себя форсирование концентрации структурных единиц и кооперативного капитала (слияние мелких и средних кооперативов и образование крупных региональных первичных обществ) объединение в таких странах как ФРГ, Швеция, Швейцария оптовых обществ и кооперативных союзов в единую центральную национальную организацию (как в Австрии «Конзум - Австрия», в которую вошли все потребительские общества и их союзы).
К общераспространенным перестроечным мерам 70-80 - х годов можно отнести также:
мобилизацию собственных финансовых ресурсов (повышение минимального размера паевого взноса, снятия ограничений на их число, прекращение выдачи дивидендов на руки и зачисление из в счет паевых взносов или вкладов членов, выпуск облигаций, акций, образование специальных фондов сбережений ).
ускорение развития собственного производства и увеличение доли промышленных товаров в торговле как более доходных;
расширение международного межкооперативного коммерческого сотрудничества в рамках Еврокооп, Интеркооп, Скандинавское кооперативное оптовое общество, Международная кооперативная нефтяная организация, Международный кооперативный банк);
активизация политической деятельности и расширение сотрудничества с государственными органами и заинтересованными общественными организациями.
По мнению большинства ученых и практиков, основными глобальными направлениями «перестройки» потребительской кооперации остаются:
«большое слияние», одна страна – один потребительский кооператив.
создание смешанных кооперативно-акционерных обществ (ФРГ –КООПАГ», Швеция – концерн КД), где кооператив превращается в «Холдинг- компанию» учредителя и главного держателя акций, поручая всю коммерческую деятельность наемным менеджерам;
диверсификация хозяйственной деятельности (развитие различных видов страхования, банковского дела, туризма, вспомогательного сельскохозяйственного производства и т.д.);
сохранение и развитие традиционных мелких и крупных региональных потребительских обществ там, где они успешно функционируют (Дортмундский кооператив в ФРГ, Страстбургские кооперативы во Франции, потребительский кооператив в Норвегии – единое национальное кооперативное движение, где доля кооперативной торговли в общем товарообороте страны продолжает медленно увеличиваться, правда, за счет накопленных ранее сбережений);
расширение сотрудничества с частным сектором, особенно, с мелкими и средними частными торговцами, не интегрированными крупными оптовиками в оптово-розничные многопрофильные группы, для упрочения позиций потребительских кооперативов в борьбе за приемлемые оптовые цены и условия поставок товаров. Именно множественность независимых частных магазинов и относительная отсталость материальной базы розничной торговли Италии и Японии позволяют потребительским кооперативам этих стран в целом сохранять свои позиции на рынке продовольственных и промышленных товаров;
совершенствование управления, сведение до минимума бюрократии и предоставление разумной степени коммерческой свободы и гибкости на местном уровне.
На основании данных МКА и более подробной выборочной информации национальных кооперативных организаций можно с некоторой долей условности выявить следующие общие закономерности современного развития (60-90 гг) мирового кооперативного сектора экономики.
Таблица 4.6.
Кооперативное движение в мире в 1977 –1992 гг.
Виды кооперативов | Кол-во к-вов ( тыс) | Число членов (млн) | ||
1977 | 1992 | 1977 | 1992 | |
Потребительские | 63 | 65 | 134 | 93 |
Кредитные, страховые | 245 | 193 | 120 | 218 |
Сельскохозяйственные | 270 | 225 | 65 | 139 |
Всего | 742 | 675 | 355 | 662 |
Постепенное относительное сокращение кооперативного хозяйства (по числу участников, масштабам и объемам хозяйственной деятельности) в сфере розничной и оптовой торговли, что привело к утрате доминирующего положения потребительских кооперативов к концу 80-х годов среди других видов кооперативов.
Ускоренное развитие начиная с 60-х годов кооперативного предпринимательства в сфере денежного обращения, приобретшее взрывной характер в конце 80-х годов - вторая общая закономерность развития кооперативного сектора экономики в мире, действующая последние три десятилетия. Это положение будет более очевидным ввиду того, что потребительские и кооперативы и др. занимались кредитованием и т.д.
Перемещение центра массового кооперативного движения из Европы в страны Азии, где в начале 90-х годов сосредоточено от 20 до 92 % членов базы различных видов кооперативов.
Четвертая и главная закономерность заключается в том, что кооперативный сектор, какие бы внутри него не происходили структурные передвижки, в целом, являются уже «несущей конструкцией» (в соединении с частной и государственной), трехсекторной экономики абсолютного большинства стран мира.
Кооперативные формы хозяйствования и управления – не временное явление, вызванное необходимостью решать какие-то промежуточные, второстепенные задачи социально-экономического развития и не следствие политики социального маневрирования. Кооперативное предпринимательство это форма реализации коренных экономических интересов и психического склада определенных и больших групп людей в обществе каждой страны мира. Причем различные модификации нетрадиционного кооперативного предпринимательства можно отыскать во все времена развития человеческой цивилизации.
- Кафедра социально-политических дисциплин
- Караганда – 2001
- Раздел 6. Кооперативное движение Республики Казахстан. 155
- Раздел 7. Современное международное кооперативное движение. 179
- Введение
- Раздел 1. Происхождение кооперативного движения.
- 1.1 Предпосылки и причины возникновения кооперативного движения.
- 1.2 Особенности возникновения кооперативов в странах Европы, Америки, Азии и Африки
- 1.1 Предпосылки и причины возникновения кооперативного движения.
- 1.2 Особенности возникновения кооперативов в странах Европы, Америки, Азии и Африки.
- 1.3 Основные направления в политической ориентации кооперативного движения.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 2. Социально-экономическая сущность и природа кооперации.
- 2.1 Сущность кооперативов, кооперации и кооперативного движения.
- 2.2 Общие признаки кооперативов.
- 2.3 Кооперативные ценности и принципы.
- 2.4 Организационно-правовые основы кооперативов и их союзов.
- 2.5 Экономическая основа деятельности кооперативов.
- 2.5.1. Социально-экономическая природа кооперативной собственности и прибыли в условиях рыночной экономической системы.
- 2.6 Классификация кооперативов.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 3. Кооперативная идеология.
- 3.1 Истоки кооперативной идеологии.
- 3.2 Марксистско-ленинское учение о кооперативном движении.
- 3.3 Теории кооперативного социализма.
- 3.4 Теория кооперативизма.
- 3.5 Теория кооперативного капитализма.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 4. Кооперативное движение в условиях рыночной экономической системы.
- 4.3. Из опыта развития кооперации в странах Запада на современном этапе (на примере Швеции).
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 5. Кооперативное движение в условиях административно-командной экономической системы и перехода к рыночным отношениям.
- 5.1 Октябрьский переворот и судьбы кооперативного движения.
- 5.2 Кооперация в условиях «военного коммунизма»
- 5.3 Кооперация в условиях новой экономической политики.
- 5.4 Идейная борьба в обществе о путях использования кооперации в социалистическом строительстве.
- 5.5 Нарушение принципов кооперативного строительства в отношении сельскохозяйственной кооперации. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.
- 5.6 Огосударствление потребительской кооперации.
- 5.7 Опыт развития и ликвидация промысловой кооперации.
- 5.8 Опыт развития новых кооперативов в сфере производства и услуг.
- 5.9 Основные направления работы потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям.
- 5.10 Кооперативы в странах снг в новых условиях.
- 5.11 Приоритетные задачи кооперативов в странах снг на современном этапе.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 6. Кооперативное движение Республики Казахстан.
- 6.1 Идейные истоки кооперации Казахстана.
- 6.2 Особенности возникновения и развития кооперации в Казахстане.
- 6.3 Особенности коллективизации в Казахстане и ее последствия.
- 6.1 Идейные истоки кооперации Казахстана.
- 6.2 Особенности возникновения и развития кооперации в Казахстане.
- 6.3 Особенности коллективизации в Казахстане и ее последствия.
- 6.4 Состояние и задачи потребительской кооперации на этапе перехода к рыночном отношениям.
- 6.5 Проблемы колхозного движения Казахстана.
- 6.6 Новая кооперация Казахстана: опыт развития.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Раздел 7. Современное международное кооперативное движение.
- 7.1 Международный кооперативный Альянс (мка). История создания, цели и организационная структура.
- 7.2 Основные направления деятельности мка и его роль на международной арене.
- 7.3 Структура, состояние и проблемы современного международного кооперативного движения.
- 7.1 Международный кооперативный Альянс (мка). История создания, цели и организационная структура.
- 7.2 Основные направления деятельности мка и его роль на международной арене.
- 7.3 Структура, состояние и проблемы современного международного кооперативного движения.
- Тестовые вопросы для самоконтроля знаний
- Терминологический словарь
- Перечень рекомендуемой литературы: