8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая.
Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Основным показателем производственной безопасности является степень износа активной части основных производственных средств, которая составляет более 70 %, при нормативе 30 %.
Для повышения производственной безопасности необходимы:
структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экс- портоори-ентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
переход на инновационный путь развития экономики;
социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Дефицит консолидированного бюджета к ВВП в 2009 году составил 1,8 % при нормативе 3 %.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике.
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Норматив производства зерна на душу населения составляет не менее 0,6 тонн. В 2009 году данный показатель был равен 0,91 тонн, а в 2010 - 0,73 тонн.
В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности.
Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100 %-ную обеспеченность, а по другим
масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70 %. На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.
Так, доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного отопления государства в 2009 году составила 20 %, при установленном нормативе 30 %. Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны. При этом если ресурсы торфа исчерпаемы и большая часть их уже освоена, то Беларусь обладает возрастающим лесосырьевым потенциалом, который используется далеко не полностью. В стране каждый год на корню прирастает более 28 млн м3 древесины, а заготавливается около 12 млн м3. К тому же на деревообрабатывающих предприятиях образуется до 3,7 млн м3 отходов, которые наряду с 4,5 млн м3 низкокачественной древесины могут быть использованы как топливо.
В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85-87 % топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 % потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.
Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся: торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.
Главная задача инфраструктурной безопасности - обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
В Республике Беларусь в последние годы отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составило в 2009 году 0,68 % при минимальном нормативе 1%.
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики. К основным показателям внешнеэкономической безопасности относятся: сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП, который в 2009 году превысил минимальный норматив 5 % и составил 9,9 %, а также отношение внешнего долга к ВВП, который находится в пределах норматива 20% и составил в 2009 году 19,1 %.
Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели