14.3. Характеристика
ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Общественное мнение — это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия. Общественное мнение может формироваться на основе жизненного опыта, но может складываться под целенаправленным воздействием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения определяется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.
При формировании общественного мнения необходимо учитывать интересы как общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических групп, трудовых коллективов и отдельных личностей. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказавшихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение.
Его изучение выступает, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных задач социальной статистики. Здесь основное — выделение актуальных проблем, имеющих важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социальных или народнохозяйственных проблем, проблем управления. Оно исследуется не только статистическими методами, однако их значение достаточно велико.
В процессе формирования общественного мнения выделяются определенные соподчиненности и взаимосвязи между его носителями. Интересы общества в целом могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е, которое отражало бы мнение большинства социальных групп населения. Процесс формирования общественного мнения многомерен, Он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консультативных встреч, дискуссий, споров.
Одним из важнейших условий анализа формирования общественного мнения является изучение документов- Такими документами могут быть письменные источники, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать, письма граждан. Анализ документов позволяет уточнять и формировать общественное мнение трудовых коллективов, социальных групп или мнение отдельных личностей. Мнение трудовых коллективов выражается в ходе проведения общих собраний, совещаний, обсуждений. Это относится, как правило, к таким вопросам, как характер и организация труда, бытовые условия, отношение к проводимым хозяйственным, социальным и культурным мероприятиям, затрагивающим или связанным прямо или косвенно с интересами коллектива.
Источник информации об общественном мнении — письма трудящихся в руководящие государственные органы, а также в органы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Информация, заключенная в письмах, в том числе анонимных, чаще всего отражает острые социальные проблемы, имеющие отношение не только к отдельным гражданам, но и к коллективам. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку большинство документов имеет иное назначение, а мнение, отраженное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.
В июне 1987 г. в нашей стране Верховным Советом СССР принят Закон «О всенародном референдуме», на который отныне выносятся главнейшие вопросы государственной жизни. В марте 1988 г. был создан Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Социальная статистика в своих показателях отражает интенсивность обсуждения, распространение по территории, количество населения и коллективов, принявших участие в обсуждении, число радио- и телепередач, число выпусков кинохроники, статей в периодической печати.
Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить поданным текущей государственной статистической отчетности. Их собирают на основе специально организованных опросов или на основе анализа документов, Эти показатели, как правило, отражают количественную сторону оценки населением событий и фактов общественной жизни. Они не постоянны, а формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, политическим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдельные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных иерархических уровнях: общенародном, региональном, социальной группы. трудового коллектива, интересов и профессий.
Однако на каждом иерархическом уровне можно выделить показатели, характеризующие мнение населения о различных сторонах общественной жизни, об отношении населения к проводимым социально-политическим мероприятиям. Это политическая и социальная активность, отношение к труду и трудовая активность, быт и бытовое обслуживание, организация здравоохранения и спорта, здоровье населения, народное образование и обслуживание населения научными учреждениями, культурный уровень и работа культурно-просветительных учреждений, отношение к науке, искусству, кино, телевидению, спорту, семейные и личностные отношения, коммуникабельность в трудовых коллективах.
Общенародный уровень статистического исследования предопределяет опрос или высказывание мнения о государственной политике: вопросы доверия Президенту, обсуждение новой Конституции и т. п. В показателях отражаются: число людей, общественных организаций, политических партий, принявших участие по стране в целом и по отдельным регионам, а также количество предложений, изменений и дополнений, внесенных в подготовленные к обсуждению документы. Региональный уровень предполагает опрос населения определенного региона. Эти опросы касаются проблем, жизненно важных для жителей республики, края, области, района, города. Например, такие обследования проводились в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. Уровень социальных групп предполагает опрос, обследование молодежи. пенсионеров, женщин. Главная цель — выявление отношений к политическим, экономическим и социальным проблемам. Уровень трудовых коллективов предполагает обследование предприятий, учреждений, организаций по вопросам организации труда, отдыха, удовлетворенности работой. Обследование может проводиться среди работников определенной отрасли, например шахтеров. Уровень интересов и профессий предполагает статистическое наблюдение лиц, связанных между собой определенными интересами.
Как уже отмечалось, важным источником получения данных об общественном мнении является опрос. Способ отбора и объем выборки устанавливаются для каждого обследования отдельно. Однако при формировании выборочной совокупности должны быть обязательно сохранены основные социально-демографические, производственные, территориальные и другие признаки генеральной совокупности. Изучение общественного мнения может быть самостоятельным обследованием или происходить в рамках статистического наблюдения по специальным программам, в которые включается рассмотрение общественного мнения.
Организация исследования общественного мнения охватывает следующие этапы: составление плана наблюдения, разработку программы наблюдения и способов обработки данных, проведение наблюдения, обработку материалов наблюдения, анализ данных.
В процессе подготовки опроса большое внимание уделяется таким вопросам: формированию цели и задач исследования, определению объекта наблюдения, разработке рабочих гипотез, формированию анкеты опроса, проведению пробного обследования, составлению программ разработки материалов. Формулировка цели и задач исходит из значения исследуемой проблемы, потребности практики в информации о явлениях общественной жизни, реакции населения на события в стране, проводимые социальные мероприятия.
Объектом опроса при статистическом обследовании выступают социальные группы, жители регионов, отдельные коллективы, а единицей опроса служит личность, ее мнение о явлениях общественной жизни. Единицы опроса (наблюдения) определяются очень тщательно. На стадии подготовки выборочного наблюдения формируется и выдвигается рабочая гипотеза.
Гипотеза — предположение для объяснения фактов и явлений, которые в ходе обследования можно утвердить или опровергнуть.
Рабочая гипотеза может формироваться и на основе лишь теоретического знания. С помощью гипотезы разрабатывается программа или анкета обследования. Анкета изучения общественного мнения имеет ряд особенностей, обусловливаемых объектом и единицами наблюдения.
Составление анкеты надо начинать с обращения к опрашиваемому (респонденту). В обращении кратко излагаются цели и задачи исследования, правила заполнения анкеты и порядок возврата. Главная задача обращения состоит в том, чтобы заинтересовать респондента в обсуждении проблемы, вызвать его доверие, готовность на сотрудничество, обеспечить искренность в ответах. При составлении анкеты следует учитывать, что время на ее заполнение не должно превышать 30—40 мин. Наиболее сложные вопросы рекомендуется располагать в середине анкеты, а к концу ее трудность должна снижаться.
Вопросы в анкете объединяются в блоки: адресная часть, мнение опрашиваемого по данной проблеме, социально-демографическая характеристика респондента, пол, возраст, общественная группа. Адресная часть включает минимальное число данных; республику, край, область, город, село. Как правило, блок вопросов по существу проблемы начинается с общего вопроса, характеризующего проблему в целом, после чего следуют частные вопросы. В анкеты могут включаться вопросы-«фильтры", выявляющие отношение и осведомленность опрашиваемых по теме опроса, их знания, компетентность для мотивации мнения по проблеме.
Специфика выявления общественного мнения состоит в том, что источником первичной информации выступает человек, поэтому нужно учитывать ряд психологических особенностей. Следует иметь в виду, что мнение человека неустойчиво и не всегда опрашиваемый желает высказывать собственное мнение, особенно в тех случаях, когда оно расходится с мнением большинства. Практика проведения опросов выработала специальные приемы, с помощью которых проверяются устойчивость и искренность ответов. Один из таких приемов — включение в анкету контрольных вопросов.
Вопросы могут быть закрытыми или открытыми. На открытые вопросы опрашиваемые отвечают в свободной форме, и, как правило, ответы содержат большую и разнообразную информацию. Однако закрытые вопросы обеспечивают наиболее полную и целенаправленную информацию. Варианты ответов при постановке закрытого вопроса должны обеспечивать взаимоисключаемость ответов, т. е. невозможность одновременно двух или более правильных ответов, предложенных в подсказке на поставленный вопрос. Подсказки должны обеспечивать полноту, исчерпываемость ответов путем включения в него противоположных и исключающих ответов. Если же в вопросе вскрываются причины явления, то допустимо использование нескольких ответов.
Группа вопросов, характеризующих социально-демографическое положение опрашиваемого, обычно помещается в конце анкеты. Это диктуется тем, что вопросы о личности, расположенные в начале анкеты, могут насторожить респондента и привести к искажению достоверности ответов.
При проведении обследований с целью выявления общественного мнения особое значение придается подготовке кадров счетчиков. От счетчиков требуются специальная подготовка, умение начать беседу, расположить к себе опрашиваемого, вызвать интерес у опрашиваемого и желание искренне ответить на вопросы, проявить такт, терпение.
Информация об общественном мнении может быть получена на основе: массового, стихийного, организованного, открытого, однократного, многократного наблюдения; изучения документов; общественных обсуждений — всенародных, региональных, отдельных социальных групп, отдельных лиц, конференций, съездов; научных, методологических опросов; интервью; анкетирования.
Основным инструментом проведения таких опросов является анкета, заполняемая счетчиком на основе ответов респондентов. Единовременные обследования могут быть сплошными и выборочными. При исследовании общественного мнения используются следующие виды отбора единиц из совокупности: собственно случайный, механический, типический, серийный, комбинированный, многофазный, взаимопроникающий, стратифицированный, квотный. Наиболее распространен типический, который обеспечивает наименьшую ошибку представительности (репрезентативности).
Обработка данных об общественном мнении производится следующими методами: группировки — одномерные (по одному признаку), двухмерные, трехмерные, относительные и средней величины, корреляционный и регрессионный анализ, показатели динамики.
Опросы общественного мнения сегодня широко применяются для выявления отношения общественности к актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Умело организованный опрос населения позволяет формировать общественное мнение в интересах правящей элиты, манипулировать им при выработке и корректировке политического курса.
Опросом общественного мнения в нашей стране широко занимаются информационные компании, редакции журналов, газет, отечественные и зарубежные центры, в том числе филиал Института общественного мнения Г. Гэллапа (США), Центр по изучению общественного мнения при колледже Уильямса и др.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ |
7 |
1.1. Понятие «социальная статистика» | 7 |
1.2. Взаимосвязь социальной статистики с другими науками |
8 |
1.3. Предмет исследования в социальной статистике | 9 |
1.4. Актуальность социальных проблем | 11 |
1.5. Основные задачи социальной статистики | 12 |
1.6. Практическое использование данных | 16 |
1.7. Объекты социальной статистики | 19 |
1.8. Обобщение информации по социальной сфере | 21 |
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ | 25 |
2.1. Характеристики состава населения. Информационная база | 25 |
2.2. Группировки населения и система показателей | 29 |
2.3. Методы изучения динамики состава населения | 41 |
Глава 3. СТРУКТУРА СЕМЕЙ И ДОМОХОЗЯЙСТВ | 50 |
3.1. Семья в системе общественных отношений | 50 |
3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения | 52 |
3.3. Типология семей и домохозяйств | 58 |
3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств |
65 |
Глава 4.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ |
72 |
4.1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие | 72 |
4.2. Социальные нормативы и потребности | 73 |
4.3. Задачи изучения уровня жизни | 75 |
4.4. Системы показателей | 77 |
4.5. Общая оценка уровня жизни | 82 |
4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала |
89 |
Глава 5. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ |
97 |
5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения |
97 |
5.2. Концепция доходов Дж. Хикса и система макропоказателей, характеризующая доход в СНС |
98 |
5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют |
102 |
5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе |
111 |
5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств |
115 |
5.6. Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств |
119 |
5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу) |
121 |
5.8. Дифференциация доходов | 124 |
5.9. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности |
135 |
5.10. Индексация доходов | 143 |
Глава 6. СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ |
148 |
6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование |
148 |
6.2. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне |
153 |
6.3. Фонд потребления населением основных продуктов питания | 155 |
6.4. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств | 156 |
6.5. Методы изучения дифференциации потребления | 172 |
6.6. Прожиточный минимум и потребительский бюджет | 177 |
6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен | 183 |
6.8. Индекс потребительских настроений. Индекс потребительских ожиданий населения | 203 |
6.9. Модели потребления | 211 |
Глава 7. СТАТИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ |
225 |
7.1. Задачи статистики. Источники данных | 225 |
7.2. Характеристика жилищных условий | 231 |
7.3. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда |
240 |
7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи |
244 |
7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры |
251 |
7,6. Рынок жилья | 259 |
Глава 8. СТАТИСТИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ. |
272 |
8.1. Бюджет времени населения, его структура | 272 |
8.2. Показатели использования свободного времени | 276 |
Глава 9. СТАТИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ. | 282 |
9.1. Задачи статистики. Источники данных | 282 |
9.2. Уровни занятости и безработицы | 285 |
9.3. Трудоустройство населения | 300 |
9.4. Состав безработных | 304 |
9.5. Состав занятых | 311 |
9.6. Содержание труда | 318 |
9.7. Критическая зона рынка труда | 334 |
Глава 10. САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА | 339 |
10.1. Задачи статистики. Источники данных | 339 |
10.2, Показатели здоровья населения | 342 |
10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма |
356 |
10.4. Клиническая статистика | 364 |
Глава 11. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ | 369 |
11.1. Источники информации | 369 |
11.2. Уровень образования населения | 370 |
11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования |
380 |
11.4. Российская система образования | 382 |
11.5. Дошкольное обучение | 385 |
11.6. Статистика школьного и внешкольного образования | 388 |
11.7. Методика изучения социально- профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ |
394 |
11.8. Профессиональное образование | 398 |
11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали | 403 |
Глава 12. СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА | 409 |
12.1. Источники информации | 409 |
12.2. Обеспечение населения информацией | 411 |
12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма |
419 |
Глава 13. МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. | 433 |
13.1. Понятие «моральная статистика», задачи статистики | 433 |
13.2 Методические основы | 438 |
13.3. Правовая статистика | 444 |
Глава 14. СТАТИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
454 |
14.1. Задачи и структура. Источники данных | 454 |
14.2. Показатели статистики | 459 |
14.3. Характеристика общественного мнения | 468 |
- Глава 1
- 1.1. Понятие "социальная статистика"
- 1.2. Взаимосвязь социальной
- 1.3. Предмет исследования в социальной статистике
- 1.4. Актуальность социальных проблем
- 1.5. Основные задачи социальной статистики
- 1.6. Практическое использование данных
- 1.7. Объекты социальной статистики
- 1.8. Обобщение информации по социальной сфере
- Глава 2
- 2.1. Характеристики
- 2.2. Группировки населения и система показателей
- Б) на 1 января 2000 г.
- Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
- 23. Методы изучения динамики состава населения
- Глава 3
- 3.1. Семья в системе общественных отношений
- 3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения
- 3.3. Типология семей и домохозяйств
- 3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств
- Глава 4
- 4.1. Понятие "уровень жизни населения" его составляющие
- 4.2. Социальные нормативы и потребности
- 4.З. Задачи изучения уровня жизни
- 4.4. Системы показателей
- VII. Малообеспеченные слои населения.
- 4.5. Общая оценка уровня жизни
- 4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
- Глава 5
- 5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения
- 5.2. Концепция доходов дж. Хикса и система макропоказагелей, характеризующая доходы, в снс
- 5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют
- 5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе
- 5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств
- 5.6. Программа наблюдения
- 5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)
- 5.8. Дифференциация доходов
- 5.9. Методы измерения
- 5. 10. Индексация доходов
- Глава 6
- 6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование
- 6.2. Источники данных
- 6.3. Фонд потребления населением, основных продуктов питания
- 6.4. Изучение потребления
- 6.5. Методы изучения
- 6. 6. Прожиточный минимум
- 6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен
- 6.8. Индекс потребительских настроений.
- 6,9. Модели потребления
- Глава 7
- 7.1. Задачи статистики. Источники данных
- 7.2. Характеристика жилищных условий
- 2. Движение жилищного фонда:
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 5. Обеспеченность населения жильем:
- 7.3. Показатели обслуживания
- 7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
- 7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
- 7.6. Рынок жилья
- Глава 8
- 8.1. Бюджет времени населения, его структура
- 51 Тыс. Семей в марте 1985г.
- 8.2. Показатели использования свободного времени
- Глава 9
- 9.1. Задачи статистики. Источники данных
- 9.2. Уровни занятости и безработицы
- 9.3. Трудоустройство населения
- 9.4. Состав безработных
- 9.5. Состав занятых
- 9.6. Содержание труда
- 9.7. Критическая зона рынка труда
- Глава 10
- 10.1. Задачи статистики. Источники данных
- 10.2. Показатели здоровья населения
- 10.3. Характеристики здравоохранения,
- 10.4. Клиническая статистика
- Глава 11
- 11.1. Источники информации
- 11.2. Уровень образования населения
- 11.3. Международные классификации
- 11.4. Российская система образования
- 11.5. Дошкольное обучение
- 11.6. Статистика школьного
- 11.7. Методика изучения
- 11.8. Профессиональное образование
- 11.9. Построение и анализ
- Глава 12
- 12.1. Источники информации
- 12.2. Обеспечение населения информацией
- 12.3. Потребление населением услуг
- Глава 13
- 13.1. Понятие
- 13.2. Методические основы
- 13.3. Правовая статистика
- Глава 14
- 14.1. Задачи и структура. Источники данных
- 14.2. Показатели статистики
- 14.3. Характеристика