5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития.
Исходное состояние системы - это первое, что определяет,. с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Экономика Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы; доминирование государственной формы собственности; «социалистический» менталитет народа; несоответствие структуры производства потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции; глубочайший социально-экономический кризис.
Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государетва однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе; историческая вера в необходимость сильного государства; традиционная сдержанность, терпеливость народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований, обогащения немногих за счет большинства населения.
Типовая модель социально ориентированной экономики характеризуется следующими чертами: «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.
В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа - это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; приоритетное развитие человеческого потенциала; переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности.
В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы развития. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.
Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи с: недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест; низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны: в реальном секторе - создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; финансовом секторе - формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстрооку- паемые проекты),, но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; институци- оналъно-правовой сфере - построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики; внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики; области управления и регулирования социально-экономических процессов - гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования.
Для достижения этих целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ. Первый этап (2001-2005 гг.) - создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. Второй этап (до 2010 г. - создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Третий этап (2011-2020 гг.) - формирование постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие должно обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели