logo
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

14.1. Задачи и структура. Источники данных

Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описываю­щей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политичес­кие нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Предмет статистики политической и общественной жиз­ни — количественная сторона явлении, происходящих в поли­тической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, органи­зациях, объединениях, трудовых коллективах.

Статистические данные позволяют полно и всесторонне рас­крыть закономерности развития общества и государства, уви­деть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных прак­тических нужд государственных органов, корректировки полити­ческого курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.

В современной России статистика политической и общест­венной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и ре­ферендумов — органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); со­циологическое обслуживание предвыборной кампании осуществ­ляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдель­ных положений предвыборных программ кандидатов и корректи­руют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ уча­ствуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения и т. д. В некоторых странах данные выборов анализируются статистическими службами. Например, в Германии анализ выполняют статистические департаменты зе­мель. Это касается прежде всего выборов в местные органы власти.

Показатели статистики политической и общественной жизни дают количественную оценку избирательной системе, деятель­ности органов представительной власти, политическим партиям и общественным организациям, формам социального протеста и по­литической борьбы, формированию элитных групп и групп поддер­жки в различных социальных слоях населения России, соотноше­нию и взаимодействию законодательной, исполнительной и судебной власти в различные периоды российской государст­венности и в настоящее время. Поскольку политическая система связана с отношениями собственности, некоторые ученые пред­лагают включить в анализ политической и общественной жизни данные о собственности (распределении предприятий и органи­заций по формам собственности, распределении занятых, их доходах и т. д.). Так, распределение общего числа зарегистрирован­ных предприятий по формам собственности на 1 января 1999 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации заложена экономическая основа развития демократического общества:

государственная собственность — 5,1%, муниципальная собст­венность — 6,3%, частная собственность — 74%, собственность общественных объединений и организаций — 6,3%, прочие формы собственности — 8,3%. Однако к статистике политической и об­щественной жизни эти показатели не относятся — они характе­ризуют только предпосылки ее развития.

В нашей стране не всегда такая статистика была доступна. В 20-е гг. ее данные публиковались в изданиях Центрального статистического управления, в которых нашли отражение материалы со­циально-культурной статистики органов государственной власти и управления (табл. 14.1).

С конца 20-х гг. материалы, характеризующие политическую систему советской государственности, становятся фактически закрытыми. Это было связано с общей политической обстановкой того времени: отказом от новой экономической политики и возвращением к военно-коммунистическим методам форсиро­ванного строительства социализма, острой политической борь­бой в политическом руководстве страны. Основные данные ста­тистики постепенно сосредоточились в двух ведомствах: Отделе информации ЦК ВКП (б) и информационном отделе ОГПУ, а слета 1934 г. — в Информационно-статистическом отделе НКВД СССР. Все статистические материалы относительно состава местных Советов, их деятельности, подлинные результаты и итоги выбо­ров поступали в высшие законодательные органы власти с гри­фом «Совершенно секретно».

Таблица 14.1

Состав Петроградского Совета IX созыва

Состав депутатов

Количество депутатов

мужчин

женщин

всего

По партийности:

члены РКП

1209

227

1436

из них с партстажем с 1918 г. и позже

369

73

442

кандидаты РКП

6

2

37

члены РКСМ

6

2

8

По возрасту (лет):

18—20

46

4

50

21—30

570

155

725

31—40

597

112

709

41—50

157

43

200

51 и старше

30

8

38

По занятиям:

рабочие

121

46

167

служащие и интеллигенция

463

79

542

политические и профсоюзные работники

397

133

530

военные

314

-

314

учащиеся

75

21

96

домохозяйки и кустари

2

31

33

безработные

28

12

40

По образованию:

неграмотные и малограмотные

4

7

11

домашнее, низшее

919

211

1130

среднее и незаконченное

среднее

272

65

337

незаконченное высшее

118

25

143

высшее

87

14

101

итого

1400

322

1722

Наиболее полная информация поступала в Политбюро ЦК ВКП (б), секретариат ЦК под грифом "Особая папка», «Совершен­но секретно" в качестве подготовительных материалов для соот­ветствующих решений Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК. В свою очередь, это означало недоступность этих материалов для исследователей и аналитиков. Процессы огосударствления об­щественных организаций и союзов привели к их фактическому превращению в придаток государственных органов.

Со второй половины 30-х гг. публикации статистических мате­риалов подвергались значительной корректировке, Среди пока­зателей фигурировали лишь половозрастной, партийный, про­фессиональный и образовательный цензы депутатов. Картина деятельности представительных органов власти оказалась в большей степени отретушированной.

Начиная с 1937 г. вырабатывался определенный тип статисти­ческого издания, рассчитанного прежде всего на пропаганди­стов. В них, как правило, публиковались краткие обобщенные таблицы с готовыми результатами в качестве иллюстраций к ос­новным положениям Конституции СССР, решениям Коммунисти­ческой партии, Советского правительства и выступлениям И. В. Сталина. Первым таким изданием стал сборник «Двадцать лет Советской власти», изданный в 1937 г. По такому же типу стали издаваться и отраслевые статистические сборники.

При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и до­стоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с доку­ментами и материалами, находящимися в российских государст­венных и ведомственных архивах на режиме специального хране­ния. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Рос­сийской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутат­ском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, засе­даниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравни­тельный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати.

Развернутые статистические материалы о политической сис­теме содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям По­литбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической пар­тии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Од­нако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скор­ректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постанов­ление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. «О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС».

Анализ исторических материалов, в том числе и данных стати­стики, позволяет утверждать, что формирование советской поли­тической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и реп­рессий, социальный, профессиональный, образовательный со­ставы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Боль­шинство партийных, советских хозяйственных кадров, составля­ющих некогда первоэлиту советского общества, было репресси­ровано во второй половине 30-х гг.

Сложные процессы восстановления российской государст­венности в конце 80 — начале 90-х гг. привели к изменению поли­тической системы — российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с пре­зидентским правлением. Система показателей статистики поли­тической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам.