logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

12.1. Источники информации

Статистика рекреации1 и досуга включает два вза­имосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.

Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.

Второй поток информации включает сбор данных, построе­ние регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее

1 Рекреация [лат. recreatio] — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

распространены частные системы показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим по­казателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей).

Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекре­ационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наибо­лее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы:

• деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры;

• деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;

• спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.

Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:

Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.

Традиционно обеспеченность населения сетью учреждений, предоставляющих рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектом анализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению, информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния.