12.3. Потребление населением услуг
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА
Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает:
• среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;
• распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;
• процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза
в месяц, квартал, полгода, год. Показателями второй группы являются:
• доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;
• структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели:
• институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;
• участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.
К сожалению, третья группа показателей не отражена в материалах государственной статистики.
Показатели музейного обслуживания населения
К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятельности музеев являются:
• число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);
• число экспонатов в экспозициях;
• количество выставок;
• численность посетителей;
• показатели кадрового состава работников музея;
• размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозициями;
• поступление и использование новых поступлений.
Таблица 12.5
Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
Вид экспоната | Государственный Эрмитаж | Государственный Русский музей | ||
ед.
| В % к общему числу |
ед. | 8% к общему числу | |
Живопись | 16513 | 0,6 | 20937 | 5,5 |
Графика | 627 472 | 21,7 | 174729 | 46,0 |
Скульптура | 12514 | 0,5 | 4079 | 1,1 |
Изделия прикладного искусства | 271645 | 9,4 | 43318 | 11,4 |
Предметы нумизматики | 1 115 127 | 38,6 | 71981 | 19,0 |
Предметы этнографии | 703 643 | 24,4 | — | — |
Фотографии. документы и пр. | 139433 | 4,8 | 64753 | 18,0 |
Итого | 2 886 347 | 100 | 379 797 | 100 |
Музейные экспозиции распределяются по следующим тематикам: искусствоведческие, исторические и археологические, краеведческие, естественно-научные, научно-технические, комплексные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются наследующие виды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры.
На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею — ГРМ (табл. 12.5).
Приоритетными видами экспонатов основного музейного фонда в Эрмитаже являются нумизматические коллекции и предметы этнографии, в ГРМ — графика. Наименее представлены живопись и скульптура. При обилии единиц хранения экспонировалась на выставках лишь незначительная часть коллекции: живопись — 10%, скульптура — 10 и 9% соответственно по Эрмитажу и ГРМ.
Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:
Это позволяет перейти к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:
где D — валовой (чистый) доход;
П — число посещений музея;
Т — численность работников на 1000 посещений:
— доля научных работников и экскурсоводов в численности работников;
М — площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;
Э — число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями;
У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.
К «ненавязчивым» методам измерения интереса посетителей к музейным экспонатам относится фиксация различной степени стоптанности пола в различных залах музея.
Показатели деятельности в области распространения культуры и спорта.
Деятельность в области распространения культуры охватывает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работников и учителей, центры досуга, организующие досуг населения, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.
Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.
Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в первой половине 90-х гг. число клубных формирований в городской местности сократилось на 31%, в сельской местности — на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замедлились и почти сравнялись — соответственно 6,8% и 6,3%.
Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.
Статистика искусства
Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.
Профессиональный театр имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая — характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах.
В России число профессиональных театров за 1995—1998 гг. возросло, однако их посещаемость продолжает снижаться (табл. 12.6),
Для изучения механизма распределения бюджетных ассигнований среди организаций сферы культуры и анализа воздействия на него зрительских предпочтений и репертуара был проведен кластерный анализ под данным 37 театров и концертных организаций Санкт-Петербурга1. При его проведении использовались показатели, характеризующие зрительский интерес (процент заполняемости зала на вечерних спектаклях), размер театра
1 Расчеты выполнены студенткой И. Яцкевич.
Таблица 12.6
Динамика числа театров и их посещаемости зрителями
в России (на конец года)
Показатель | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 1998 г. |
Всего профессиональных театров | 338 | 382 | 470 | 523 |
В том числе по жанрам: |
| |||
оперы и балета | 26 | 31 | 50 | 58 |
музыкально-драмматические | 203 | 233 | 275 | 307 |
детские и юного зрителя | 109 | 118 | 138 | 148 |
Количество посещений, мл | 72,9 | 55,6 | 31,6 | 27,6 |
Источник. Российский статистической ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат, 1999. |
(занимаемая площадь и численность работающих) и особенности адаптации к рыночным условиям (доля собственных средств в общем доходе). Выделены следующие четыре кластера, отличающиеся зрительским интересом, размером и адаптацией к рыночным условиям:
• IV кластер объединил 12 крупных коллективов, активно формирующих доход за счет собственных средств (51%), перевыполняющих план по спектаклям и концертам (114%), с 75—60%-ной заполняемостью зала (соответственно утренних и вечерних спектаклей), имеющих преимущества в бюджетном финансировании (получают 43% бюджетных ассигнований);
• III кластер включил три наиболее крупные, но пассивные организации, на 59% формирующие доход за счет бюджетного финансирования, на 95% выполняющие план по концертам и спектаклям, с 70—50%-ной заполняемостью зрительного зала;
• II кластер охватывает семь небольших успешно адаптировавшихся к рыночным условиям коллективов, наиболее эффективно формирующих доход за счет собственных средств (55%), которые превышают размер бюджетных ассигнований, с устойчивой 60—65%-ной заполняемостью зала на вечерних спектаклях и на 84% выполняющих план по концертам и спектаклям;
• I кластер состоит из 15 мелких и наиболее пассивных коллективов, большая часть доходов которых формируется за счет бюджетного финансирования (68%), при самой низкой доле собственных средств (21%) недовыполняющих план как по зрителям (42%), так и по концертам и спектаклям (6%), с 74 — 59%-ной заполняемостью зала на спектаклях.
Наиболее доступным для населения видом искусства является кино- и видеопродукция.
Киновидеопрокат — вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием.
Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудованном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.
Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных показателей:
Киностудии и студии звукозаписи представлены статистическими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов:
выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные.
Статистика туризма
В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
В 1996г. в России разработана и принята Федеральная целевая программа по развитию туризма, которой предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании современного конкурентоспособного туристического комплекса.
На первом этапе (1996—1998 гг.) реализации программы разрабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999—2005 гг.) предусматриваются создание современной системы подготовки кадров для сферы туризм а, модернизация материальной базы, активизация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства товаров, страхования, финансового, медицинского и экскурсионного обслуживания.
Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внутренний (по территории данной страны), национальный, включающий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм.
Статистическое описание туристической деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).
Рассмотрим основные понятия, классификации и системы показателей, отражающие каждый информационный поток.
К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления1, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей2:
• отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;
• отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия;
• отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы;
• спортивные туристы;
• любители приключений;
• любознательные туристы, цель которых образование и осмотр достопримечательностей.
К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств.
К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.
С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли
1 См.: Джеймс Ф. Энджел, Роджер д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 1999- —С. 334, 339—341.
2 Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997.— С.25—26.
«здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: «Гостиницы и рестораны», а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».
К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:
I. Туристические услуги:
• услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;
• туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;
• туристические походы выходного дня;
• услуги для делового туризма;
• рекламно-информационные услуги;
• услуги по предоставлению мест проживания;
•прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).
II. Экскурсионные услуги:
• реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;
• экскурсии, которые подразделяются:
• по видам — обзорные, тематические, музейные, пешеходные;
• по месту проведения — городские, загородные, на маршрутах выходного дня;
• по видам используемых транспортных средств — теплоходные, авиационные, автобусные и прочие. Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.
К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.
У
Э
или
где Д — доход от основной деятельности;
Т — численность занятых;
Н— нагрузка на персонал — число обслуженных туристов в среднем на одного занятого;
П — длительность пребывания туриста:
У — удельная доходность за один место-день.
Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:
• показатели спроса на туристические услуги;
• показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);
• показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;
• показатели производства туристических услуг и их реализации;
• показатели финансового состояния и эффективности туризма;
• макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).
Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:
1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.
2. Размещение.
3. Питание и напитки-
4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).
5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.
6. Посещение магазинов.
7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).
Первая «Модель соотношения расходов» построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:
• сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения,
• обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;
• вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;
• поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:
1. На основе обследования домохоэяйств определяются такие показатели:
• число лиц в путешествующей группе;
• сезон года, в который осуществлена поездка;
• продолжительность ночевок по видам размещения;
• расстояние, покрытое в средствах транспорта.
2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:
• стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;
• стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;
• стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;
• средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.
3. Умножением соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.
Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика