11.9. Построение и анализ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОРМАЛИ
Для анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяет оценить функционирование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению.
Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов:
• обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы;
• построение матрицы вторичных относительных показателей;
• построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям;
• экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы;
• перестроение матрицы темпов изменения;
• построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содержать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф.
На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:
| С | П | Т | М | И | Ф |
С | 1 |
|
|
|
|
|
П |
| 1 |
|
|
|
|
Т |
|
| 1 |
|
|
|
М |
|
|
| 1 |
|
|
И |
|
|
|
| 1 |
|
Ф |
|
|
|
|
| 1 |
В каждой клетке комбинационной таблицы строится относительный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симметричная относительно единичной диагонали:
При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами:
От матрицы относительных (вторичных) показателей переходим к матрице темпов их изменения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то .
Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг.
Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
, при .
В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль.
Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:
• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);
• численность учащихся начальных классов (У);
• число школ (Ш);
• численность учителей начальных классов (Т);
• расходы на начальное школьное образование в год (Ф).
Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:
| С | У | Ш | Т | Ф |
С | 1 | У/С | Ш/С | Т/С | Ф/С |
У | С/У | 1 | Ш/У | Т/У | Ф/У |
Ш | С/Ш | У/Ш | 1 | Т/Ш | Ф/Ш |
Т | С/Т | У/Т | Ш/Т | 1 | Ф/Т |
Ф | С/Ф | У/Ф | Ш/Ф | Т/Ф | 1 |
Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
| С | У | Ш | Т | Ф |
С |
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
С | У | Ш | Т | Ф |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Число темпов роста в столбце
Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
| Ф | Ш | Т | У | С |
Ф |
|
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.
В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):
Основными направлениями использования нормалей являются:
• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);
• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;
• построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.
Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей:
или
где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;
- среднее число учащихся на одного учителя;
- среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием);
- удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.
На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов:
Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика