logo
PlanOnPred95

Тема 11 Планирование прибыли на предприятии

11.1. Цели и задачи планирования прибыли

11.2. Методы планирования прибыли

11.2.1. Метод прямого счета

11.2.2. Аналитический метод

11.2.3. Метод совмещенного расчета

11.1. Цели и задачи планирования прибыли

Конечной целью планирования на предприятии является максимизация прибыли. Прибыль является важнейшей категорией рыночных отношений и выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Однако, не всегда абсолютная величина прибыли зависит от усилий предприятия. Вне сферы его деятельности находятся конъюнктура рынка, топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. Факторы, зависящие от предприятия, определяют величину себестоимости продукции (конкурентоспособность продукции, состояние техники и технологии, организация производства и труда, его производительность и т.д.). В связи с этим прибыль предприятия является результатом объема реализуемой продукции и ее себестоимости.

Во-вторых, прибыль является стимулирующей функцией, поскольку она одновременно является финансовым результатом и финансовым ресурсом. В распоряжении предприятия остается не вся прибыль, а ее доля, остающаяся после уплаты налогов и всех обязательных платежей. Оставшаяся чистая прибыль должна быть достаточной для финансирования научно-технического и социального развития, материального стимулирования труда.

В третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и способствует удовлетворению общественных потребностей.

Планирование прибыли предприятия тесно связано с планами по производству, себестоимости, фонду оплаты труда и является основой для разработки бюджета доходов и расходов предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснован. Только при этом условии возможно своевременное и полное финансирование инвестиций, обеспечение необходимого прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат работающим, своевременного расчета с бюджетом, банком и поставщиками.

11.2. Методы планирования прибыли

11.2.1. Метод прямого счета

Прибыль от реализации (Пр) можно определить по следующей формуле:

n

Пр =  ( Цi - Оф.i - На.i - НДСi - Сi) (11.1)

i=1

где: Сi – оптовая цена i-го вида продукции, руб;

Оф.i–отчисления во внебюджетные фонды, включенные в цену i-го вида продукции, руб;

На.i–акцизный налог, руб;

НДСi – налог на добавленную стоимость, руб;

Сi – полная себестоимость i-го вида продукции, руб;

n – количество видов продукции.

При методе прямого счета расчет прибыли от реализации осуществляется согласно таблице 11.1

Таблица 11.1

Расчет прибыли от реализации товарной продукции по предприятию на … год в тыс.руб.

Базисный период

Планируемый год

План

Ожижаемое выполнение плана

В ценах базисного года

В ценах планир. года

1. Остатки нереализованной продукции на начало планируемого года

1.1. По производственной себестоимости

1.2. По отпускным ценам

1.3. Доход

2. Товарная продукция

2.1. По полной себестоимости

2.2. По отпускным ценам

2.3. Доход

3. Остатки нереализованной продукции на конец планируемого года

3.1. По производственной себестоимости

3.2. По отпускным ценам

3.3. Доход

4. Реализация продукции

4.1. По полной себестоимости (стр.1.1 + стр.2.1. - стр. 3.1)

4.2. По отпускным ценам (стр.1.2+стр.2.2 -стр.3.2)

4.3. Доход (стр.1.3+стр.2.3.-стр.3.3.)

5. Отчисления во внебюджетные фонды

6. Акциз

7. Налог на добавленную стоимость

8. Прибыль от реализации (стр. 4.3-стр.5-стр.6-стр.7)

В остатке продукции на начало планируемого периода входит готовая продукция на складе, неотфактурованные поставки (не оформленные транспортными и платежными документами и находящиеся на ответственном хранении у покупателей. Эти сведения имеются в данных бухгалтерского учета.

Остатки готовой продукции на конец планируемого периода устанавливаются на основе прогнозируемых объемов реализации, учета платежеспособного спроса, формы безналичных расчетов и т.д.

Расчет прибыли методом прямого счета прост, нагляден и доступен. Однако при большой номенклатуре выпускаемой продукции данный метод весьма трудоемок. При большом ассортименте используется аналитический метод.

11.2.2. Аналитический метод

Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекший период (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшееся до конца года время (за четвертый квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявших на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период до 1 октября, т.к. иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планируемого года.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль отчетного года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой продукции.

Поскольку плановый показатель рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года.

11.2.3. Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышения качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляются с помощью аналитического метода.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современной этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.

К переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.

Постоянные затраты – это затраты, не изменяющиеся в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся:

Смешанные затраты включают переменные и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, затраты на проведение текущего ремонта оборудования и др.

Факторы, влияющие на рост прибыли:

Действие фактора научно-технического прогресса на увеличение прибыли проявляется, как правило, через снижение себестоимости продукции, рост производительности труда, рост фондоотдачи. Влияние показателя снижения себестоимости продукции на рост и прибыли за счет снижения норм прямых расходов рассчитывается путем определения экономии расходов на одно изделие или на один рубль продукции и умножения полученной величины на объем реализации этой продукции. Влияние роста производительности труда может быть определено на основании показателя, отражающего уменьшение величины заработной платы и отчислений на социальное страхование, приходящихся на один рубль продукции. Реальное уменьшение этой величины будет достигнуто в случае превышения темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы. Повышение фондоотдачи влияет на приращение прибыли за счет сокращения величины амортизационных отчислений в затратах на производство продукции.

Изменение объемов и структуры производства продукции непосредственно влияет на показатели прибыли. Увеличение или уменьшение объемов производства прямо пропорционально отражается на величине прибыли. Изменение структуры производства также может оказывать влияние как на рост прибыли, когда возрастает для наиболее рентабельной продукции, так и на ее уменьшение, когда в объеме производства растет удельный вес менее рентабельной продукции по сравнению с базовым годом.

Влияние изменения цен на прибыль проявляется в ее росте, когда возрастают цены готовой продукции или уменьшаются цены на сырье и другие ресурсы и наоборот – в уменьшении прибыли при уменьшении отпускных цен и росте цен на элементы себестоимости. В новых условиях хозяйствования при значительном возрастании доли договорных, самостоятельно устанавливаемых продавцами цен планированию и прогнозированию влияния этого фактора на рост прибыли необходимо уделять особое внимание. Для этого необходимо организовать учет информации о движении цен, а также о рыночной конъюнктуре и спросе на различные виды продукции, что в значительной мере определяет изменение цен.

Кроме прибыли от реализации продукции на предприятии учитывают прибыли (убытки) от прочей реализации и внереализационную прибыль. Прибыль (убытки) от прочей реализации планируются по подсобным хозяйствам, подразделениям автотранспорта, хозрасчетным складам, а также от реализации услуг непромышленного характера, отпуска топлива, продуктов, товаров рабочим и служащим и т.д. Внереализационная прибыль (убыток) включает операции, которые отражаются в счете прибылей и убытков, в том числе результаты операций с тарой и др., имеющих постоянный характер при нормальной работе предприятия.