13.3. Правовая статистика
Доминирующее место в современной моральной статистике занимает правовая статистика. Она учитывает правонарушения, подразделяемые на административные, гражданские, уголовные и различного рода антисоциальные явления. Правовой статистикой анализируются причины и условия, способствующие возникновению этих явлений, изучаются структура и динамика преступности и антисоциального поведения. Такие разработки ведутся на уровне каждого региона, а сводные итоги определяются по стране в целом.
Основной поток информации правовой статистики идет по ведомственным каналам — органам министерства юстиции. Часть отчетов поступает также в систему государственной статистики. В регионах эти отчеты направляются в статистические органы от управлений юстиции при местной администрации — мэрии и др.
В статистические органы поступает информация в основном следующего содержания: количество правонарушений и уголовных преступлений по их видам; количество лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности; данные о мерах уголовного наказания, о составе осужденных; материалы об осужденных несовершеннолетних и др.
Наибольшую социальную опасность представляют уголовные преступления. Они классифицируются по видам: особо опасные государственные преступления, бандитизм; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; нарушение правил о валютных операциях; хищение государственного или общественного имущества; умышленное убийство, убийство при превышении пределов необходимой самообороны, неосторожное убийство; умышленное тяжкое телесное повреждение; преступления, связанные с венерическими заболеваниями или СПИДом, изнасилование; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей; нарушения правил охраны труда и безопасного производства работ; преступления против личной собственности граждан; спекуляция, злоупотребления в сфере обслуживания населения; изготовление и хранение спиртных напитков домашней выработки; должностные преступления; сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, хулиганство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; угон автотранспортных средств; преступления, связанные с наркотиками, воинские преступления, прочие преступления, требующие дознания и следствия.
Общим показателем уровня преступности является число зарегистрированных преступлений (табл. 13.4).
Таблица 13.4
Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
Год | Число зарегистрированных преступлений | ||
за данный год, тыс. | в % к 1976 г. | ||
1976 | 835 | 100 | |
1980 | 1028 | 123,1 | |
1985 | 1417 | 169,7 | |
1990 | 1939 | 220.3 | |
1995 | 2756 | 330,0 | |
1998 | 2582 | 309,2 | |
Источники: Преступность и правонарушения. 1992 г. — М.: Госкомстат России, 1993 г. — С. 16; Состояние преступности в России за 1993 г. — М.: Финансы и статистика, 1994 г. — С. 3; Российский статистический ежегодник, 1999 г. — М.: Госкомстат России, 1999.—С. 176. |
Ряд преступлений подразделяется на виды по степени их тяжести, последствиям, условиям совершения, способам осуществления преступного деяния.
Особую опасность представляет организованная преступность. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой в процессе криминальной деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени. Первые учетные данные об организованной преступности появились в нашей стране в 1989 г. Учет включает перечень следующих общеуголовных преступлений, совершенных организованными группами: умышленное убийство; изнасилование; умышленное тяжкое телесное повреждение; кража; грабеж; разбой; мошенничество; вымогательство; преступления, связанные с оружием, взрывчатыми и наркотическими веществами; похищение детей; нарушение правил о валютных операциях; должностные хищения; взяточничество; контрабанда и др. Сбор таких сведений продолжается.
Специально должна выделяться преступность в вооруженных силах. Однако систематические открытые статистические данные такого рода до сих пор в России не публикуются. Преступность военнослужащих подразделяется на воинские преступления, общеуголовные преступления, государственные преступления. Каждый из видов подразделяется по родам войск и категориям военнослужащих, совершивших преступления.
В правовой статистике выделяются правонарушения, совершенные политической и правящей элитой. Уголовные преступления, совершенные работниками системы государственной службы, подразделяются по принадлежности их: к органам государственного управления (министерства и их структуры на местах, кредитные и банковские учреждения, контролирующие органы и таможенные органы и иные), к правоохранительным органам (органам внутренних дел, безопасности и иным), к органам власти (депутаты субъектов Федерации, местных органов власти, руководители администрации и пр.), к судебным органам.
Группировки используются для характеристики лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и меры наказания преступников. По результатам судопроизводства выделяются группы лиц: 1) в отношении которых дела прекращены за отсутствием состава, события преступления или за недоказанностью преступления; 2) невменяемых, к которым применены принудительные медицинские меры; 3) осужденных. Меры уголовного наказания также группируются: смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы без лишения свободы, направление в дисциплинарный батальон, отсрочка исполнения приговора, штраф, содержание на гауптвахте, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества и др.
Приведение смертной казни в России к исполнению носит единичный характер, так как основной массе заключенных смертная казнь в порядке помилования заменяется лишением свободы до 15 лет, либо пожизненно.
Состав осужденных рассматривается по:
• месту жительства — постоянные жители данной местности, лица. имеющие постоянным местом жительства другой регион;
• полу — мужчины и женщины;
• состоянию — в состоянии опьянения алкогольного, наркотического, сильного душевного волнения;
• характеру участия — в группе, в организованной группе, в одиночку;
• возрасту — 14 — 17 лет, 18 — 24 года, 25 — 29 лет, 50 лет и старше;
• занятию в период совершения преступления — рабочие, служащие, работники частных предприятий, учащиеся моложе 18 лет, учащиеся старше 18 лет, трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, в том числе безработные, заключенные и пр.;
• образованию — из общего числа осужденных лица с высшим образованием, средним специальным, средним общим и неполным средним образованием;
• прошлой судимости — по числу прошлых судимостей и видам прошлых преступлений;
• месту совершения преступления — на улице, в местах заключения и т. д.
В качестве примера приведем некоторые характеристики лиц, совершивших преступления (табл. 13.5).
К правонарушениям, связанным с привлечением к административной ответственности, относятся: распространение ложных сведений о кандидате, воспрепятствование осуществлению избирательного права, незаконные действия с наркотиками, торговля с рук в неустановленных местах, самовольная добыча янтаря, азартные игры, нарушение порядка проведения массовых мероприятий, незаконное изготовление и распространение массовой информации, завышение цен в частных предприятиях торговли, нарушение равноправия граждан и единства территории, нарушение законодательства о приватизации предприятий, об охране памятников и др. При установлении факта административного правонарушения применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
К числу гражданских дел, рассматриваемых судами, относятся:
• дела, касающиеся семейно-брачных отношений о расторжении брака супругов, взыскании алиментов на содержание детей, установлении отцовства, лишении родительских прав;
• трудовые споры работников государственного общественного сектора: об оплате труда, о признании забастовок незаконными и возмещении причиненного ими ущерба, возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей;
• иски о возмещении вреда за увечье и смерть ??? при исполнении трудовых обязанностей, ???, движений и авариях на транспорте;
• дела о выселении из домов и государственного жилого фонда, из служебных жилых помещений, связанные с приватизацией жилой площади, другие жилищные споры;
• дела о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, в том числе связанные с проведением земельной реформы;
• иски, связанные с приватизацией предприятий;
• иски о защите интеллектуальной собственности,
• иски о возмещении ущерба из-за некачественных товаров и услуг;
• иски о защите чести и достоинства граждан;
• дела о признании граждан ограниченно дееспособными и др. Решения суда по гражданским делам могут быть следующими:
иск удовлетворен, отказ в принятии иска, дела переданы в другие суды, Могут быть вынесены частные определения.
Таблица 13.5
Состав лиц, совершивших преступления в России
в первом полугодии 1994 г. и в 1998 г.
Категории лиц | Удельный вес в общем числе выявленных лиц, % | |
I полугодие 1994 г. | 1998 г. | |
Женщины | 13,1 | 14,7 |
Несовершеннолетние | 14,2 | 11,1 |
Безработные | 8,2 | 5,5 |
Ранее совершавшие преступления | 21,2 |
|
Совершившие преступления в группе | 34,5 |
|
Совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения | 41,9 |
|
Совершившие преступления в состоянии наркотическо-токсического возбуждения | 0,4 |
|
Источники: Состояние преступности в Российской Федерации за 1 полугодие 1994 г — М.: Финансы и статистика, 1994. — С. 15. Российский статистический ежегодник. 1999 — Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 176. |
Специальная разработка проводится по судебным делам о хищениях, хозяйственных и должностных преступлениях по отдельным отраслям экономики. При этом лица, совершившие преступления, подразделяются на: руководителей данного предприятия, учреждения; прочих работников данного предприятия, учреждения; не работающих на этом предприятии.
Наиболее распространенные виды преступлений, рассматриваемые при таком анализе, следующие: хищение, получение взятки, дача взятки, другие должностные преступления, нарушения правил охраны труда и безопасного производства работ, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Особое внимание уделяется делам об осужденных несовершеннолетних. Эти преступления классифицируются по видам с учетом сопутствующих обстоятельств и степени тяжести, способа совершения преступления, В разных аспектах рассматриваются личности преступников. Проводятся следующие группировки: по возрасту— 14—15лети 16— 17лет; по полу — мальчики, девочки; по типу семьи, в которой воспитываются, — в семье с одним родителем, вне семьи (в интернате, детдоме и т. п.), в нормальной семье; по занятию — неработавшие и неучившиеся, учащиеся, работающие; по состоянию в момент совершения преступления — алкогольного или наркотического опьянения.
Проводится группировка по обстоятельствам совершения преступления — в одиночку, в группе без участия взрослых, в группе с участием взрослых. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказания; лишение свободы на срок до десяти ??? правительные работы, условное осуждение, отсрочка ис??? приговора, передача для перевоспитания и под наблюдение трудовым коллективам. В статистической отчетности представлены данные о распределении осужденных по видам наказания.
Основными показателями в правовой статистике являются абсолютные данные о числе преступлений, числе преступников и мерах наказания. Они определяются на базе названных выше группировок. Кроме того, вычисляются некоторые обобщенные показатели, например: средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средняя сумма ущерба от преступных действий. Анализируется динамика этих показателей на основе системы рядов динамики. Рассчитываются специальные показатели: абсолютные приросты (ценные и базисные), темпы роста и прироста и др.
Важным направлением исследования в правовой статистике служит оценка степени криминогенности ситуации в различных регионах страны. Главным показателем в этом случае выступает коэффициент преступности, который находится как число уголовных преступлений на 10 тыс. человек населения, проживающего на данной территории. Этот показатель рассчитывается как индивидуальный по отдельным видам преступлений. Если нужно дать сводную оценку уровня преступности, то вычисляют "сводный индекс преступности", представляющий собой среднюю взвешенную индивидуальных коэффициентов преступности. При этом вводится балльная оценка степени тяжести преступлений каждого вида.
Вычисляется также коэффициент криминогенной пораженности территорий:
где М — выявлено лиц, совершивших преступления;
— численность населения в возрасте от 14 до 55(60) лет-
Расчет обобщающих показателей позволяет группировать территории по криминогенной пораженности. Так, в России, по данным за 1990 г., были выделены семь уровней криминогенности (табл. 13.6).
Автор приведенной в табл. 13.6 группировки Г. И. Забрянский относит уровни групп криминогенности 1 — 3 к территориям с позитивной криминогенной ситуацией; уровень 4, по его же мнению, отражает ситуацию среднюю; уровни 5—7 — негативную.
За период 1990—1998 гг. на фоне общего роста уровня криминогенной пораженное территории России наблюдалась значительная дифференциация субъектов РФ по характеру динамики показателя. В целом по стране доля регионов с показателем выше среднего возросла с 21% до 46%, Во многих регионах изменились уровни криминогенности. они переместились в группы с более неблагоприятной ситуацией. Так, из первой, самой благополучной группы переместились: Москва — во вторую, Московская и Ульяновская области — в третью; Петербург — из второй в пятую, Ленинградская область — из пятой в шестую и т. д. К 1998 г. в первой группе остались лишь республики Дагестан и Ингушетия. В наиболее неблагоприятной, седьмой группе в 1998 г. оказались области Курская, Пермская, Магаданская, Сахалинская, Хабаровский край и Еврейская автономная область. В четырех регионах ситуация улучшилась — в республиках Саха, Тыва, Северная Осетия и Кабардино-Балкария.
Показатели правовой статистики позволяют произвести развернутый анализ состояния преступности в стране, его динамики и региональной дифференциации. В частности, данные за 1 полугодие 1996 г. показали, что раскрываемость преступлений около 67%. В структуре преступности преобладали имущественные преступления (56%). На 1 июля 1996 г. в местах лишения свободы находились 822 тыс. осужденных, из числа которых 131 тыс. женщин, 98,9 тыс. несовершеннолетних. С начала 1996 г. зарегистрировано 18,2 тыс. преступлений, совершенных нероссиянами, в том числе 14,5 тыс. жителями СНГ.
В 1998 г. по сравнению с 1990 г. в России общее число зарегистрированных преступлений возросло на 40%, число самых тяжких преступлений — убийств и покушений на убийство — увеличилось на 90%. Особенно убедительным свидетельством неблагоприятных тенденций динамики криминогенности является то, что число убийств и покушений на убийство лицами моложе 30 лет возросло за 1990—1998гг. на 103%.
Таблица 13.6
Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
№ груп-пы | Уровень криминоген-ности | Коэффициент криминогенной пораженности | Число регионов | Территория |
1 | Очень низкий | 412,3—651.5 | 5 | Ульяновская и Московская области, Чечено-Ингушская Республика, Дагестан, г. Москва |
2 | Низкий | 704,2—844,0 | 13 | Мурманская, Калужская, Курская, Тульская, Белгородская, Костромская, Самарская. Липецкая, Челябинская области, Башкирия, Чувашия, Северная Осетия, г. Петербург |
3 | Ниже среднего | 865.7—966,5 | 17 | Пензенская, Оренбургская, Вятская, Орловская, Саратовская, Волгоградская, Магаданская, Ивановская, Нижегородская. Владимирская, Ярославская области, Кабардино-Балкария. Удмуртия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Карелия |
4 | Средний | 974,1—1095,9 | 20 | Воронежская, Камчатская, Калининградская, Рязанская, Томская, Архангельская, Тверская, Омская, Новосибирская, Тамбовская, Свердловская, Пермская, Амурская, Сахалинская, Брянская области, Мордовия, Саха (Якутия), Ставропольский, Краснодарский, Красноярский края |
5 | Выше среднего | 1116,4—1351,5 | 12 | Смоленская, Тюменская, Кемеровская, Ленинградская, Иркутская, Астраханская, Читинская, Новгородская области, Калмыкия, Приморский, Алтайский, Хабаровский края |
6 | Высокий | 1655,5—1702,1 | 2 | Псковская область, Бурятия |
7 | Очень высокий | 2330,0 | 1 | Республика Тыва |
| Итого |
| 70 |
|
Источник. Вестник МГУ. Серия право. — 1993. — № 2. — С. 43. |
Приведем пример упрощенной системы показателей правовой статистики, включающий наиболее распространенные их виды (табл. 13.7).
Таблица 13.7
Примерный вариант системы показателей правовом статистики
Группа показателей | Примеры конкретных показателей |
Абсолютные величины | Количество совершенных преступлений. Выявлено число лиц, совершивших преступление |
Относительные величины | Процент раскрытых преступлений. Среди совершивших преступления доля лиц, ранее совершавших преступления |
Показатели динамики | Темпы прироста (снижения) доли частных предпринимателей среди лиц, совершивших преступления Темпы прироста числа преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных документов, денежных знаков, ценных бумаг |
Показатели вариации | Распределение областей по числу преступлений, связанных с угоном транспортных средств |
Показатели интенсивности преступности | Число преступлений в расчете на 100 000 человек населения |
Средние величины | Средний возраст лиц, совершивших умышленные убийства |
Показатели причинно- следственных связей | Коэффициент регрессии, характеризующий влияние безработицы на интенсивность преступности |
Индексы | Изменение общего объема ущерба от преступлений против имущества за счет изменения числа преступлений данного вида и за счет изменения величины ущерба от одного преступлений |
Выделенные группы показателей являются общими для любой области применения статистики, но каждая область имеет свою специфику, которая отражается в предпочтении показателей определенной группы. Для изучения негативных явлений основными, как отмечалось, выступают абсолютные показатели. Они характеризуют распространенность явлений, следовательно, степень их опасности для общества.
В современной правовой статистике можно обозначить три главных направления исследований. Первое представляет общую характеристику состояния и тенденции преступности. Второе направление — исследование причин преступности, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения. Третье направление — статистика результатов и эффективности деятельности правоохранительных органов.
Переход к открытому обществу обусловливает новые перспективы развития моральной статистики: повышение достоверности данных, аналитических разработок в статике и динамике.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика