6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
Промежуточное потребление (отражено в счете производства Системы национальных счетов — СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги.
Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) — за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) — за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.
В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.
Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.
Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов. живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.
В странах в разных формах действует система административно-правового механизма защиты интересов потребителей, что отвечает изданным ООН "Руководящим принципам по защите интересов потребителя". Последние представляют собой своего рода хартию прав потребителей, где предусмотрена необходимость обеспечения физической их безопасности, защиты экономических интересов, разработки стандартов на изделия и услуги, возмещения убытков потребителей.
В США в 1962 г. президент Дж. Кеннеди предложил билль "О правах потребителей", в котором декларировались права: на безопасность, на информацию, на выбор, право быть услышанным. В Японии в сфере правовой защиты потребителей действуют более 50 общенациональных законов, десятки указов и распоряжений местного самоуправления. Основным же правовым документом является Основной закон об охране интересов потребителей (1968г.). В Великобритании в 1984 г. опубликована "Белая книга", '"освященная обеспечению безопасности товаров, на основе которой в 1987г. принят и соответствующий закон, предусматривающий ответственность за ущерб, нанесенный потребителю дефектами изделия. В Австрии действует около 200 законов, охраняющих права потребителей, с 1988 г. — Закон об ответственности за качество продукции. Во Франции еще в 1905 г. принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1978 г. одобрен Закон об охране прав и информации потребителей.
В конце 20-х гг. в США зародилось потребительское движение. В 1936 г. впервые появился Союз потребителей США, существующий до сих пор. С 1960 г. движение приняло международный характер — именно тогда была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге (Нидерланды). Сейчас в мире действуют: Европейское бюро потребительских союзов (в Брюсселе, с 1962 г.), Британская ассоциация потребителей (с 1957 г.), Федеральный союз потребителей (во Франции, с 1951 г.), Национальное общество защиты потребителей (в Австрии, с 1976 г.), Японская ассоциация потребителей, Всеяпонский совет связи потребительских организаций. Японский центр потребителей (с 60—70-х гг.), Всепольская федерация потребителей (с 1981 г.), Союз китайских потребителей (с 1984 г.) и др.
В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; гарантированный минимальный уровень потребления; надлежащее качество продукции; безопасность продукции, полную и достоверную информацию о ней; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества; обращение в суд и другие государственные органы; объединение в общественные организации потребителей.
На страже интересов потребителей стоит Международная организация по стандартизации (ISO), включающая национальные и государственные системы стандартизации. Наиболее известными из них являются Американский национальный институт стандартов (ANSI), Французская ассоциация по стандартизации (APNOR), Институт стандартизации Германии (DIN), Британская организация по стандартизации (BSI).
В российском законодательстве в 1993 г. были приняты два закона: "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".
Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации являются содействие потребителям в компетентном выборе продукции и защита их от недобросовестности изготовителя. Законом определен порядок обязательной сертификации продукции и услуг (она возложена на Госстандарт России) и добровольной сертификации (ее вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России). Результаты сертификации отражаются в сертификате соответствия — документе, подтверждающем соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям.
Стандартизация — деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, в целях обеспечения: их качества в соответствии с уровнями развития науки, техники и технологии; безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; единства измерений, взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов и т. д.
Организация этой работы также возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные стандарты. Стандарты же отраслей и стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам- Госстандарт России устанавливает порядок государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов со стороны всех хозяйствующих субъектов. Этот контроль осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Опираясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", в том же году правительством утверждены "Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", в которых определены основные требования в части продажи хлеба и хлебобулочных изделий, мясных и молочных продуктов, яиц, рыбной продукции (из продовольственных товаров), тканей, одежды, обуви, радиотоваров и электробытовых товаров (из непродовольственных товаров). В них предусмотрено, в частности, что на каждую партию реализуемых товаров торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Оно несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Правилами предусмотрен порядок замены некачественного товара и особо определен перечень товаров длительного пользования и непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (изделия из драгоценных металлов, ткани, бельевой трикотаж, белье, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, предметы личной гигиены и др.). На некоторые товары не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара (автотранспортные средства, мебель, электробритвы, медицинские электрорефлекторы, электробытовые приборы для термической обработки продуктов и приготовления пищи и др.).
Россия все активнее использует штриховое кодирование товаров, распространенное в международной практике и являющееся эффективным средством контроля качества продукции и ее соответствия первоначально заданному образцу. Штриховой код (небольшой квадрат с белыми и черными линиями и набором цифр под ними) — это международный товарный номер ЕАН (Международной ассоциации товарной нумерации). Он появился в США примерно двадцать лет назад, а сегодня действует уже во многих странах мира, в том числе и в СНГ (СССР в 1987 г. стал 46-м членом ЕАН). В России создана Внешнеэкономическая ассоциация в области автоматической идентификации — ЮНИСКАН, которая выдает штриховые коды и регистрирует отечественные фирмы. Товарный знак ЕАН имеют не только различные виды товаров, но и каждый вариант товара в зависимости от типа, размера и оформления, а также все его модификации, обладающие иными потребительскими свойствами.
Штриховой код для каждого товара уникален. Номер его состоит чаще всего из 13 цифр (для маркировки мелких развесных товаров и небольших по размерам применяется сокращенный шифр из 8 знаков). Первые две цифры (возможен вариант и три) — страна-изготовитель (например, США и Канада — от 00 до 09, Франция — от 30 до 37; Германия — от 40 до 43; Япония — от 45 до 49; Великобритания — 50; Дания — 57; Финляндия — 64; Швеция — 73; Италия — от 80 до 83; страны бывшего СССР — от 460 до 469 и т. д.). Следующие пять цифр (возможен вариант и четыре, если для страны отведено три цифры) — данные о предприятии-изготовителе, еще пять — некоторые характеристики товара (его масса, цвет, размер и т. д.). Последняя цифра — контрольная, она необходима для проверки правильности считывания кода специальным электронным устройством — сканером. Возьмем, к примеру, код 460 1234 67890 3 и дешифрируем его: 460 — Российская Федерация; 1234 — завод алюминиевых конструкций (г. Мытищи, улица Северная, 7, тел. 5-67-23, телефакс — 5-67-28); 67890 — ложка алюминиевая, десертная, штампованная, декоративная.
На мировом рынке сегодня отсутствие кода значительно снижает конкурентоспособность продукции. В некоторые страны, например в США, Канаду, Японию, реализовать товар без соответствующего знака на упаковке невозможно.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика