logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

1.5. Основные задачи социальной статистики

Определяя в общем виде задачи социальной статистики, сле­дует выделить те, которые решаются любой отраслевой стати­стикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематичес­кий анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни населения:

оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация:

оценка степени соответствия фактических параметров их норма­тивным значениям; выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов; исследование взаимодействия соци­альных процессов с другими составляющими общественного развития.

Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных про­цессов. К ним относятся следующие.

1. Преодоление автономности отдельных направлений соци­альной статистики и обусловленной этим несопоставимости мно­гих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики. Недо­работки в этой области объясняются не только объективной причи­ной — резкими различиями в сущности и формах проявления раз­ных социальных процессов, но и некоторыми организационными предпосылками. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями (секторами, отделами) органов госу­дарственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. Социальные показатели оказываются изначально включенными в разные подсистемы показателей социально-эко­номической статистики, что накладывает отпечаток на решение ряда методологических вопросов. Вместе с тем влияет и разный "возраст" отдельных показателей социальной статистики: одни по­казатели используются в практике статистических работ давно и по инерции сохраняется традиционный подход к решению методиче­ских вопросов; другие показатели возникли недавно и более ори­ентированы на современные методологии.

2. Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показа­тели не дают их качественных характеристик. Учитываются лишь от­дельные формальные количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь лишь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения разли­чных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учрежде­ний. Все должно найти отражение в статистических показателях.

3. Интегрирование исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и ме­ханизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные ре­зультаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.

4. Разработка показателей, построение моделей, оценка гипо­тез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Используемые при этом схемы группировок на­селения следует корректировать по мере того, как происходят сдвиги в составе населения. Действующая система показателей социальной статистики практически нивелирует реально сущест­вующую дифференциацию условий жизнедеятельности различ­ных групп населения, системы их ценностных ориентации и т. д. Тенденция возрастания социального расслоения общества уси­ливает актуальность этого вопроса.

5. Преодоление существующей несопоставимости показате­лей социальной статистики и показателей, представленных в других отраслевых статистиках.

6. Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной сис­теме. На макроуровне представлен ряд объективно существую­щих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных ус­ловиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при вы­работке социальных программ.

7. Расширение круга показателей статистики мнений. Актуаль­ность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляю­щей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предоп­ределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.

8. Проведение специальных мер, компенсирующих по возмож­ности такие слабые стороны многих показателей, как: элементы субъективизма; неточности данных анамнеза (информация о со­бытиях и фактах прошлых лет, получаемая при опросах населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают инфор­мацию; отсутствие объективных однозначных критериев и шкал для различного рода оценочных суждений и т. д. Это одно из ва­жных условий построения полноценной системы показателей социальной статистики, повышающее ее достоверность и инфор­мационную емкость. Смягчить негативные проявления можно с помощью ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же во­просу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некото­рым изменением оттенков смысла и редакции; детализация воп­роса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контроль­ные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.

Приведенными примерами далеко не исчерпывается пере­чень актуальных задач совершенствования методологии и мето­дики социальной статистики.

Актуальность исследования социальных проблем определя­ется уровнем развития социальной инфраструктуры. Так, на се­редину 80-х гг. в структуре валового внутреннего продукта на до­лю сферы услуг приходилось: в США — 64%, в Англии — 59, во Франции — 54, в Японии — 54, в Перу — 49, в Таиланде — 41, в Ин­дии — 34. в СССР — 38, в Марокко —39%1. Приведенные показа­тели можно рассматривать как общую оценку степени ориента­ции экономики на удовлетворение потребностей населения и как оценку общего уровня экономического развития.

Производители услуг дифференцированы по формам собст­венности, принципам организации работ, размерам, отраслевой специализации; имеются бесприбыльные некоммерческие орга­низации, к которым относятся благотворительные организации, органы самоуправления населения в микрорайонах и др.

Специфика объектов социальной статистики предопределя­ет и своеобразие используемых методических приемов. Многие характеристики не имеют числового выражения. Эти атрибутив­ные признаки накладывают свои ограничения на решение мето­дических вопросов.

Поведение населения как потребителя услуг и участника со­циальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано субъе­ктивным фактором — сознанием. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере пот 'тления. Измерение влияния субъективных факторов представляет осо­бые трудности, и статистика обращается к методикам, вырабо­танным социологией и психологией. В связи с большой трудоемкостью таких работ они выполняются лишь периодически и как выборочные исследования.

1 См.: Социальная инфраструктура (оцeнкa cocтoяния и кoнцeпция развития).— М.: ИСЭПН, 1991. – С. 172.

В рамках государственной статистики в нашей стране в по­рядке текущего учета в основном измеряется объем предостав­ляемых населению услуг. Качественные особенности потребления, его тенденции и факторы не поддаются, как правило, учету на массовом уровне. Поэтому актуальные и острые социальные проблемы в статистических данных обычно зафиксированы лишь как симптомы, причины которых не раскрыты.

Систематическое предоставление информации по назван­ным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении — актуаль­ная задача статистики.