12.2. Обеспечение населения информацией
В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени — от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% — время на чтение,
Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы: выборочные опросы об использовании средств массовой информации, формах ее получения, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров — дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам.
Большую помощь в представлении такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются.
В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1).
П
Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты
Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжительность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприемными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосостояния и культуры населения страны.
Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями - книгами, брошюрами, журналами и газетами. К книгам относятся непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, к брошюрам — непериодические публикации более 4, но менее 48 страниц. Журналом называют периодическое издание статей, очерков, заметок, информации. Журналы имеют установленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным газетам относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. Выпуск ежедневных газет в некоторых странах мира представлен в табл. 12.2.
При выпуске печатной продукции учитываются печатные единицы — полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрованные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типографского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, переизданиях, переводах и переработках.
Таблица 12.1
Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами» 1996г.
Страна | Количество, приходящееся на 1000 человек населения, шт. | |
телевизоров | радиоприемников | |
Австралия | 554 | 1385 |
Германия | 564 | 946 |
Китай | 319 | 195 |
Польша | 337 | 578 |
Россия | 369 | 329 |
США | 805 | 2115 |
Швеция | 499 | 907 |
Япония | 684 | 957 |
Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 588. |
К показателю печатной продукции относится количество листов (листаж) — общий объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической промышленностью для характеристики результатов своей деятельности. Различают печатные листы (физические листы размером 60 х 90 см) и авторские
Таблица 12.2
Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
Страна | Разовый тираж на 1000 человек населения (1996 г.), экз. |
Австралия | 294 |
Германия | 311 |
Польша | 113 |
Россия | 97* |
США | 212 |
Япония | 580 |
*В 1998 г. Источник. Российский статистический ежегодник, 1999, Статистический сборник. — М-: Госкомстат России. 1999. — С. 588- |
листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней.
Тираж определяется числом экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати. Тираж произведений определяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж — число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1.
Выпускаемые издания группируются последующим тематическим разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художественная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, литература универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.
Таблица 12.3
Динамика выпуска печатной продукции в России
Вид печатной продукции | Число изданий, тыс. печатных единиц | Годовой тираж* | |||||||
1958г. | 1990г. | 1998г. | 1985г. | 1990г. | 1998г. | ||||
Книги и брошюры | 51 | 41 | 46 | 1725125 | 1553 | 408 | |||
Журналы и другие периодические издания | 3869 | 3681 | 3420 | 2726 | 5010 | 659 | |||
Газеты | 4567 | 4808 | 5436 | 32 | 37 | 8 | |||
*Годовой тираж приведен по книгам и журналам в млн. экз., по млрд. экз. Источник. Российский статистический ежегодник. 1999.. Статистический сборник — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 235. |
1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Финансы и статистика, 1985. — С.503.
Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книжного бума, характерного для России в 1985— 1990 гг., к спаду выпуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет — в сокращении тиража при довольно стабильном и даже возрастающем числе изданий.
Для изучения коммуникационного пространства используется контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изучения могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объявления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и появления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формулирование системы кодирования.
Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следующие четыре характеристики:
• частота: фиксация и подсчет числа единиц анализа и счета;
• направленность сообщения внутри содержания — позитивная или негативная оценка, поддержка или опровержение;
• интенсивность — сила или мощность сообщения в выделенной направленности;
• определение объема занимаемого пространства — размер сообщения, его длительность, подсчет слов, предложений и др.
Надежность системы кодирования проверяется путем сопоставления результатов анализа одного и того же текста несколькими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особенностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных отношениях, а мужские — о достигнутых успехах или на темы, связанные с агрессией.
Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население не знает, что их поведение изучается. Так, исследователи определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автомашинах, доставленных на ремонт.
Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библиотеки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г.
К основным показателям массовых библиотек относятся:
• библиотечный фонд — организованное собрание документов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала большого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и других материалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года;
• число читателей библиотек — лиц, пользующихся библиотекой, численность которых определяется по читательским формулярам;
• книговыдача — выдача читателю одного экземпляра документа для временного пользования в читальном зале или на абонементе;
• обращаемость библиотечного фонда, определяемая отношением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования;
• читаемость, определяемая отношением годовой книговыдачи к численности читателей и отражающая интенсивность использования библиотечного фонда читателями;
• насыщенность библиотеками отдельных населенных пунктов (наличие библиотек в городах, поселках городского типа и сельской местности);
• доступность библиотек для населения (численность населения, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения);
• книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя).
Большинство показателей является по своей сути моментными — характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или среднегодовое. При расчете производных показателей, которые получаются в результате отношения абсолютных показателей, важно обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период.
Основываясь на взаимосвязи динамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библиотечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным признаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оправданным является следующее соотношение в изменении показателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль:
где — индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значения соответствующего показателя к базисному (прошлому).
На основании такой взаимосвязи можно построить мультипликативную зависимость результата (стоимости библиотечных услуг) от факторов. В полном виде такая система имеет вид:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с имеющейся информацией в государственной статистике данная зависимость может быть несколько «свернута»:
где В — выдано книги журналов;
Б — число библиотек;
К. — среднее число читателей, приходящихся на одну библиотеку;
Ч — библиотечный фонд, приходящийся в среднем на одного читателя;
Н — число книговыдач в среднем на 1000 экземпляров библиотечного фонда.
Динамику результативного показателя "выдано книг и журналов» (В) можно разложить по факторам, используя аналитические индексы:
Аналитические индексы могут быть построены, как известно, по-разному:
• либо методом изолированного изменения факторов, когда один фактор изменяется, а все остальные закрепляются на базисном уровне, например: (значком «1» обозначены данные отчетного, значком «О» — базисного периодов);
• либо методом взаимосвязанного изменения факторов. При этом возможны два варианта системных индексов: с различной перекрестной системой взвешивания факторов:
(1) (2)
Произведение аналитических индексов, составляющих как первый, так и второй варианты системы, дает индекс результативного признака:
Второй вариант системы в большей степени соответствует традициям отечественной статистики. Она исходит из первоочередного изменения первичного признака-фактора (в данном случае это число библиотек), на фоне которого происходят изменения всех последующих факторов.
Рассмотрим динамику библиотечного обслуживания населения России за 1990—1998 гг. (табл. 12.4).
В первой половине 90-х гг. произошло сокращение как спроса, так и предложения услуг библиотек. Сеть учреждений становится менее доступной, особенно в городах, где сокращение числа библиотек происходит более интенсивно, чем в сельской местности. Поэтому в городах продолжается процесс укрупнения библиотечных фондов. Во второй половине 90-х гг. именно в городах начинается оживление спроса (увеличение числа книговыдач) при продолжающемся сокращении предложения (уменьшается не только число библиотек, но и библиотечный фонд). В сельской местности продолжается сокращение как спроса, так и предложения, однако уменьшение происходит синхронно: предложение сокращается медленнее, чем спрос, т. е. в соответствии с нормалью.
Таблица 12.4
Динамика библиотечного обслуживания населения России
Год | Выдано книг и журналов | Число массовых библиотек, тыс. | Численность читателей, млн. | Библиотечный фонд, млн. экз. |
1990 | 1506 | 62,2 Ой,Ь | 71,9 / 1,7 | 1155 |
1995 | 1325 | 54,4 | 60,2 | 1105
|
1998 | 1343 | 52,2 | 59,3 | 1053 |
Изменение за период, % |
| |||
1990-1995 гг. | 88,0 | 86,9 | 83,7 ! | 95,7 |
1995-1998 гг. | 101,4 | 96,0 ! | 98,5 | 95,3 |
В том числе в городской местности 1995—1998гг. |
102,3 |
91,6 ! |
98,5 |
95,2 |
в сельской местности 1995—1998гг. |
94,6 |
97,5 |
96,7 |
95,4 |
Примечание. Знаком «!» выделены случаи нарушения нормалей. Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 1999. — ML: Госкомстат России, 1999. — С. 234—235. |
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика