logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

11.3. Международные классификации

И СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАТИСТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История международных сравнений по статистике образова­ния начинается в 1853 г. —со времени проведения Международ­ного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем ре­комендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отра­жение проблемы выбора классификационной единицы в области образования, разработка Международной стандартной класси­фикации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравни­тельный анализ показателей образования по странам мира.

С целью планирования в сфере образования и подготовки кадров в качестве классификационной единицы рассматривалось учебное заведение, а позднее, с 1966г. —учебная программа по ступени и направлению обучения.

В соответствии с Международной стандартной классифика­цией образования (МСКО) выделяют ступени образования:

0 — предшествующая первой ступени обучения;

1 —начальное образование;

2 и 3 — незаконченная и полная ступени среднего образова­ния (школьное образование);

5 — первый этап высшего образования, не эквивалентный первой университетской степени (степени бакалавра);

6 — первый этап высшего образования, дающий право на по­лучение первой университетской степени или ее эквивалента;

7 — второй этап высшего образования, дающий право на по­лучение послеуниверситетской степени или ее эквивалента. МСКО выделяет следующие области обучения:

• педагогические науки и подготовка учителей;

• гуманитарные науки — изобразительное и прикладное ис­кусство, религия и технология;

• право и социальные науки: право, социальные и поведен­ческие науки; управление коммерческой и предпринима­тельской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;

• естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и инфор­матика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хо­зяйство, лесоводство и рыболовство;

• медицинские науки.

Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит сле­дующие блоки показателей:

1. Население и валовой национальный продукт.

2. Грамотность, культура и коммуникации.

3. Дошкольное образование и доступ к школьному образова­нию.

4. Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием.

5. Начальное образование: внутренняя эффективность.

6. Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением.

7. Преподавательский состав дошкольного, начального и сре­днего образования.

8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.

9. Высшее образование: распределение студентов и выпуск­ников по областям обучения.

10. Доля учащихся частных учебных заведений и государст­венные расходы на образование.

11. Текущие государственные расходы на образование.

Социальная значимость образования как качественной хара­ктеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой раз­вития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Индекс уровня образования является интегральным показа­телям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого населения

где — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших в учеб­ные заведения первого, второго и третьего уровней

где — число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает преды­дущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне

Таблица 11.3

Показатели образования, включенные в ИРЧП

Группа стран по уровню ИРЧП

Уровень грамотности взрослого населения, %

Совокупный валовой показатель числа поступивших в учеб­ные заведения пер­вого, второго и третьего уровней, %

Индекс уровня образо­ваний

всего

в том числе

женщины

мужчины

64 страны с высоким

95,7

95,3

96,2

79

0,9

66 стран со средним

83,3

76,9

89,5

66

0,77

44 страны с низким

50,9

38,3

63,0

47

0,50

Весь мир

77,6

71,4

83,7

62

0,72

Россия

99,0

99,0

99,0

78

0,92

Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. —ПРООН, 1998 год. —С.130—135.

грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступе­нями обучения.

В табл. 11.3 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровож­дается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.