4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо народа — высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей . Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика