2.12. Экологический потенциал Беларуси
Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий. Однако в качестве экологического ограничения в развитии хозяйства он должен учитываться наравне с природно-ресурсным потенциалом при разработке народнохозяйственных программ и прогнозов. В свою очередь экологическое ограничение связано с фактически происходящим или предполагаемым неблагоприятным воздействием хозяйственных мероприятий на жизненную среду или технологические процессы в смежных отраслях экономики.
Географическое положение в центре Европы обеспечивает Беларуси особое место на континенте как страны, где высока доля сохранившихся сплошных массивов ненарушенных или слабо нарушенных экосистем. К ним в первую очередь следует отнести лесные и болотные массивы, особо охраняемые природные территории, которые соединены экологическими коридорами и образуют национальную экологическую сеть.
Основными структурообразующими элементами национальной экологической сети являются наименее антропогенно трансформированные природные комплексы - ядра системы, характеризующиеся высокими показателями биологического и ландшафтного разнообразия. Часть из них имеет статус заповедников и национальных парков. Связующими звеньями экологической сети выступают русла миграции генофонда (экологические коридоры) - долины рек, леса (пущи), отдельные участки сельскохозяйственных угодий. По некоторым оценкам, сохранившиеся сплошные массивы слабонарушенных и ненарушенных экосистем составляют 53-55 % общей территории Беларуси. Экологический потенциал большей части страны позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и другой продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяйственной деятельности.
Существенным показателем эффективности функционирования экологического потенциала (национальной экологической сети) является экологическая емкость. Целесообразно использование двух ее показателей.
Первый показатель - отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. На макроуровне показателем экологической емкости (1ЯК) валового внутреннего продукта является удельный вес чистой продукции (товаров, услуг) (ТУ) в общем объеме ВВП:
lэк=N/BBП
Второй - удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Измерение макроэкономических показателей производится в натурально-стоимостной
форме и рассчитывается как отношение объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов (2) на единицу ВВП; коэффициент удельных загрязнений (1г) рассчитывается по формуле:
lz=Z/BBП
В системе международных сравнений показателем, характеризующим экологический потенциал, является «объем выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водные объекты и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.
Вместе с тем при оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине XX в.
Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная часть территории страны площадью 4,8 млн га (23 % общей площади), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами (в том числе цезием-137, плотность загрязнения 1 Ки/км2 и более). Площадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем загрязнения цезием составила 1,8 млн га, из них 265,4 тыс. га исключены из сельскохозяйственного оборота. Радиоактивными веществами загрязнено 1685 тыс. га лесов, или 21 % лесопокрытой площади.
Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси. Оценка интенсивности выбросов (отношение массы выбросов к стоимости ВВП), проведенная в начале 90-х гг. XX в., показала, что по сравнению с большинством индустриально развитых стран предприятия Беларуси выбрасывали в атмосферу в 1,5-2,0 раза больше загрязняющих веществ (особенно 502).
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод, доля стоков производства составляет четвертую часть. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. К сожалению, использование земель зачастую сопровождается негативными последствиями, влекущими за собой разрушение, деградацию или загрязнение верхнего слоя почвенного покрова. На территории Беларуси деградация земель происходит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), мелиоративных работ, строительства (дорожного, промышленного, сооружения трубопроводов и т.п.). По данным почвенных исследований, эродированные и эрозионно-опасные земли занимают около 4,0 млн га (19 % территории страны). Водная и ветровая эрозия наносят существенный экологический и экономический ущерб. В целях борьбы с эрозией земель осуществляется система противоэрозионных мероприятий агротехнического, лесо- и гидромелиоративного характера. Противоэрозионные мероприятия в Беларуси проведены на площади более 600 тыс. га, однако в последние годы их объемы резко сократились.
Тема 3
РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ экономики
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели