logo search
PlanOnPred95

3.1. Назначение и порядок разработки тактического плана предприятия

Тактическое планирование является средством реализации стратегического плана. Если основная цель стратегического планирования - обоснование и выбор перспективных направлений деятельности фирмы, то тактическое планирование, в силу более коротких отрезков времени планируемого периода (1-2 года) основано на объективной и полной информации и призвано устанавливать систему конкретных показателей деятельности предприятия и осуществлять разработку плановых заданий во внутрипроизводственных подразделениях.

В условиях жесткой централизации планирования предприятия разрабатывали 5-летние и годовые техпромфинпланы по унифицированным разделам и формам (12 разделов, 56 форм).

Техпромфинплан представлял собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива, направленную на выполнение перспективных планов экономического и социального развития.

Опыт их применения позволил сделать вывод, что разработки советских ученых-экономистов в области методологии и методики планирования успешно использовались в практике как отечественных, так и зарубежных предприятий.

Работа предприятий в условиях свободного предпринимательства в корне меняет содержание тактического плана. Техническая работа по детализации технических заданий преобразовывается в интенсивный поиск потребности рынка на основе маркетинговых исследований, научно обоснованную товарную стратегию и связанную с ней политику ценообразования, максимального использования экономического потенциала.

Изменяется не только содержание плана, но и механизм его разработки и реализации. Планирование становится реальной функцией управления, поскольку является важнейшим элементом управления затратами, управления запасами, финансами, основными фондами, оборотными средствами, кадрами.

Новый характер приобретает важнейший раздел плана- нормы и нормативы. На протяжении многих лет предприятия "выбивали" в вышестоящих организациях нормы расходов, материальных затрат, нормативов заработной платы на единицу продукции, фондообразующих нормативов.

В новых условиях нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием и становятся более обоснованными и объективными. Изменились и цели планирования. Если ранее главной целью являлось выполнение плана по объему производства любой ценой, то основной целью тактического плана в условиях рынка является достижение финансовой устойчивости предприятия.

Поскольку процесс планирования на предприятии является непрерывным, разработка тактического плана основывается на систематизации и уточнении проектных и действующих норм и нормативов, проведении непрерывных маркетинговых исследований рынка, выработке стратегии ценообразования.

Можно выделить 3 основных этапа разработки сводного плана.

Первый этап - предплановый. Он включает в себя:

- анализ внешней и внутренней среды;

- изучение текущих технико-экономических и финансовых показателей предприятия;

- анализ состояния оборудования и причин его простоя;

- использование рабочей силы;

- наличие производственных запасов;

- наличие остатков нереализованной продукции.

Вся предплановая информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю и подготавливается к середине года, который предшествует планируемому периоду.

Второй этап (сентябрь-октябрь текущего года) - разработка проекта плана, в ходе которого уточняются материальные, трудовые, финансовые и инвестиционные потребности и возможности их покрытия, т.е. на этом этапе уточняется количественная характеристика экономического потенциала как совокупности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Как показывает теория и практика зарубежного планирования, принципиально новым условием обеспечения конкурентоспособности предприятия является изучение способности сотрудников и менеджеров к эффективному использованию экономического потенциала.

На практике на этом этапе разработки проекта плана уточняются объемы и качество ресурсов, образовательный и квалификационный уровень сотрудников, возможности обновления производства, финансовые потребности.

Третий этап (ноябрь-декабрь текущего периода) - утверждение окончательного варианта плана и его доведение до конкретных исполнителей. На этом этапе составляется сводный план предприятия, устанавливаются сроки выполнения отдельных подразделений по его разделам.