logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

12.3. Потребление населением услуг

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА

Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно вы­делить три группы показателей. Первая группа охватывает:

• среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;

• распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;

• процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза

в месяц, квартал, полгода, год. Показателями второй группы являются:

• доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;

• структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели:

• институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художест­венной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;

• участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

К сожалению, третья группа показателей не отражена в мате­риалах государственной статистики.

Показатели музейного обслуживания населения

К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников исто­рии и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются тер­риториально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, ху­дожественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповед­ники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятель­ности музеев являются:

• число единиц хранения основного музейного фонда с рас­пределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);

• число экспонатов в экспозициях;

• количество выставок;

• численность посетителей;

• показатели кадрового состава работников музея;

• размер музейных площадей, в том числе занятых под экс­позициями;

• поступление и использование новых поступлений.

Таблица 12.5

Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.

Вид экспоната

Государственный Эрмитаж

Государственный Русский музей

ед.

В %

к общему

числу

ед.

8%

к общему

числу

Живопись

16513

0,6

20937

5,5

Графика

627 472

21,7

174729

46,0

Скульптура

12514

0,5

4079

1,1

Изделия прикладного искусства

271645

9,4

43318

11,4

Предметы нумизматики

1 115 127

38,6

71981

19,0

Предметы этнографии

703 643

24,4

Фотографии. документы и пр.

139433

4,8

64753

18,0

Итого

2 886 347

100

379 797

100

Музейные экспозиции распределяются по следующим темати­кам: искусствоведческие, исторические и археологические, крае­ведческие, естественно-научные, научно-технические, комплекс­ные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются наследующие виды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры.

На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировав­шихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государст­венному Русскому музею — ГРМ (табл. 12.5).

Приоритетными видами экспонатов основного музейного фонда в Эрмитаже являются нумизматические коллекции и пред­меты этнографии, в ГРМ — графика. Наименее представлены живопись и скульптура. При обилии единиц хранения экспонирова­лась на выставках лишь незначительная часть коллекции: живопись — 10%, скульптура — 10 и 9% соответственно по Эрми­тажу и ГРМ.

Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятель­ность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:

Это позволяет перейти к следующей индексной системе, ха­рактеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:

где D — валовой (чистый) доход;

П число посещений музея;

Т — численность работников на 1000 посещений:

— доля научных работников и экскурсоводов в численности ра­ботников;

М площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;

Э — число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями;

У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспони­ровавшихся экспонатов.

К «ненавязчивым» методам измерения интереса посетителей к музейным экспонатам относится фиксация различной степени стоптанности пола в различных залах музея.

Показатели деятельности в области распространения культу­ры и спорта.

Деятельность в области распространения культуры охваты­вает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работ­ников и учителей, центры досуга, организующие досуг населе­ния, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.

Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.

Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в первой половине 90-х гг. число клубных формирований в город­ской местности сократилось на 31%, в сельской местности — на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замед­лились и почти сравнялись — соответственно 6,8% и 6,3%.

Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и ба­скетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоро­вительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.

Статистика искусства

Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллек­тивов и кинотеатров.

Профессиональный театр имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выде­ляются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая — характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу би­леты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по ко­личеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектак­лю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением по­сещаемости на общую пропускную способность (общую вмести­мость) и выражается в процентах.

В России число профессиональных театров за 1995—1998 гг. возросло, однако их посещаемость продолжает снижаться (табл. 12.6),

Для изучения механизма распределения бюджетных ассигно­ваний среди организаций сферы культуры и анализа воздействия на него зрительских предпочтений и репертуара был проведен кластерный анализ под данным 37 театров и концертных органи­заций Санкт-Петербурга1. При его проведении использовались показатели, характеризующие зрительский интерес (процент заполняемости зала на вечерних спектаклях), размер театра

1 Расчеты выполнены студенткой И. Яцкевич.

Таблица 12.6

Динамика числа театров и их посещаемости зрителями

в России (на конец года)

Показатель

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1998 г.

Всего профессиональных театров

338

382

470

523

В том числе по жанрам:

оперы и балета

26

31

50

58

музыкально-драмматические

203

233

275

307

детские и юного зрителя

109

118

138

148

Количество посещений, мл

72,9

55,6

31,6

27,6

Источник. Российский статистической ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат, 1999.

(занимаемая площадь и численность работающих) и особенности адап­тации к рыночным условиям (доля собственных средств в общем доходе). Выделены следующие четыре кластера, отличающиеся зрительским интересом, размером и адаптацией к рыночным ус­ловиям:

• IV кластер объединил 12 крупных коллективов, активно фор­мирующих доход за счет собственных средств (51%), пере­выполняющих план по спектаклям и концертам (114%), с 75—60%-ной заполняемостью зала (соответственно ут­ренних и вечерних спектаклей), имеющих преимущества в бюджетном финансировании (получают 43% бюджетных ассигнований);

• III кластер включил три наиболее крупные, но пассивные организации, на 59% формирующие доход за счет бюджет­ного финансирования, на 95% выполняющие план по кон­цертам и спектаклям, с 70—50%-ной заполняемостью зри­тельного зала;

• II кластер охватывает семь небольших успешно адаптиро­вавшихся к рыночным условиям коллективов, наиболее эф­фективно формирующих доход за счет собственных средств (55%), которые превышают размер бюджетных ас­сигнований, с устойчивой 60—65%-ной заполняемостью зала на вечерних спектаклях и на 84% выполняющих план по концертам и спектаклям;

• I кластер состоит из 15 мелких и наиболее пассивных кол­лективов, большая часть доходов которых формируется за счет бюджетного финансирования (68%), при самой низкой доле собственных средств (21%) недовыполняющих план как по зрителям (42%), так и по концертам и спектаклям (6%), с 74 — 59%-ной заполняемостью зала на спектаклях.

Наиболее доступным для населения видом искусства является кино- и видеопродукция.

Киновидеопрокат — вид организационно-культурной дея­тельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, фор­мированию и хранению фильмофонда, контролю за его техниче­ским состоянием и эффективным использованием.

Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное стационарной киноустановкой или кино­установками (комплексом оборудования для демонстрации ки­нофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудован­ном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноуста­новки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показа­телям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; чис­ло зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.

Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных пока­зателей:

Киностудии и студии звукозаписи представлены статистиче­скими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов:

выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различ­ной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизион­ные), документальные, научно-технические и учебные.

Статистика туризма

В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развиваю­щихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

В 1996г. в России разработана и принята Федеральная целевая программа по развитию туризма, которой предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании сов­ременного конкурентоспособного туристического комплекса.

На первом этапе (1996—1998 гг.) реализации программы раз­рабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов госу­дарственного регулирования, рекламно-информационного, кад­рового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999—2005 гг.) преду­сматриваются создание современной системы подготовки кад­ров для сферы туризм а, модернизация материальной базы, акти­визация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства то­варов, страхования, финансового, медицинского и экскурсион­ного обслуживания.

Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внут­ренний (по территории данной страны), национальный, включаю­щий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм.

Статистическое описание туристической деятельности вклю­чает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследовани­ем туристов (дневниковым методом, проведением обследова­ний при пересечении государственной границы, в популярных ту­ристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родствен­ников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны ин­ституционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, дан­ные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).

Рассмотрим основные понятия, классификации и системы показателей, отражающие каждый информационный поток.

К наиболее распространенным факторам спроса на туристиче­ские услуги относятся следующие: половозрастной состав, образо­вание, объем и структура свободного времени и платежеспособ­ность населения, психология поведения и стиль потребления1, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей тури­стических услуг выделяются следующие типы потребителей2:

• отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;

• отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстоя­ния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удоволь­ствия;

• отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие по­ходы;

• спортивные туристы;

• любители приключений;

• любознательные туристы, цель которых образование и ос­мотр достопримечательностей.

К наиболее распространенным группировкам туристов отно­сятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристи­ческая организация рекомендует выделять следующие цели по­ездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родст­венников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломниче­ство. Российская таможенная статистика дифференцирует между­народные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по ви­дам используемых транспортных средств.

К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам ис­пользуемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспо­зицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: на­личие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.

С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли

1 См.: Джеймс Ф. Энджел, Роджер д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 1999- —С. 334, 339—341.

2 Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997.— С.25—26.

«здравоохранение, физическая культура и социальное обеспече­ние» (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: «Гостиницы и рестораны», а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи».

К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

I. Туристические услуги:

• услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;

• туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;

• туристические походы выходного дня;

• услуги для делового туризма;

• рекламно-информационные услуги;

• услуги по предоставлению мест проживания;

•прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка спе­циалистов).

II. Экскурсионные услуги:

• реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;

• экскурсии, которые подразделяются:

• по видам — обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

• по месту проведения — городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

• по видам используемых транспортных средств — теплоходные, авиационные, автобусные и прочие. Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обяза­тельных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под сред­ствами размещения понимаются субъекты, регулярно или пери­одически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств разме­щения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пас­сажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц отно­сятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и под­собных помещений), единовременная вместимость (число устано­вленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и диффе­ренцирование для российских и иностранных граждан, прибыв­ших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделе­нием материальных затрат и численность работающих.

У

чет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, засе­ленных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который прини­мается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за ка­ждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

Э

ффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охаракте­ризовать на основе следующей системы показателей:

или

где Д — доход от основной деятельности;

Т — численность занятых;

Н— нагрузка на персонал — число обслуженных туристов в сред­нем на одного занятого;

П — длительность пребывания туриста:

У — удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:

• показатели спроса на туристические услуги;

• показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);

• показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;

• показатели производства туристических услуг и их реализа­ции;

• показатели финансового состояния и эффективности ту­ризма;

• макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне реги­она. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.

2. Размещение.

3. Питание и напитки-

4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение магазинов.

7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образова­тельные услуги, дорожные расходы).

Первая «Модель соотношения расходов» построена на соот­ношении данных, характеризующих расходы на размещение ту­ристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

• сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения,

• обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;

• вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;

• поступления от номеров в коллективных средствах размеще­ния умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результа­те обследования домашних хозяйств и учета стоимости действу­ющих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохоэяйств определяются та­кие показатели:

• число лиц в путешествующей группе;

• сезон года, в который осуществлена поездка;

• продолжительность ночевок по видам размещения;

• расстояние, покрытое в средствах транспорта.

2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:

• стоимость одной ночевки в коллективном средстве разме­щения в посещаемом месте;

• стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;

• стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автома­шине;

• средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.

3. Умножением соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.

Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых посту­плений от туристической сферы и занятости в ней проводится со­циально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.