4.18. Социальное обслуживание
Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-пе- дагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
Целями социального обслуживания являются:
оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;
активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);
социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);
социальные приюты;
психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);
геронтологические центры;
организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);
реабилитационно-трудовые мастерские;
юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.
Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями - программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.
Мероприятия Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.
В соответствии с мероприятиями Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и принимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероприятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты.
В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и ветеранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляемой помощи.
С целью предупреждения и снижения уровня инвалидности, а также создания и развития системы профессиональной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа но предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы.
Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры будет способствовать hi.іIк>>іIк-иік- ІЬсударственной программы о безбарьерной гргдс жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424).
Розничная торговля
Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,7 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,5 % занятых в экономике (2009 г.).
Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».
За 1991-2009 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2009 г. к уровню 1990 г. вырос в 2 раза и составил 54736 млрд рублей в действующих ценах.
Рассматривая розничный товарооборот по формам собственности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 % , а частной - 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2009 г. доля государственной собственности уменьшилась до 14,5 %, а частной и иностранной, наоборот, возросла до 85,5 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2009 г. - 9,8 %), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2009 г. составила 3,6 % .
Число магазинов в розничной торговле значительно рас- ) ширилось за 1991-2009 гг., однако сокращается сеть мага- ] зинов потребительской кооперации на селе. Одновременно j идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем на-
п. подаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения гпрговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность к іродского населения в среднем по стране составляла 209 м2 па 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).
Торговое обслуживание сельского населения, особенно -кителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.
Общественное питание
Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населения. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.
Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г. он составил 75, 7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области (79,8 %).
Ежегодно увеличивается товарооборот общественного 11 итания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики.
Сеть общественного питания Республики Беларусь в 2009 г. представлена 11,7 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, пз них 12,5 % расположены при производственных организациях, 38,6 % - при учреждениях образования и 42,6 % - в общедоступной сети.
При учреждениях образования функционируют 4,2 тыс. объектов общественного питания на 387,2 тыс. мест, которые обслуживают более 1,5 млн студентов и учащихся. В 54,4 % общеобразовательных учреждений питание детей и учащейся молодежи осуществляют управления (отделы) образования, в 19,9 % - предприятиями (организациями) общественного питания торговли, 24,3 % - Белкоопсоюза и 1,4 % - другими субъектами предпринимательской деятельности, включая индивидуальных предпринимателей.
Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,3 тыс. столовых и буфетов на 89,4 тыс. мест, 30 % производственных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных средств.
Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых ! составляет 4,6 тыс. единиц на 193 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни и ; национальными кухнями народов мира. Например, только j в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира.
Около 70 % общедоступных предприятий - это рестораны, кафе, бары. В основном это предприятия 1 и 2 наценоч- ных категорий, только 68 из них (или 0,6 % от числа всех объектов) имеют наценочные категории люкс и высшая.
Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной ' сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. В настоящее время он составляет 19,9 мест на 1000 человек (2004 г. - 18,6 мест , 2005 - 19,1 место, 2006 - 19,9 мест). Наиболее высокие показате- j ли сложились в Брестской (21,4 места), Гомельской (21,0) и, Могилевской (20,3) областях. i
Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по: развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число, данных предприятии увеличилось на 44,4 %. В соответствии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от: 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных авто мобильных дорогах открыто 52 объекта общественного пи тания придорожного сервиса при годовом задании - 40.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели