logo search
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

11.9. Построение и анализ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОРМАЛИ

Для анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяет оценить функциони­рование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению.

Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов:

• обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы;

• построение матрицы вторичных относительных показателей;

• построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям;

• экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы;

• перестроение матрицы темпов изменения;

• построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содер­жать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф.

На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:

С

П

Т

М

И

Ф

С

1

П

1

Т

1

М

1

И

1

Ф

1

В каждой клетке комбинационной таблицы строится относи­тельный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симмет­ричная относительно единичной диагонали:

При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами:

От матрицы относительных (вторичных) показателей перехо­дим к матрице темпов их изменения:

Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то .

Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг.

Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:

, при .

В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных пока­зателей образует основную социально-экономическую нормаль.

Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:

• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);

• численность учащихся начальных классов (У);

• число школ (Ш);

• численность учителей начальных классов (Т);

• расходы на начальное школьное образование в год (Ф).

Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:

С

У

Ш

Т

Ф

С

1

У/С

Ш/С

Т/С

Ф/С

У

С/У

1

Ш/У

Т/У

Ф/У

Ш

С/Ш

У/Ш

1

Т/Ш

Ф/Ш

Т

С/Т

У/Т

Ш/Т

1

Ф/Т

Ф

С/Ф

У/Ф

Ш/Ф

Т/Ф

1

Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:

С

У

Ш

Т

Ф

С

У

Ш

Т

Ф

Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:

Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.

С

У

Ш

Т

Ф

0

1

2

3

4


Число темпов роста в столбце

Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:

Ф

Ш

Т

У

С

Ф

Ш

Т

У

С

Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.

В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):

Основными направлениями использования нормалей являются:

• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием норма­ли и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);

• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;

• построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.

Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей:

или

где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;

- среднее число учащихся на одного учителя;

- среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата де­тей начальным образованием);

- удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.

На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов:

Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.