logo search
PlanOnPred95

Тема 12 Бизнес-планирование в деятельности предприятия

1. Значение бизнес-плана в современных условиях.

2. Цели и основные задачи разработки бизнес-плана.

3. Структура бизнес-плана.

12.1 Значение бизнес-плана в современных условиях.

Бизнес-планирование – явление относительно новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь в практику наших предприятий (организаций). необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием. Отдавая себе отчет в том, что эти инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о котором мы говорим, тем не менее составление этих программ заставило руководителей предприятий задуматься о том, какие инвестиции и под какие программы им необходимы для нормального функционирования предприятия, т.е. как привлечь инвестиционный капитал.

Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» составлением бизнес-планов должны заниматься и антикризисным управляющим, так как назначение этих управляющих должно осуществляться на основе конкурса бизнес-планов.

В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации Президентом России издан Указ «О частных инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994г. №1928, согласно которому ежегодно будут выделяться государственные инвестиции на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Согласно п.3 этого Указа конкурсный инвестиционный проект должен иметь бизнес-план, заключение государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

В Москве действует распоряжение о мерах по привлечению инвестиций в реконструкцию и модернизацию приватизированных предприятий, расположенных на территории Москвы, согласно которому приватизированные предприятия смогут приобретать арендуемые ими нежилые помещения на условии реализации инвестиционного проекта, включающего в себя инвестиционный контракт, технико-экономическое обоснование и бизнес-план.

Таким образом, значение бизнес-планирования резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий и акционерных обществ и заканчивая представителями малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие действия и учиться вести борьбу с конкурентами;

появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

В современной экономической литературе выделяются несколько функций бизнес-планирования.

1) Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятий (фирмы).

2) Вторая функция – функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия (фирмы).

3) Третья функция – привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны. Однако получить кредит становится все труднее из-за возрастающей невозвратности кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для защиты выданных ссуд и важным фактором при решении вопроса о предоставлении кредита является наличие обоснованного бизнес-плана.

4) Четвертая функция – привлечение к реализации планов развития предприятия (фирмы), осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес-план – это документ, который дает описание основных аспектов будущего фирмы анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты (сил и средств?)».

Каковы же общие требования, предъявляемые к бизнес-плану? Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой – эффективное средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой. Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы. Но лучше пригласить независимых экспертов, что, повысит уровень обоснованности документа.

Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20-25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50-80 листов, без учета приложений.

12.2 Цель и основные задачи разработки бизнес-плана.

Бизнес-план основывается на обобщении результатов деятельности фирмы в прошлом и настоящем и должен содержать ясный план на будущее. Если вы только планируете открыть свое дело, его важнейшая задача – помочь вам убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно в финансовом и оперативном отношении. Бизнес-план – это план вашей игры. В нем в письменном виде излагаются цели, задачи и основные направления развития фирмы. Процесс подготовки бизнес-плана в общем виде может быть представлен схематично (в виде схемы).

Цели разработки бизнес-плана

использование бизнес-плана вне фирмы

Использование бизнес-плана внутри фирмы

1.

2.

3.

4.

1.

2.