logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

8.2. Показатели использования свободного времени

Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Роль его с развитием общества будет воз­растать. Оно органично связано с рабочим временем. Будучи оп­ределенным результатом общественного развития и действия объективного закона экономии рабочего времени, оно в то же время выступает и фактором этого развития. Однако механизм приведенного закона обеспечивает лишь сбережение рабочего времени, а это еще не гарантирует его превращение в свобод­ное. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выйдя за пределы экономической деятельности. От самого общества уже зависит, как будет реально использовано сбереженное рабо­чее время. Для решения этой задачи, возможно, необходимо ис­пользовать нормативный подход в сфере свободного времени и ввести показатель — норму свободного времени.

Свободное время - социальная категория, имеющая непо­средственное отношение к развитию личности и понимаемая как время для возвышенной деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это бо­гатство использовалось качественно, по своему прямому назна­чению и способствовало самовоспитанию. В его структуре долж­ны преобладать общественно полезные временные затраты. Оно включает элементы умственной, социальной, физической дея­тельности, отдых и развлечений.

В классификации затрат свободного времени сейчас выделяются следующие: посещение театров, кино, концертов, спортивных и других зрелищных мероприятий; просмотр телепередач, про­слушивание радио; чтение газет, журналов, художественной ли­тературы; прогулки и занятия спортом; встречи, визиты, игры и т. п., прочие виды отдыха: социально-политическая деятельность, ми­тинги, собрания, религиозные занятия.

Продолжив приведенный ранее пример о распределении су­точного фонда времени рабочих и служащих поданным бюджет­ного обследования семей в марте 1985 г., расшифруем свобод­ное время (табл. 8.2).

Приведем другой пример, характеризующий использование свободного времени женщинами-рабочими и служащими в быв­шем СССР по итогам обследования бюджета времени в марте 1990 г. (табл. 8.3).

Свободное время дифференцировано у мужчин и женщин. Прежде всего отметим, что у мужчин его в 2 раза больше, чем у женщин Однако в обоих случаях оно сокращается. У работающих

Таблица 8.2

Свободное время работающих (СССР, март 1985 г.)

Элементы свободного времени

Свободное время, час и мин

мужчин

женщин

рабочий

день

выходной

день

рабочий

день

выходной

день

Посещение театров, кино.

концертов, спортивных и

других зрелищных меро­приятий

0—07

0—36

0—07

0—37

Просмотр телепередач, прослушивание радио

2-04

3—78

1—09

2—18

Чтение газет, журналов, ху­дожественной литературы

0—41

2—18

0—18

0—42

Прогулки и занятия спортом

0—19

2—09

0—22

0—57

Другие виды затрат

0—29

2—09

0—22

1—28

В среднем на одного работающего

3—42

8—38

2—07

6—02

Таблица 8.3

Свободное время работающих женщин (СССР, март 1990г.)

Элементы свободного времени

Свободное время, час и мин

рабочий день

выходной день

Посещение театров, кино, концертов, спортивных мероприятий

0-04

0—22

Просмотр телепередач, прослушивание радио

0—51

1—50

Чтение газет, журналов, художественной литературы

0—14

0—30

Прогулки и занятия спортом

0—05

0—29

Встречи, визиты, игры и т, п.

0—04

0—48

Прочие виды отдыха

0—04

0—32

Социально-политическая деятельность, митинги, собрания

0—01

0—02

Религиозные занятия

0—01

В среднем на работающую женщину в сутки

1—23

4—38

женщин оно сократилось в 1990 г. по сравнению с 1985 г, с 2 ч 07 мин до 1 ч 23 мин в рабочие дни; с 6 ч 02 мин до 4 ч 36 мин—в вы­ходные. Возросли затраты времени на ведение домашнего хо­зяйства и на работу в личном подсобном хозяйстве, в садовом, дачном и других земельных участках, Свободное время населе­ния сокращается и с возрастом. Так. у женщин в возрасте 45 лет и старше его меньше, чем в возрасте 16—19 лет, в 1,7 раза.

Общая закономерность в использовании рабочего времени работающими членами семей сводится к тому, что большая его часть используется пассивно, в основном на просмотр телепередач и прослушивание радио. Так, по рабочим дням у мужчин и женщин на это уходит 60% свободного времени, а на чтение — в среднем 1 0%. В выходные дни свободное время используется более раз­нообразно. Снижается доля пассивного отдыха в среднем до 40% и увеличиваются затраты времени на встречи, визиты, игры, по­сещение кафе и т. п.

Статистика позволяет выявить особенности бюджета времени у разных групп населения. Например, по данным отечественной государственной статистики, доля свободного времени у разных групп населения колеблется от 5 до 34% суточного фонда времени.

Среди членов обследованных в 1990 г. семей почти 20% со­ставили учащиеся. Вот как распределилось свободное время у учащихся в возрасте 18—19 лет: его продолжительность в сред­нем за день составляет 4 ч 12 мин, в том числе; просмотр телепе­редач 1 ч 23 мин, чтение — 29 мин, посещение театров, концер­тов, музеев —4 мин, дискотек — 10 мин.

На бюджет времени населения влияет сезонный фактор. По­этому бюджет времени в целом и особенно несвободное время изу­чаются раздельно для летнего (с апреля по сентябрь) и зимнего (с октября по март) периодов — для мужчин и женщин с учетом со­циальной или социально-профессиональной группы.

Что касается других стран, то по результатам международного исследования, проведенного учеными Мичиганского универси­тета, меньше всего свободного времени остается у японцев, традиционно отличающихся трудолюбием и высокой работоспособ­ностью: немногим более 13ч в неделю — у мужчин и около 11 ч — у женщин. На другом полюсе датчане, у которых время на отдых составляет 54 ч в неделю — у мужчин и на 1 ч меньше — у женщин. На «среднего» мужчину в США приходится в неделю 20,4 ч отдыха и на женщину — около 22 ч.

Наша страна (бывший СССР) в этом исследовании фигуриро­вала в числе лидеров по продолжительности рабочей недели: мужчины в неделю проводили на работе в среднем 54 ч (для сравнения в Японии—52, США—44, в Дании—33,4 ч). Среди женщин здесь также было наше лидерство: продолжительность рабочей недели составляла более 39 ч.

Изучение структуры свободного времени у отдельных соци­альных групп, половозрастных категорий населения, жителей го­рода и села, сезонных и территориальных различий составляет основную задачу статистики бюджета времени населения. Она решается с помощью разного рода группировок и известных по­казателей статистики. Для оценки различий в структуре времен­ных затрат у отдельных групп и категорий населения уместно вос­пользоваться показателями среднего линейного и среднего квадратического структурных различий, построенных по аналогии с показателями вариации. Только в данном случае берутся раз­ности не между вариантами и средней величиной, а между структурными составляющими бюджета времени двух сравниваемых совокупностей.

Более универсальным показателем, обобщающим различия в структуре временных затрат, считается коэффициент А. Салаи:

где и — затраты времени на m-й элемент затрат в i-и и j-й группах;

— число элементов затрат времени.

Этот показатель принимает значения в интервале их различий. Воспользуемся приведенными ранее данными о распределе­нии свободного времени у мужчин и женщин по рабочим дням (в часах и минутах) и рассчитаем А. Салаи, переведя часы в ми­нуты, поданным табл. 8.3:

Как видно, различия у мужчин и женщин в использовании сво­его свободного времени в рабочие дни невелики.

Расчет того же показателя по выходным дням дал следующий результат:

Здесь различия оказались более значительными и возросли по сравнению с рабочими днями почти в 1,4 раза. Наибольшее влияние на этот результат оказали различия у мужчин и женщин в использовании ими свободного времени на просмотр телепередач и прослушивание радио (преимущество здесь у мужчин в 1 ч, или в 1,4 раза), чтение (у мужчин преимущество составило 36 мин, или в 1,9 раза) и особенно прогулки и занятия спортом (сущест­венное преимущество у женщин —40 мин, или в 3,4 раза).

Изучая структуру свободного времени населения, важно вы­делить долю общественно полезных его затрат, исключив из об­щей его величины затраты на встречи, визиты, рестораны, кафе и т, п. По тем же данным этот показатель составил:

по рабочим дням

по выходным дням

В статистике свободного времени широко могут применяться показатели структуры численности обследованного населения отдельных социальных групп, имеющего те или иные затраты времени, а также показатели продолжительности выполнения определенного вида занятий как по всем опрошенным, так и по той части их, которая имеет данные затраты в своем бюджете свободного времени, и др.

Статистика бюджетов времени тесно связана с изучением со­циальной и демографической структур населения. Принадлеж­ность к той или иной группе может существенно влиять на затраты времени на определенный вид деятельности, на общую структуру бюджета времени. Доказательство существенности различий средних затрат времени на чтение, образование, ведение до­машнего хозяйства и другие занятия для разных групп населения можно получить, используя t-критерий Стьюдента или F-критерий Фишера, а также непараметрический критерий хи-квадрат.

Информация о специфике использования свободного време­ни различными типами домохозяйств необходима для развития системы образования, индустрии отдыха при выборе ориентации на развитие индивидуальных форм рекреационной деятельности лиц разных возрастных групп или на совместный отдых членов семей разного состава: с малолетними детьми, с детьми-подро­стками и т. д.