5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
Сравнение уровня жизни населения разных стран путем сопоставления доходов домохозяйств широко используется международными организациями и национальными правительственными органами при разработке мер социального и экономического развития. В основе Программы международных сопоставлений (ПМС) ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют.
Паритеты покупательной способности валют (ППСВ) представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки, некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (одну единицу общей валюты группы стран — долларов США, евро, австрийских шиллингов). Например, для покупки в США условной корзины товаров необходимо иметь 100 долл. США. Для покупки той же корзины товаров в 1998 г. в России необходимо было иметь, с учетом покупательной способности российской валюты, 281 руб. (деноминированных рублей). Это означает, что в 1998 г. паритет покупательной способности рубля по отношению к доллару США составил
ППСВ выступают своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских цен. Различие между ними состоит в том, что индексы цен определяют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, а ППСВ измеряют изменение покупательной способности валют разных стран в один и тот же период времени. При этом индексы потребительских цен (национальные дефляторы), в отличие от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений, связанных с игнорированием изменение структуры ВВП во времени, тогда как при построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП.
ППСВ - статистическая категория, выступающая инструментом обеспечения международной сравнимости макроэкономических агрегатов (ВВП, ВНП). ППСВ представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами сравниваемых стран, и позволяют корректные межстрановые сопоставления как общего объема ВВП, исчисленного методом конечного использования, так и его основных составляющих. Применение в этих целях обменных валютных курсов, по мнению экспертов в этой области, обеспечивает менее правдоподобную картину фактического благосостояния населения, чем применение ППС. Расчеты с использованием обменных валютных курсов отражают не только различия в количестве товаров и услуг, произведенных в соответствующей стране, но также и различие в уровне цен между странами. ППС получают путем непосредственного сопоставления цен на товары и услуги в различных странах, и когда их используют для расчетов сопоставимых показателей ВВП, они отражают точнее различия в объемах произведенных товаров и услуг. Международные сравнения удельных (душевых) величин ВВП, приведенных при помощи ППСВ к единому масштабу цен, позволяют выявить различия в уровнях экономического благосостояния населения разных стран, оценить экономический потенциал стран Европейского и Мирового содружества на основе сравнений объемов ВВП.
ОЭСР, по данным за 1996г., измерила реальный ВВП на душу населения, основанный на ППСВ, а не на валютных обменных курсах. 6 целом для ОЭСР, включая Чехию, Венгрию и Польшу (но не включая Южную Корею, поскольку она присоединилась к ОЭСР слишком поздно, чтобы принять участие в Программе 1996 г.), реальный ВВП на душу населения в 1996 г. составил порядка 20 тыс. долл. США. Приняв это за 100. в Балканском регионе наблюдается такое распределение стран по уровню ВВП на душу населения: Словения — 67, Румыния — 33, Хорватия — 32, Болгария — 25. Македония — 21 и Албания — 14.
По той же шкале средний показатель уровня ВВП на душу населения для стран-кандидатов в члены ЕС в Восточной Европе (среди которых Чехия, Эстония, Венгрия, Польша, Словения, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия) составил 38. Максимальные значения ВВП на душу населения наблюдались при этом для Словении и Чехии — 67 и 64 соответственно, минимальные — для Болгарии и Латвии — по 25.
Среди стран СНГ максимальный показатель был достигнут Россией — 34, следом идут Беларусь и Казахстан — 26 и 22. Для большинства бывших республик Советского Союза уровень ВВП надушу населения колебался около 10—15 от принятого за базу сравнений уровня ОЭСР, а средний по группе стран СНГ составил 251.
Сравнение ППСВ с валютным обменным курсом позволяет:
получить еще один показатель, важный в международных сравнениях уровня благосостояния населения, а именно — сопоставимый уровень цен. Различие между ППС и обменным валютным курсом применяется в качестве критерия выявления "более дешевых" или "более дорогих" стран по сравнению с другой страной.
Индексы сопоставимого уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель, которым широко пользуются туристы, применяется при делении стран на "дешевые" (с низким национальным уровнем цен) и "дорогие" (с высоким национальным уровнем цен и соответственна высокими значениями показателя). Специалистами выявлен следующая закономерность: более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимы уровни цен.
Проект международных сопоставлений ООН начал осуществляться с 1968 г. Число стран, принимавших участие в проекте, постоянно увеличивалось, начиная с 10 стран в 1975 г. до 64 в 1985 г. С 1985 г. Проект международных сопоставлений переименован. Программу международных сопоставлений (ПМС). Чуть позже, в 1990 г. впервые был проведен раунд Европейской программы сопоставлений (ЕПС), в котором приняло участие около 40 стран. Сопоставления за 1996 г. объединили 52 страны, которые образе вывали три группы: страны ОЭСР (обследовались статистической службой ЕС — Евростатом); страны Центральной и Восточной Европы - страны Второй европейской группы; СНГ. Несколько
1 Приведенные данные являются результатом сотрудничества между ОЭСР Европейским экономическим, валютным и политическим союзом (ЕС) и национальными статистическими службами и цитируются по материалам Международной конференции по паритетам покупательной способности для СНГ, состоя шейся21—23 июля 1999 г. в Санкт-Петербурге.
стран (Австрия, Словения, Беларусь, Молдова и Турция) участвовали в двух группах, а Россия — во всех трех, что облегчало объединение результатов из различных групп, Следующий раунд сопоставлений с использованием ППС проведен в 2000 г.
Расчет паритетов покупательной способности валют представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий сбор и обработку большого массива информации о ценах, объемах произведенной и используемой продукции по отдельным группам товаров. Методика расчета паритетов покупательной способности такова:
1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп (первичные группы) согласно компонентам конечного использования ВВП. В сопоставлениях за 1996 г. для стран, входящих в ОЭСР, и стран Второй европейской группы были выделены соответственно 218 и 266 первичных групп.
2. В рамках каждой товарной группы экспертным путем отбирается некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация национальных цен, затем на их основе рассчитываются индивидуальные и групповые ППСВ.
3. Групповые ППСВ агрегируются в сводный ППС (возможно разными методами), как правило, по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования.
По первичным товарным группам рассчитывается частный ППСВ по формуле средней геометрической не взвешенной из индивидуальных соотношений цен:
где — среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;
— произведение n-сомножителей;
— индивидуальный индекс цен страны А к стране В;
— число товаров-представителей в группе.
ППСВ на агрегированном уровне получают при помощи формул агрегатных индексов Пааше и Ласпейреса, используя исчисленные по приведенной формуле среднегрупповые паритеты покупательной способности и веса товарных групп в национальной валюте. ППСВ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, имеет следующий вид:
где — стоимостной объем товарных групп в стране В (стране-измерителе) в национальной валюте;
— среднегрупповой индекс цен страны А к стране В.
По формуле Пааше ППСВ примет вид:
где — стоимостной объем товарных групп в стране А (исследуемой стране) в национальной валюте.
Для устранения известных противоречий, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, при расчетах ППС применяют индекс Фишера, рассчитываемый как средняя геометрическая из произведения индексов Пааше и Ласпейреса:
При расчете ППСВ в статистической практике применяется принцип "картофель есть картофель". Смысл данного принципа заключается в том, что идентичные товары, продаваемые на разных рынках (различных по формам собственности торговых предприятий, условиям торговли, территориальному размещению), при международных сопоставлениях рассматриваются как один и тот же продукт, а цены на него учитывают все особенности (условия) продаж. При окончательном расчете ППСВ осуществляется агрегирование результатов, полученных по основным компонентам ВВП. Для этого данные о расходах оцениваются на основе паритетов по основным компонентам в валюте стран» измерителя. После оценки ППСВ эти индексы применяют для пересчета стоимостных показателей данной страны (ВВП, доходов и расходов домашних хозяйств) в валюты других стран. Оцет удельных показателей ВВП (в расчете на душу населения), а та же доходов домохозяйств в реальном выражении (в национальной валюте страны-измерителя) выполняется с целью проведения межстрановых сравнений уровня жизни населения.
ППСВ рассчитываются как для сравнения уровня жизни для стран (бинарные сопоставления), так и группы стран (многосторонние сопоставления). Особенность многосторонних сопоставлений заключается не только в том, что они проводятся для группы стран, но и в том, что информация о ценах и количестве произведенной и потребленной в этих странах продукции рассматривается как единое целое для получения системы взаимосвязанных индексов, соответствующих ряду требований аналитического характера. Существует множество методов многосторонних сопоставлений, среди которых наибольшее применение получили метод ЭКШ и метод Гири-Камиса1.
Программа международных сопоставлений ВВП, осуществляемая ОЭСР, предполагает получение один раз в пять лет базисных оценок, которые служат основой для расчетов ППСВ в период между сопоставлениями.
Результаты ПМСООН появляются с достаточным лагом (итоговые результаты сопоставлений за 1980 г. опубликованы в 1987г., за 1985 г. — в 1994 г.), результаты Европейской программы сопоставлений также требуют длительной обработки (сопоставления за 1990 г. опубликованы в 1994г., результаты 1993г. — в 1996г.). Вот почему возникает необходимость экстраполяции результатов базисных оценок на прошлые и будущие периоды относительно года базисных сопоставлений.
Для ежегодной актуализации базисных результатов международных сопоставлений используются два основных метода:
• метод скользящей базы;
• метод глобальной экстраполяции.
Метод скользящей базы, применяемый Евростатом для ежегодного расчета результатов сопоставлений по 15 странам ЕС, позволяет проводить актуализацию результатов сопоставлений (ППСВ, индекса физического объема и др.) для каждого уровня агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Информационной основой данного метода является полная матрица групповых паритетов для первичных групп, полученных в ходе последнего базового сопоставления. Данная матрица обновляется путем постоянной регистрации цен в каждой стране, путем расчетов временных национальных индексов цен и получения годовых оценок детальных расходов ВВП. Поэтому наряду с достоинствами данного метода, который позволяет получать годовые сопоставления по каждому уровню агрегации, основным недостатком его являются высокая трудоемкость и необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов от национальных статистических служб.
Метод глобальной экстраполяции, применяемый в российской статистической практике международных сопоставлений, позволяет получить оценки ППСВ и других показателей только на Уровне ВВП. В соответствии с методом глобальной экстраполяции
1Подробнее о методах см.: Иванов Ю. Н. О некоторых вопросах теории и методологии международных сопоставлений ВВП // Вопросы статистики. 1999. — №. 2.
ППСВ на уровне ВВП за последний базовый год экстраполируется с помощью темпов инфляции в сравниваемых странах. Последние используются в качестве неявных дефляторов ВВП.
Результаты глобальной экстраполяции оценок ВВП по Российской Федерации приведены в табл. 5.2.
Из табл. 5.3 (составлена по данным за 1996 г.) видно, что официальный валютный курс по отношению к ППСВ значительно выше в относительно бедных странах, переживающих серьезные экономические преобразования (таких, как Россия, Болгария, Беларусь, Молдова, Украина, Албания, Литва, Латвия, др.), чем в относительно богатых странах с развитой рыночной экономикой (Швейцария, Швеция, Япония, Франция, Германия и др.). Это свидетельствует о том, что в относительно бедных странах официальный курс валют занижен.
Таблица 5.2
Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений
ВВП России | 1995г. | 1996г. | 1997г | 1998г. |
Всего, млрд. долл. США
| 1029 | 971 | 998 | 956 |
Надушу населения, долл. США | 6948 | 6575 | 6773
| 6508 |
Паритет покупательной способности (руб. за 1 долл. США) | 1497 | 2209 | 2528 | 2,82 |
' 1996 г. — результаты сопоставлений с учетом последних изменений оценок ВВП, 1995, 1997 и 1998гг. — оценка. 2 В масштабе цен, действующих с 1 января 1998 г. Источник. Национальные счета России в 1989—1998 годах. Статистический сборник.— М.: Госкомстат России. 1999.—С. 136. |
Данные табл. 5.4 (за 1996 г.) позволяют оценить уровень цен отдельной страны по сравнению с уровнем цен (в целом по экономике и по основным компонентам ВВП) страны,
Таблица 5.3
Соотношения валютных курсов и ППСВ
для отдельных стран-членов ОЭСР
и стран Второй европейской группы сопоставлений
Страна | Валютный курс, единиц национальной валюты за доллар США | Паритет покупательной способности, единиц национальной валюты за доллар США | Отношение валютного курса к паритету покупательной способности, раз |
Россия | 5124 | 2209 | 2,32 |
Австрия | 10,6 | 13,6 | 0,780 |
Бельгия | 31,0 | 36,8 | 0,841 |
Великобритания | 0,641 | 0,644 | 0,996 |
Германия | 1,50 | 2,03 | 0,742 |
Испания | 127 | 124 | 1,024 |
Италия | 1544 | 1583 | 0,975 |
Канада | 1,36 | 1,19 | 1,150 |
Люксембург | 31,0 | 39,7 | 0,780 |
\ США | 1 | 1 | 1 |
Турция | 81405 | 39275 | 2,073 |
Финляндия | 4,59 | 5,89 | 0,780 |
Франция | 5,12 | 6,57 | 0,779 |
Швейцария | 1,24 | 2,05 | 0,602 |
Швеция | 6,71 | 9,68 | 0,693 |
Япония | 109 | 166 | 0,657 |
Албания | 104,53 | 29,72 | 3,517 |
Болгария | 174,84 | 41,93 | 4,170 |
Венгрия | 152,65 | 72,5 | 2,104 |
Латвия | 0,552 | 0,225 | 2,453 |
Литва | 4,0 | 1,48 | 2,705 |
Польша | 2,66 | 1,36 | 1,950 |
Чехия | 27,15 | 11,69 | 2,322 |
Эстония | 12,04 | 5,37 | 2,241 |
Беларусь | 13534 | 3462 | 3,910 |
Молдова | 4,61 | 1,01 | 4,547 |
Украина | 1,83 | 0,48 | 3,816 |
Источник. Национальные счета России в 1989—1998 годах. Статистический сборник. — М,: Госкомстат России, 1999-—С. 137. |
принятой в базу сравнений. По сравнению с США уровень цен в Беларуси i Молдове почти в 4 раза ниже, в России и Чехии — в 2,3 раза, Польше и Турции — в 2 раза. Уровень цен в Великобритании сов падает с уровнем цен в США, во Франции, Финляндии и Люксембурге цены выше в 1,28 раза, в Германии — в 1,35 раза, в Японии Швейцарии — соответственно в 1,52 и 1,66 раза. Кроме того, данные табл. 5.4 свидетельствуют о том, что относительный уровень цен выше в тех странах, где ВВП в расчете на душу населения выше. Наиболее высокий уровень цен в 1996 г. наблюдается в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия. Швеция, Швейцария, Япония, значительно более низкий — в странах СНГ и бывших социалистических странах. Именно на основании таких сравнений туристы из дальнего зарубежья называют страны бывшего социалистического лагеря странами "bon marche" — "дешевыми", "выгодными для покупок".
Таблица 5.4
Сопоставимый уровень цен (отношение ППСВ к валютному курсу)
отдельных стран-членов ОЭСР и стран Второй европейской
группы сопоставлений (США = 10)
Страна | ВВП | Конечное потребление населения | Валовое накопление основного капитала |
Россия | 43 | 42 | 81 |
Австрия | 128 | 133 | 175 |
Бельгия | 119 | 123 | 115 |
Великобритания | 100 | 105 | 97 |
Германия | 135 | 137 | 136 |
Испания | 98 | 99 | 103 |
Италия | 103 | 104 | 103 |
Канада | 87 | 88 | 79 |
Люксембург | 128 | 128 | 128 |
Турция | 48 | 48 | 68 |
Финляндия | 128 | 139 | 112 |
Франция | 128 | 135 | 117 |
Швейцария | 166 | 175 | 148 |
Швеция | 144 | 153 | 137 |
Япония | 152 | 161 | 146 |
Албания | 28 | 29 | 56 |
Болгария | 24 | 24 | 57 |
Венгрия | 48 | 44 | 74 |
Латвия | 41 | 42 | 67 |
Литва | 37 | 36 | 71 |
Польша | 51 | 52 | 67
|
Чехия | 43
| 41 | 63 |
Эстония | 45 | 43 | 84 |
Беларусь | 26 | 28 | 39 |
Молдова | 22 | 22 | 55 |
Украина | 26 | 25 | 63 |
Источник. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник, - м.: Госкомстат России, 1999. - С. 140. |
По оценкам зарубежных экономистов, в России имеется 3% домохозяйств с годовым доходом по паритету покупательной способности свыше 30 тыс. долл.,8% домохозяйств—от 15 тыс. до 30 тыс. долл.; 24% домохозяйств — до 5 тыс. долл.1
Структура ВВП в оценках ППСВ описывается в различных разрезах: довольно детальными позициями (хлеб, мясо, обувь, одежда, транспорт и т. д.); агрегированными позициями (продукты, услуги и др.); наиболее укрупненными позициями (расходы домашних хозяйств на потребление, конечные расходы предприятий государственного управления и т. д.). Детализация конечного потребления домашних хозяйств на товарные группы (продукты питания, одежда и обувь, услуги транспорта и образования и т. д.) позволяет значительно расширить круг исследований уровня жизни в отдельной стране, а также оценить степень защищенности национального рынка от товарной экспансии других стран и определить "вклад" цен на отдельные товары в общее соотношение покупательной способности. Таким образом, расчеты паритетов покупательной способности позволяют измерить различия в ценах на различные группы товаров, а международные сопоставления на основе ППСВ дают возможность оценить уровни ВВП (в целом и на душу населения) и его структуру по странам.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика