4.15. Культура и искусство
К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.
Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:
художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).
В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.
В подотрасль «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.
В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2004 г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4 % общей суммы расходов, в 2006 г. этот показатель составил 0,8 %, в 2008 г. - 0,76 %. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4-5 %. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета - 20 %, местных - 80 %. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры (доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования и др.).
116
Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.
Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее иремя в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 1245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.
Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.
Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специаль- 11 гяй фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.
Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурс «Евровидение» и т.д.
Государственное целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой шлягер» и др.
Недостаток же бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек, мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт.
Вклад культуры и искусства в национальную экономику определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.
Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, индустрии развлечений. Соотношение между ними по показателю занятости в 1990 г. составляло: культура - 76 %, искусство - 24 %, в 2004 г. 84 % и 16 %, в 2009 г. - 85 % и 15% соответственно.
Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторите- * та Республики Беларусь.
Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего ; населения.
Формированию эффективно действующего экономичес- ! кого механизма развития отрасли «Культура и искусство» | будет содействовать установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1 % ВВП. I
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели