Использование плана внутри компании
1. Самоутверждение.
Вы должны уметь убедить в идее самого себя, ведь вы – руководитель компании. Если вы можете продать имею себе, тогда вы сможете продать идеи относительно будущего движения компании своим коллегам, инвесторам и финансистам.
2. Инструмент управления.
Бизнес-план становится важным инструментом мотивации и ориентации руководства вашей компании, а также средством информирования каждого о направлении движения компании и ее целях. Это заставляет руководство компании осуществлять структурированное планирование роста компании. Составление бизнес-плана также указывает на ресурсы, которые необходимы компании для выполнения своих планов. Например, эти ресурсы могут включать дополнительный управленческий аппарат, квалифицированную рабочую силу, производственные мощности, требования маркетинга, потребности в разработке продукта.
Бизнес-план является также шаблоном, по которому вы можете сверять свои реальные показатели с прогнозируемыми. Он показывает вам на существующие проблемы и помогает разрешить их до того, как они отрицательно повлияют на ваш бизнес.
В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его конкретное содержание может варьироваться.
12.3 Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана достаточно стандарта, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация. Оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана – необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы. Содержание главы должно соответствовать ее названию.
Как правило прогнозирование развития обычно осуществляется от 2 до 5 лет, причем для первого года разбивка всех показателей дается наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго – в интервалом в полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз дается по итогам года.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Введение (резюме);
2. Описание предприятия (организации) фирмы. Досье компании.
3. Описание продукции (работы, услуги);
4. Анализ рынка;
5. Конкуренция;
6. маркетинговый план;
7. План производства;
8. Финансовый план;
9. Приложения.
В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и такие разделы: организационный план, инвестиционный план.
Структура плана финансового оздоровления (бизнес-планы), утвержденная федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), включает следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия;
2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления;
3. Анализ финансового состояния предприятия;
4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
5. Рынок и конкуренция;
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
Рассмотрим содержание отдельных разделов бизнес-плана.
12.3.1. Введение (резюме)
Особое внимание рекомендуется обратить на «Резюме», которое является своеобразной «визитной карточкой» всего бизнес-плана. Оно должно быть кратким и представлять собой самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения и цифры всего бизнес-плана. Эта вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию этой части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца, отсюда — предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
Во "Введении" должны быть следующие сведения:
1. Кто обращается с просьбой о предоставлении инвестиций;
2. Какова организационно-правовая форма фирмы;
3. Каким бизнесом будет заниматься фирма (торговля, промышленность, сфера услуг);
4. Краткое описание продукции (услуг) фирмы;
5. Чем эта продукция (услуга) будет отличаться от продукции (услуги) конкурентов;
6. Почему покупатель захочет покупать (приобретать) именно эту продукцию (услугу);
7. В каком объеме инвестиций нуждается фирма;
8. На какие цели эти инвестиции будут израсходованы;
9. Какую пользу это принесет фирме;
10. Каковы предполагаемые финансовые результаты от использования инвестиционных вложений (прогноз объема продаж, объема выручки от продаж, объем валовой прибыли, рентабельность инвестиций, условия и срок, в течение которого гарантируется возврат инвестиций).
Если после ознакомления с "Введением" потенциального инвестора заинтересовал проект, то немаловажным фактором для инвестора будет являться характеристика предприятия, в которое он, вполне возможно, вложит свой капитал. Поэтому предполагаемый инвестор особое внимание обратит на следующий раздел — "Описание фирмы (предприятия)".
12.3.2. Описание фирмы (предприятия)
Этот раздел лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли (экономики) в которой функционирует фирма; показать тенденции развития отрасли (в этом случае отрасли делятся на три основных типа: устойчивые, растущие, находящиеся в кризисе). Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает фирма, и приступить к ее описанию.
Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия, при этом нужно помнить, что сведения должны быть правдивые, без приукрашивания, т.к. инвестор может и, скорее всего, наведет справки о предприятии прежде, чем вложит свой капитал. История создания предприятия должна включать информацию о дате основания компании, ее предшественниках. Важно показать основные успехи или достижения компании за последние годы. Основные сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:
I. Общие сведения: расположение фирмы; занимаемая площадь; количество зданий, этажей, цехов; тип конструкции здания; площадь земельного участка (собственный или арендуемый); плата за аренду земли, сколько, в каком виде; срок аренды, условия прекращения аренды; выгодность-расположения; количество работников.
II. Характеристика основных фондов фирмы состояние, износ оборудования; оценка стоимости оборудования; на правах аренды или собственное; стоимость арендованного оборудования; стоимость неустановленного оборудования.
Список основного оборудования с его оценкой лучше привести в приложении.
III. Организационная структура» В этом подразделе нужно показать прежде всего управленческую структуру, т.е. кто персонально принимает стратегические решения, какие отделы принимают участие в принятии решения, квалификация управленческого персонала. Отметить текучесть кадров, каких специальностей не хватает для нормального функционирования производственного цикла.
IV. Технологическая структура: оценить уровень развития производственных линий; выявить проблемы старения технологии и потенциала в рамках предприятия; описать основные производственные операции; показать загруженность оборудования; рассказать, как организуется производство продукции; где покупаются запасные части, комплектующие изделия; оценить сырьевую зависимость; показать основных поставщиков; как осуществляется контроль за качеством продукции (работ, услуг) и т. п.
12.3.3. Описание продукции (работ, услуг)
В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок. При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги).
Перечень вопросов, которые заинтересуют потенциальных инвесторов в этом разделе:
1. Какие потребности рынка призвана удовлетворить продукция (услуга)?
2. Что особенного в ней и почему потребители будут отличать ее от товаров и услуг конкурентов? (Это может быть выражено в разной фирме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросы потребителей.)
3. Как долго этот товар будет новинкой на рынке? (Примерная оценка с учетом сложившихся тенденций). Оценка рыночной новизны товара.
В этом разделе бизнес-плана должна содержаться краткая информация о предполагаемой цене товара, затратах которые потребуются на его производство, и примерная величина прибыли.
Приводя все эти количественные и качественные характеристики товара, важно избежать тактической ошибки: не стоит уповать на исключительные достоинства товара, лучше сделать упор на лучшее удовлетворение запросов рынка, т.е. доказать, что продукция имеет своего покупателя и устойчивый спрос на рынке товаров и услуг.
Целесообразно представить наглядное изображение товара или изделия, (ибо трудно получить кредит под идею, которая еще не оформлена в опытном образце нового товара). В приложении можно дать фотографию, рисунок или чертеж, позволяющие составить четкое представление о продукции.
В приложении к бизнес-плану необходимо привести официальные документы, сертификаты, рецепты, патенты, заключения экспертов и т. п., подтверждающие качество и новизну предлагаемого товара.
Однако самая лучшая продукция, самая передовая технология оказывается бесполезной, если на них нет покупателей, нет спроса на рынке. Поэтому анализ состояния рынка и выработка маркетинговой стратегии является одной из ключевых задач бизнес-плана.
- Болоховитинова и.С.
- 1.2. Принципы планирования
- 1.3. Типы внутрифирменного планирования
- 1.4. Этапы планирования
- 1.5. Система планов предприятия
- 1.6. Методы планирования
- 2. Организация плановой работы на предприятии
- 2.1. Реализация принципов планирования при разработке плана предприятия
- 2.2 Факторы, определяющие форму организации
- Планирование снизу вверх
- Круговое планирование
- 2.3. Организационная структура планово-экономической службы предприятия
- 3. Содержание и структура тактического плана предприятия
- 3.1. Назначение и порядок разработки тактического плана предприятия
- 3.2. Разделы и содержание сводного плана предприятия
- 4. Планирование объема производства продукции
- 4.1. Назначение и содержание плана производства
- 4.2. Планирование объема производства продукции
- 4.3 Стоимостные измерители производственной
- Объем валовой продукции при этих показателях составляет
- 5. Планирование использования производственной мощности предприятия
- 5.1. Понятие производственной мощности
- 5.2. Особенности расчета производственной мощности в массовом производстве
- Эффективный фонд времени
- 5.3. Особенности расчета производственной мощности
- 5.4. Особенности расчета производственной мощности в трудоемких производствах
- 5.5. Методические принципы определения
- 5.6. Показатели использования производственной
- 6. Планирование технического и организационного развития предприятия (торп)
- 7. Планирование роста производительности труда и численности работающих
- 7.1. Значение роста производительности труда
- 7.2. Показатели производительности труда
- 7.3.1. Планирование производительности труда
- 7.3.2 Расчет численности рабочих на основе полной
- Структура полной трудоемкости продукции приведена в табл. 7.3.
- 8. Планирование фонда оплаты труда персонала
- 8.1. Задачи организации заработной платы
- 8.3. Методы планирования фонда заработной платы
- 8.4. Варианты формирования фонда заработной платы работников структурных подразделений
- 9. Планирование себестоимости продукции
- 9.1. Группировка затрат, включаемых в себестоимость
- 9.2. Основные задачи планирования себестоимости продукции и исходные данные для расчета
- 9.3. Методы планирования себестоимости продукции
- 9.3.1. Планирование себестоимости с учетом влияния
- ТПб тПпл
- 9.3.2. Нормативно-балансовый метод планирования
- 9.4. Составление калькуляции единицы продукции
- 10. Планирование материально-технического обеспечения производства
- 10.1. Задачи и содержание плана
- 10.2. Методы определения потребности в материалах на основное производство
- 10.3. Расчет потребности в материалах на вспомогательное производство и прочие нужды
- 10.4. Определение потребности в топливе и энергии
- Тема 11 Планирование прибыли на предприятии
- Тема 12 Бизнес-планирование в деятельности предприятия
- Использование плана вне компании
- Использование плана внутри компании
- 12.3.4. Анализ рынка
- Отчет о прибылях и убытках
- Прогноз потока денежных средств
- Процесс подготовки бизнес-плана