6. 6. Прожиточный минимум
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ
Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.
Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.
Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.
Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:
• разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;
• определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ( );
• вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги ( );
• формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
• нахождение величины ПМ или МПБ.
Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:
• научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
• фактического объема потребления в малоимущих семьях;
• состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
• объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей (25 наименований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте (табл. 6.4).
По химическому составу качество минимальной продовольственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность возросла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно (табл. 6.5).
Таблица 6.4
Состав и энергетическая ценность продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте
Продовольственная корзина | Белки, г в сутки | Жиры, г в сутки | Углеводы, г в сутки | Энергетическая ценность, ккал, в сутки | |
25 наименований | 88.7 | 64,1 | 441.2 | 2720,4 | |
31 наименование | 88 | 69 | 437 | 2730 |
В соответствии с действующей методикой определяется стоимость набора из 25 основных продуктов питания, которая в расчете на январь месяц на человека составила: в 1996г —209,4 тыс. руб., в 1997—229.2, в 1998 — 241,45 тыс. руб.. в 1999 — 476.33 руб., в 2000 г. — 574,26 руб. Стоимость такого набора соответствует в среднем 68,3% прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц была равна: в 1992г.—1,9 тыс. руб., в 1993—20,6, в 1994 — 87, в 1995 — 264, в 1996— 369, в 1997— 411 тыс. руб., в 1998—493руб., в 1999 г -908 руб.
Таблица 6.5
Состав продовольственной корзины
№ п/п |
Продукт | Минимальная норма среднедушевого потребления, кг в год | |
по действующей методике (25 наименований) | по новой методике (33 наименования) | ||
1 | Бобовые | —
| 7,3 |
2 | Мука пшеничная | 19,5 | 20 |
3 | Рис | 3,7 | 5 |
4 | Другие крупы, кроме риса | 9,8 | 6 |
5 | Хлеб пшеничный | 62,9 | 75 |
6 | Хлеб ржаной | 68,7 | 115 |
7 | Макаронные изделия | 5,2 | 6 |
8 | Картофель | 124,2 | 150 |
9 | Капуста | 27,9 | 35 |
10 | Огурцы и помидоры, свежие и соленые | —
| 1,8 |
11 | Столовые корнеплоды | 37,5 | 35 |
12 | Прочие овощи | 28,4 | 20 |
13 | Фрукты | 19,4 | 18,6 |
14 | Сахар | 20,7 | 20 |
15 | Конфеты | —
| 0,7 |
16 | Печенье | —
| 0,7 |
17 | Говядина | 8,4 | 15 |
| Колбаса полукопченая | 0,35 | —
|
Колбаса вареная | 0.46 | — |
18 | Баранина | — | 1,8 |
19 | Свинина | — | 4 |
20 | Мясо птицы | 17,5 | 14 |
21 | Рыба | 11,7 | 14 |
22 | Сельдь | — | 0,7 |
23 | Молокой кефир | 123,1 | 110 |
24 | Сметана | 1,6 | 1,8 |
25 | Масло животное | 2,5 | 1,8 |
26 | Творог | 9,9 | 10 |
27 | Сыр | 2,3 | 2,5 |
28 | Яйца (шт.) | 151 | 180 |
29 | Маргарин | 3,9 | 6 |
30 | Масло растительное | 6,4 | 7 |
31 | Соль | — | 3,65 |
32 | Чай | — | 0,5 |
13 | Специи | — | 0,73 |
Примечание. — Перечень продуктов по действующей методике при веден в среднем на душу населения; по новой методике—в среднем на мужчину трудоспособного возраста. |
Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:
• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);
• пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);
• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой — 16.
По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.
Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.
Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.
Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.
Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку "идеализированной" (усредненной) модели потребления населения.
Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.
Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параметрам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной воды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образование для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телевизор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; десять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков.
К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума.
Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачиваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика