logo
Natsionalnaya-e_konomika_-Lektsii

5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Каждая страна стремится к общим целям развития циви­лизации, но идет к ним своим путем, исходя из националь­ных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития.

Исходное состояние системы - это первое, что опреде­ляет,. с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Экономика Республики Беларусь к началу переходного периода харак­теризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комп­лекса республики в единый народнохозяйственный комп­лекс СССР; чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республи­ках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продук­ции на мировых рынках из-за ее низкого качества; односто­ронняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной до­статочной минерально-сырьевой базы; доминирование го­сударственной формы собственности; «социалистический» менталитет народа; несоответствие структуры производс­тва потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции; глубочайший социально-экономический кризис.

Признание, во-первых, преимуществ эволюционной фор­мы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходи­мости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государетва однозначно свидетельствовали о целесообразности со­здания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе; историческая вера в необходимость сильного госу­дарства; традиционная сдержанность, терпеливость народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным ре­формам, отказ от «шокового» пути преобразований, обога­щения немногих за счет большинства населения.

Типовая модель социально ориентированной экономи­ки характеризуется следующими чертами: «смешанная эко­номика», в которой достаточно весома доля государствен­ной собственности; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, ко­торое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют зна­чительную часть государственного бюджета.

В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа - это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных при­нципах. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие направления государственной поли­тики, определяющей контуры будущего общества: общую социальную ориентацию общества, государства, экономи­ческой системы; построение политических и идеологичес­ких структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; приоритетное развитие человеческого потенциала; переход на инноваци­онный ресурсосберегающий тип воспроизводства; повыше­ние эффективности производства и страновой конкурен­тоспособности.

В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы развития. Националь­ная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обога­щение культуры, нравственности на основе интеллектуаль­но-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынеш­него и будущего поколений.

Однако следует отметить, что некоторые преобразова­ния замедлились в связи с: недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлека­тельности для зарубежных инвестиций; отсутствием широ­кого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением оте­чественной продукцией белорусского рынка и ее продви­жением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест; низким уровнем эффектив­ности управления и экономической ответственности собс­твенников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпо­сылки и преобразования в действующей экономической системе страны: в реальном секторе - создание эффектив­ной и конкурентоспособной экономики на основе структур­ной перестройки, модернизации и обновления технологи­ческой базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; финансовом секторе - формирование финансовых структур и механиз­мов, ориентированных не только на выживание (быстрооку- паемые проекты),, но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; институци- оналъно-правовой сфере - построение системной законода­тельной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыноч­ной экономики; внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики вне­шнему миру, многовекторности внешней политики; облас­ти управления и регулирования социально-экономических процессов - гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования.

Для достижения этих целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ. Первый этап (2001-2005 гг.) - созда­ние необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни наро­да на основе роста эффективности реального сектора эконо­мики. Второй этап (до 2010 г. - создание макроэкономичес­ких условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Третий этап (2011-2020 гг.) - формирование постиндустриального информационного об­щества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие должно обеспечиваться за счет фун­кционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения час­тного бизнеса.