4.17. Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт относятся к числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства.
По отрасли «Физическая культура и спорт» предусмотрено как бюджетное финансирование, что составляет 0,5 % расходов бюджета, так и возрастает роль внебюджетного финансирования. Основными источниками поступления внебюджетных средств являются такие виды деятельности, как оказание платных спортивно-оздоровительных услуг, сдача в аренду помещений и спортивных сооружений, а также спонсорская помощь; растет количество занятых (преподавателей, тренеров и др.).
Физическая культура определяется как часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья н физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в
производстве и быту.
Спорт рассматривается как составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют I ри основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.
В системе Министерства спорта и туризма работают (І областных учебно-методических центров физического иоспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров физкультурно- оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн человек, или 10 % населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов - .160 тыс., на предприятиях и в организациях - 250 тыс., по
.месту жительства - 187 тыс.).
На современном этапе в тесной взаимосвязи с физической культурой и спортом развивается туризм - крупная межотраслевая система, которая обеспечивает отдых и оздоровление людей, а также является потенциальным источ-
m I ком доходов государственного бюджета (отрасль работа ет с при былью).
Туристские услуги в Республике Беларусь оказываю более 350 туристских организаций, из них 13 - государс твенной формы собственности. Анализ направлений де ятельности туристских фирм показывает, что практическ 95 % из них работают на внешний рынок. Сохраняется тен денция преобладания выездного туризма над въездным За один год Беларусь посещает 64,3 тыс. иностранных турис тов, 1108 тыс. наших граждан с туристскими целями выехал за рубеж, в том числе в страны СНГ - 271,0 тыс. человек и другие иностранные государства - 837,2 тыс. человек.
Материально-техническая база отрасли «Физическая культура и спорт» включает 227 стадионов, 29 спортивных манежей, 237 плавательных бассейнов, 4813 спортивных залов, более 700 мини-бассейнов в детских дошкольных уч реждениях, около 1,4 тыс. стрелковых тиров, более 9,5 тыс. открытых спортивных площадок, а также базы олимпийской подготовки «Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ледовые дворцы многофункционального назначения, Велотрек, Минскарена.
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь предусматривающая создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах. Для ее реализации требуется:
создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными формами физической активности;
развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ;
создание физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства;
дальнейшее развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение ассортимента и
122
у Iучшение качеств товаров физкультурно-оздоровительно- m II спортивного назначения;
создание системы мониторинга, оценки и прогнозиро- иапия состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи.
Государственное управление и регулирование сферой туризма направлено на формирование современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских поездках, а также значительный вклад туризма в национальную экономику. Основные направления развития туризма, механизмы их реализации определены в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь
на 2001-2005 годы.
С целью дальнейшего эффективного развития туризма в
іеларусй требуется:
формирование привлекательного туристского имиджа;
разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в максимальной степени отражающих преимущества туристских ресурсов Беларуси;
реализация инвестиционных проектов по развитию туристской инфраструктуры в исторических городах с ценным культурным наследием.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели