7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государствами - партнерами по Содружеству Независимых Государств и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличались пысокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах КС - лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей произведенной продукции. Промышленность республики ( концентрирована на крупных предприятиях, производс- гпепные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского союза. Это в даль нейшем и предопределило интеграционные направления развития Республики Беларусь.
В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан, Грузия.
На период с 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, пришедшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительно переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободно торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза. Объективными причинами образования СНГ являлись:
страны, входящие в СНГ взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;
страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество: на долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара; 10 % промышленного производства; разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане - более 10 %, в Казахстане и Туркменистане - около 10 %; в России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа,1 вместе в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20 % и т.д.;
выгодное геополитическое положение: например, п территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
относительно дешевая в мировых рамках рабочая сил и др.
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в Союз. Первоначально основное внимание уделялось решению социальных проблем различного рода: безвизовый режим, учет трудового стажа, пенсии, социальные пособия, взаимное признание документов и т.д. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенном оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласование тарифной политики в различных отраслях, разрешение хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития и экономическая интегрированность несколько уступают вышеизложенным процессам.
Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ уменьшилась с 62,4 % в 2002 г. до 56 % в 2008 г. и 55,2 % в 2009 г. Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи, (в разрезе стран СНГ):
с Российской Федерацией, доля которой в экспорте РБ колеблется от 90,7 % в 2002 г. до 32,4 % в 2008 г. и 31,5 % іі 2009 г.; импорте 94 % (2002-2004 гг.) до до 59,7 % в 2008 г. н 58,5 % в 2009 г.;
с Украиной, доля которой в экспорте РБ колеблется от 6 % (в 2002-2003 гг.) до 8,5 % в 2008 г. и 7,9 % в 2009 г.; импорте от 4 % (2001-2004 гг.) до 5,4 % в 2008 г. и 4,6 % в V009 г.
Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества я вляются:
различные модели социально-экономического развития стран;
разная степень рыночных преобразований;
неконкурентоспособность ряда крупных предприятий и странах;
несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т.д.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с "реализацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и
Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. - Договор об образовании Союза Беларуси и России ив декабре 1999 г. - Договор об образовании Союзного государства. В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан. Статус наблюдателя предоставлен Армении, Молдове и Украине.
В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстан, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения - Организации региональной интеграции. В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех государств - участников СНГ. В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:
Центральноазиатское экономическое сообщество, которое сформировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г. между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном (в марте вступил Таджикистан);
ГУУАМ - неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели